Духовное чтение на 7 января 2018

Духовное чтение на 7 января 2017
РОЖДЕСТВО ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Рождества Христова!

В сегодняшнее воскресенье, которое выпадает на праздник Рождества Христова, предлагаем Вам к духовному и молитвенному прочтению следующие рубрики:

• Описание праздника – Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа;
• Чтение Апостола – Послание к Галатам (глава 4-я, стихи: 4-7);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 2-я, стихи: 1-12);
• Толкование Евангелия – Святителем Хроматием Аквилейским;
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – Тропарь, кондак и молитва прав. Симеону Верхотурскому.

Рождество Христово, заглавие

РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Братья и сестры, сегодня мы с вами празднуем, подобно миллиардам христиан, живших до нас, второе по значимости после Святой Пасхи торжество в православии – праздник Светлого Рождества Христова! Так же, как в любом деле особо отмечается момент его начала и момент его завершения, так и дело спасения рода человеческого на земле через воплощение второй ипостаси Святой Троицы – Господа нашего Иисуса Христа – имеет начало и конец. Конечно, говоря о конце, мы имеем в виду здесь не конец мира, а падение державы диавола, то есть Святую Пасху. Но об этом мы будем говорить несколькими месяцами позже. Сейчас нас интересует начало.

Рождество Христово, иконаЧто такое Рождество Христово, с точки зрения его современников? Рождение простого человека. Ведь Иосиф не раскрывал тайны, что не он является отцом младенца, а Сам Бог. Конечно, Ирод предпринимает ужасный шаг – убийство Вифлеемских младенцев, но в ряду кровавых преступлений Ирода это событие совершенно теряется. Родился мальчик, о великой участи которого у его мнимого отца и Пречистой Девы Марии были лишь смутные представления. Мир не перевернулся, ничего не изменилось в видимом ходе истории. Но тем не менее сейчас мы считаем наши годы от Рождества Христова. Кстати, западный монах Дионисий Малый, осуществивший переход на летоисчисление «от Рождества Христова», ошибся, предположительно лет на шесть, то есть наш Господь родился где-то в 6-ом году до нашей эры. Но в масштабах прошедшего времени это не имеет никакого значения. Важно то, что вся европейская цивилизация признает, что с рождением в этот мир младенца Иисуса история человечества делится на «до» и «после».

Что же такое принес в мир наш Спаситель? Как ни странно, даже отошедшая от христианских ценностей современная европейская цивилизация по-прежнему во главу угла ставит именно то, что принес нам Господь Иисус Христос. Пусть даже они извращают очень многое, но ядро остается. С рождением в мир нашего Спасителя в человеческом роде появился поразительный прецедент – Бог показал нам, насколько он ценит человека. Пусть человеческий род не сразу осознал произошедшее, но с течением веков в человечестве созревала мысль о том, что каждый человек – это огромная ценность. Что любой мужчина – человек, женщина – человек, ребенок – человек. Сейчас мы боремся за то, чтобы уже младенец в утробе матери считался личностью, достойной защиты от общества посредством закона. Ведь мы даже представить себе не можем, какое вопиющее неравенство процветало в человеческом сообществе на протяжении веков: рабство, расовое разделение, дискриминация по половому признаку, ненаказуемое насилие над детьми, религиозный фанатизм и тому подобное. Но человечество взрослеет. Как говорит в своих проповедях очень уважаемый мною епископ Царскосельский Маркелл, возможно, человечество сейчас находится на нулевом цикле становления христианства в мире. Нулевой цикл – это строительный термин, цикл, который включает лишь земляные работы и закладку фундамента. Может быть, еще сотни будущих поколений будут трудиться над реализацией на земле Евангелия Христова, чтобы можно было сказать, что оно действительно проповедано всей твари. Кто знает? Только один Господь.

Рождество Христово, икона 2Но мы, братья и сестры, призваны к реализации той ценности, что принес нам Христос. Как же Он Сам формулировал ее? Об этом нам говорит святой апостол Матфей: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 31–46). С тех пор, как на земле родился наш Спаситель, мы должны в каждом нашем ближнем видеть Его образ, каждому нашему ближнему должны служить так, как Самому Христу. Можем ли мы сказать, что за 2000 лет этот идеал воплотился, скажем, хотя бы на 10% ? Конечно же, нет.

Дорогие наши братья и сестры, отходя от высоких материй, хочется напомнить простую истину –  мы празднуем сегодня День Рождения любимого нами Господа. Ведь рожденный Младенец тогда был не только истинным Богом, но и самым настоящим человеком, каким пребывает и по сей день. И мы радуемся, воспеваем подобно ангелам: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение». Родился наш Отец, родился наш Искупитель. Родился Тот, на Кого мы можем надеяться на миллион процентов. Он всегда нас защитит, потому что, родившись 2000 лет назад, Сын не остановился перед исполнением замысла Бога Отца, а совершил все, уготованное Ему еще прежде веков. Будем радоваться, дорогие друзья и благодарить Господа за Его любовь и богатую к нам милость.

Христос раждается, славите!

Чтение апостола, 57

Послание к Галатам (глава 4-я, стихи: 4-7)

<Братия!> когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

Евангелие дня, 57

Святое Евангелие от Матфея (глава 2-я, стихи: 1-12)

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: «и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля». Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Толкование Евангелия, 57

ТОЛКОВАНИЕ СВЯТИТЕЛЕМ ИОАННОМ ЗЛАТОУСТОМ

Много нужно нам бодрство­вать, много молиться, чтобы суметь изъяснить настоящее место, и узнать, кто были эти волхвы, откуда и как пришли, кто их к тому побуждал, и что это была за звезда. Но если угодно, предложим лучше наперед то, что говорят противники истины. Дьявол так овладел ими, что они и здесь находят повод вооружаться против слова истины. Что же говорят они? Вот сказано, что и при рождении Христовом явилась звезда, – это значит, говорят они, что астрология есть наука несомнен­ная.

Святитель Иоанн Златоуст, поучениеНо если Христос родил­ся по астрологическим законам, то, как же Он истребил астрологию, отверг судьбу, заградил уста демонам, изгнал заблуждение, и ниспроверг всякого рода волхвование? Да и что узнают волхвы по звезде Его? Что Он был Царь иудейский? Но Он был Царем не земного царства, как и Пилату сказал: «Царство Мое не отсюда» (Ин.18:36). Да Он и не показывал Себя Царем: не имел при Себе ни копьеносцев, ни щитоносцев, ни коней, ни парных мулов, – словом ничего тому подобного; а вел жизнь простую и бедную, водя за Собою двенадцать человек, ничем незнаменитых. Но если волхвы и знали, что Он Царь, то зачем приходят? Дело звездословия, как говорят, вовсе не в том состо­ит, чтобы по звездам узна­вать, кто родит­ся, но чтобы по времени рождения предсказы­вать о том, что случит­ся вперед. Между тем волхвы ни при родах Матери не были, ни времени, когда родила, не знали, а потому не имели и основания заключать о будущем по течению звезд.

Напротив, задолго до рождения, увидев­ши звезду, явив­шуюся в их земле, они идут смотреть Родив­шегося; а это еще непонятнее прежнего. Какая же причина их побудила? В надежде каких наград из такой отдален­ной стороны они идут поклониться Царю? Если б думали, что Он будет их Царем, и тогда не было бы им достаточной причины идти. Если бы еще Он родил­ся в царских чертогах, если бы отец Его был царем и при Нем находил­ся, то можно было бы сказать, что поклонением родив­шемуся Младенцу они хотели угодить отцу, и тем заслужить себе его благоволение. Но теперь они знают, что новорожден­ный будет Царем не у них, а у другого народа, в стране, от них отдален­ной; знают, что Он еще не в совершен­ном возрасте: для чего же предпринимают такое путеше­с­т­вие, и несут дары, притом подвергаясь в этом деле великим опасностям? В самом деле, и Ирод, услышав, смутил­ся, и весь народ, когда услыхал от них о том, взволновал­ся. Разве этого они не предвидели? Но это невероятно. Даже при всей недальновидности они не могли бы не знать того, что, когда придут в город, имеющий царя, и станут всенародно объявлять, что есть другой царь, кроме теперь там царству­ю­щего, то подвергнут себя тысяче смертей. Для чего же они поклонялись лежащему в пеленах? Если бы Он был в совершен­ном возрасте, можно было бы сказать, что они ввергают­ся в явную опасность в надежде на Его помощь; но и то было бы признаком крайнего неразумия – персиянину, варвару, не имеющему ничего общего с народом иудейским, решиться выйти из своей земли, оставить отече­с­т­во, родных и дом, и подвергнуться чужому владычеству!

Если это неразумно, то следу­ю­щее еще неразумнее. Что же такое? Перейти такой дальний путь, только поклониться, всех взволно­вать и тотчас уйти. И какие они нашли признаки царского сана, когда увидели хижину, ясли, младенца в пеленах, и бедную мать? Кому принесли дары? И для чего? Разве было установлено и принято в обычай так изъявлять почтение всякому рожда­ю­щемуся царю? Разве они обходили всю вселен­ную и о ком узнавали, что он из низкого и бедного состояния сделает­ся царем, тому поклонялись прежде восше­с­т­вия на царский престол? Но этого никто сказать не может. Для чего же они поклонялись? Если для настоящих выгод, то чего могли они ожидать от младенца и бедной матери? Если в надежде будущих, то, как они могли знать, что младенец, которому они поклонились, когда он был в пеленах, вспомнит о том впоследствии? Положим, что мать ему о том напомнила бы; но и в таком случае они стоят не похвалы, а порицания за то, что подвергли его явной опасности, так как Ирод, смущен­ный ими, расспрашивал, разыскивал и прилагал все меры умертвить его. Да и где бы то ни было, о младенце, который родил­ся от частных людей, сказать, что он будет царем, – значит только предать его на смерть, навлечь на него множе­с­т­во бед. Видишь ли, сколько открывает­ся несообразностей, если судить об этом событии по ходу дел человеческих, и по общему обыкновению? Да и, кроме того, можно было бы найти и много других, еще больших затруднений.

ВолхвыВолхвы последовали за ведущею их звездою, а иудеи не поверили и проповедовав­шим пророкам. Но для чего евангелист означает и время и место, говоря: «В Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода»? Для чего также упоминает о самом досто­ин­стве? О досто­ин­стве – для того, что был и другой Ирод, умертвив­ший Иоан­на; но тот был четверовласт­ник, а этот царь; на время же и место указывает для того, чтобы привести нам на память древние пророчества, из которых одно про­изнес Михей: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными?» (Мих.5:2), другое – патриарх Иаков, который, с точностью означив­ши время, указал и важнейший признак прише­с­т­вия Христова: «Не отойдет, – сказал он, – скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт.49:10). Достойно исследования и то, откуда волхвам пришла мысль идти, и кто их побудил к тому. Мне кажет­ся, что это было делом не одной звезды; но сам Бог подвиг их сердце, подобно тому, как поступил Он с Киром, расположив его отпустить иудеев. Впрочем, Он сделал это не нарушая свободного про­изволения, подобно тому как и Павла призвав гласом свыше, вместе явил Свою благодать и открыл его послушание. Но, скажешь, почему не всем волхвам открыл это? Потому, что не все бы поверили, а эти были готовы более других. Тысячи народов гибли, а к одним только ниневитянам послан был пророк Иона; двое было разбойников на кресте, но один только спасся. И так знай, что волхвы оказали добродетель не тем одним, что пришли, но и тем, что поступили смело. Чтобы их не сочли людьми подозри­тель­ными, они по приходе рассказывают о своем путеводителе, о дальнем пути, и при этом обнаруживают смелость: «Пришли, – говорят они, – поклониться Ему» (Мф.2:2), и не страшат­ся ни ярости народной, ни жестокости царя. Из этого заключаю, что они и дома были учителями сво­их соотече­с­т­вен­ников; если здесь – в Иерусалиме – они не усомнились говорить об этом, то с большим дерзновением проповедовали о том в своем отече­с­т­ве, после того, как получили откровение от ангела и свидетель­ство от пророка.

Проповедь пастырей, 57

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Почти две тысячи лет назад, с рождения Богомладенца, для чело­вечества началась новая эра. Своим пришествием Бог, приклонивый Небеса и сошедый на землю, поставил человека перед выбором: что ты, человек, выбираешь, землю или Небо? Отступивший от Бога человек забыл свою небесную родину и своего Отца — Бога, забыл так крепко, что понадобилось пришествие Сына Божия на землю, чтобы вновь напом­нить об этом падшему человечеству.

Протоиерей Димитрий Смирнов, проповедьГлавным событием человече­ской истории после создания человека из ничего является Рождество Христа, Воскресение и пребывание Его с тех пор навсегда с человеческой плотью.

Каждый человек, живущий на земле, как и тогда, в древней Палестине, по­ставлен перед выбором: принимает ли он Иисуса Христа как Бога и каждое Его слово как истину в последней инстанции, или не принимает, или при­нимает выборочно, ту малую часть, которая ему удобна, и в зависимости от этого строит свою жизнь.

В день Рождества каждому, кто ищет смысла жизни, неплохо заду­маться о том, что Христос приходил на землю и ради него тоже. Недаром свя­тая Церковь перед Рождеством заповедует всем своим членам поститься, чтобы очистить чувства, ум, очистить совесть и постараться умом и сердцем объять эту удивительную тайну, войти в нее, решить для себя, чего они еще не сумели исправить в своей жизни в соответствии с Тем Словом, Которое с Неба пришло на землю.

Из Евангелия мы знаем, что первыми родившемуся Спасителю поклонились пастухи, хотя они были простые, неученые люди. Их Сам Господь через ангелов, Своих посланников, известил о рождении Христа, и они ничтоже сумняшеся пришли. А волхвам, людям ученым, при­шлось добираться очень долго, кружным путем, и на обратном пути они чуть не попали в лапы коварного Ирода. Но Господь смилостивился над ними и дал им тоже откровение — о том, что не нужно возвращаться к Ироду, а нужно идти другим путем.

Возвещение Ангела. ПастухиПуть сердечной простоты ведет прямо к Богу, знание же часто удаляет от Него или приводит к Нему путем более долгим, запутанным. Знание сопряжено с опасностями — человек может попасть в ловушку, может быть уловлен дьяволом. Но если оно все-таки привело человека ко Христу и человек поклонился Богу и принес Ему дары, тогда Господь уравнивает и про­стых пастырей, и мудрецов-волхвов.

Грех побеждается чрезвычайными усилиями человека. Для пастухов эти усилия были небольшие: дойти до пещеры, которую они прекрасно знали. Если сейчас провести перепись, сколько в Церкви людей с высшим образованием и сколько с образованием меньше, чем среднее, окажется, что вторых больше. Простому человеку легче узреть Бога, потому что сердце его просто. Человеку, имеющему много знаний, трудней, но тоже можно. И, преодолев все искушения, волхвы пришли ко Христу и поклонились Ему.

Вот это произошло — человек совершил поклонение Христу, то есть признал, что Он есть истинно Сын Божий, и склонил перед Ним свою главу. А дальше надо начинать другую жизнь. Нельзя идти прежним путем, нельзя возвращаться к Ироду, потому что он убьет. И чем больше мы потрудимся над своей душой, тем больше Господь нам будет помогать, изве­щать о всякой опасности Иродовой, которая на нас надвигается. Он сохра­нит нас и спасет, лишь бы мы были верны Ему. И тогда Он войдет в наше сердце и никогда не расстанется с нами во веки.

Молитва дня, 57

Дорогие братья и сестры, в сегодняшний день праздника Рождества Христова давайте прочтем с Вами праздничные молитвы: тропарь, кондак и икос, в которых отображается радостный смысл сего зимнего торжества!

Тропарь Рождеству Христову

Икона Рождества Христова в храмеРождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока; Господи, слава Тебе.

[Перевод с церковно-славянского на русский]:

Рождение Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом богопознания; ибо чрез него служившие звездам, как Богу, были звездою научены поклоняться Тебе, Солнцу правды, и в Тебе познать Восход с высоты (обычное, земное солнце восходит снизу вверх, а Солнце правды, Христос, сходит с высоты). Господи, слава Тебе!

Кондак Рождеству Христову

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

[Перевод с церковно-славянского на русский]:

Сегодня Дева рождает Существующего всегда и прежде всего, и земля предоставляет пещеру Неприступному. Ангелы с пастухами прославляют; мудрецы за звездою совершают путь, — ибо для нас родился Младенец, Предвечный Бог.

Икос 1-й (акафиста Рождеству Христову)

Ангел множество собрася во Вифлееме, видети непостижное Рождество; и видевше своего Творца, во яслех яко младенца лежаша, удивишася! И страхом благоговеюще, Рождшагося и Рождшую боголепне почитаху, поюще таковая:
Слава Тебе, Сыне Божий, прежде век от Отца рожденный. Слава Тебе, со Отцем и Духом вся сотворивый. Слава Тебе, спасти погибшия пришедый. Слава Тебе, даже до рабия зрака снизшедый. Слава Тебе, Взыскателю заблудших. Слава Тебе, Спасителю погибших. Слава Тебе, средостение вражды разрушившу. Слава Тебе, рай, преслушанием затворенный, паки от-верзшу. Слава Тебе, род человеческий неизреченно возлюбившу. Слава Тебе, на земли вертеп Небо явившу. Слава Тебе, рождшую Тя Деву, Престол херувимский показавшу.
Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

37, красный

Акафист Рождеству Христову

← Духовное чтение на 6 января 2018

На главную страницу сайта