Духовное чтение на 8 января 2018

Духовное чтение на 8 января 2018

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 8 января 2018. На его страницах Вы можете подкрепиться следующей духовной пищей:

• Жития святых –Преподобномученик Исаакий Оптинский (Бобраков);
• Чтение Апостола – Послание к Евреям (глава 2-я: стихи 11-18);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 2-я: 13-23);
• Толкование Евангелия – Блаженным Петром Хрисологом;
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – Тропарь и кондак Собору Пресвятой Богородицы.

Жития святых, 51

СВЯТОЙ МУЧЕНИК ВОНИФАТИЙ

Братья и сестры, сегодня, 8 января, начались святки, поста нет. Также совершается попразднство Рождества Христова и празднуется собор Пресвятой Богородицы!

В ряду других святых сегодня вспоминается преподобномученик Исаакий Оптинский (в миру Иван Николаевич Бобраков). Он родился в 1865 году в селе Остров Малоархангельского уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Учился Иван в сельской школе. Родители его были людьми набожными. Его отец Николай Родионович Бобраков, родившийся в 1836 году, скончался в Оптиной пустыни 22 апреля 1908 года схимонахом.

О появлении в Оптиной пустыни Николая рассказывал преподобный Нектарий: «Блаженный Василий привел его к батюшке Амвросию и сказал: “Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит”. А юноше он сказал: “Тебя казнят”. По дороге в трапезную блаженный Василий призывал богомольцев: “Поклонитесь последнему Оптинскому архимандриту”».

Преподобномученик Исаакий ОптинскийПреподобный Исаакий пришел в Оптину пустынь в возрасте 19 лет в 1884 году и пребывал в обители в течение четырех десятилетий. Старец Амвросий благословил настоятелю монастыря преподобному Исаакию принять Ивана Бобракова к себе на добровольное послушание. 17 декабря 1897 года при настоятельстве архимандрита Досифея (Силаева) послушник Иван Бобраков был определен в число братства монастыря. Вскоре, 7 июня 1898 года, он был пострижен в мантию с именем Исаакий, 20 октября рукоположен в иеродиакона, а 24 октября преподобный Исаакий был рукоположен в иеромонаха.

30 августа 1913 года, после кончины архимандрита Ксенофонта, старшая братия избрала преподобного Исаакия настоятелем монастыря. Духовная дочь преподобного Никона монахиня Мария (Добромыслова) писала о преподобном Исаакии: «По своей примерной, истинно монашеской жизни он был вполне достоин занять столь высокий пост. Очень большого роста, внушительной и благолепной наружности, он был прост, как дитя, и в то же время мудр духовной мудростью». Преподобный Исаакий принял настоятельство в тяжелое для России время: только что началась Первая мировая война, потом грянет революция, разразится братоубийственная гражданская война, на Церковь обрушатся невиданные испытания и гонения. К концу 1916 года из-за затянувшейся войны ощутимо чувствовался недостаток во всем жизненно необходимом, несмотря на это, обитель Оптинская охотно отзывалась на все просьбы о помощи пострадавшим от войны, сокращая свои собственные потребности. Преподобный Исаакий не имел ни минуты отдыха: свет в его келлии, как правило, угасал только под утро… Мир душевный источала вся фигура преподобного, его неторопливые движения, его умные и добрые глаза. Он никогда не спешил и не суетился, во всем полагался на Бога. И Господь никогда не оставлял его.

23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь еще держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь». Настоятеля, преподобного Исаакия, власти отстранили от дел и поручили преподобному Никону передачу имущества монастыря музею. Преподобный Исаакий и старшая братия, с великой скорбью покинув обитель, поселились на квартирах в Козельске. В 1923 году все храмы обители были закрыты и храмовые службы прекратились на целых 65 лет. В то время в Георгиевском храме Козельска освободилась вакансия священника и чудесным образом устроилось так, все должности в нем заняли оптинские иноки во главе с преподобным Исаакием.

Наступил 1929 год. По всей стране прокатилась волна новых арестов. В августе, после праздника Преображения Господня были арестованы и заключены в козельскую тюрьму все оптинские иеромонахи вместе с преподобным Исаакием. Из Козельска арестованные были отправлены в сухиническую тюрьму, а оттуда в Смоленск. В январе 1930 года, после окончания следствия заключенные были сосланы. Преподобный Исаакий переехал в город Белев Тульской области.

В 1932 году преподобного Исаакия вновь арестовали, и пять лет спустя святой сподобился от Господа мученического венца. Обвинительный акт всем арестованным оптинским инокам был вынесен 25 декабря 1937 года белевским НКВД. Затем они были переведены в Тулу, где заседала «тройка», которая 30 декабря 1937 года вынесла приговор – расстрел. Приговор привели в исполнение 26 декабря по старому стилю или 8 января по новому 1938 года, на второй день Рождества Христова, когда Святая Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы. Расстрелянных мучеников тайно захоронили в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе. Так прервалась земная жизнь священномученика Исаакия, последнего архимандрита дореволюционной Оптиной пустыни.

Братья и сестры, слава Богу, что времена изменились и мы с вами, молитвами Богородицы, святого Исаакия и всех святых празднуем ныне Рождество Христово.

Преподобномучениче Исаакие, моли Бога о нас.

Чтение Апостола, 51

Послание к Евреям (глава 2-я: стихи 11-18)

<Братия!> и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: «возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя». И еще: «Я буду уповать на Него». И еще: «вот Я и дети, которых дал Мне Бог». А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

Евангелие дня, 51

Святое Евангелие от Матфея (глава 2-я: 13-23)

Когда же они <волхвы> отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего». Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
(Св. Евангелие от Матфея 2:13-23)

Толкование Евангелия, 51

ТОЛКОВАНИЕ БЛАЖЕННЫМ ПЕТРОМ ХРИСОЛОГОМ

И наконец, Его бегство случилось не из-за страха перед опасностью, но, как повествует евангелист, из-за таинственного проречения, гласившего: Возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет. И далее: Да сбудется написанное: «из Египта воззвал Я Сына Моего(Мф 2:15). Следовательно, Христос бежит, чтобы подтвердилась истинность закона, вера в пророчество, свидетельство Псалтири, поскольку Сам Господь сказал: Надлежит исполниться написанному обо Мне в законе, в пророчествах и в псалмах (Лк 24:44).

Бегство в ЕгипетХристос бежит для нас, а не для Себя. Христос бежит, чтобы соблюсти таинство распределения времен. Христос бежит для того, чтобы благодаря будущим чудесам отнять у нечестивых повод к оправданию, а тем, кто уверует, явить доказательство веры. Но главная причина, по которой бежал Христос, заключается в том, что тем самым Он оправдал бегство для нас, поскольку во время гонений лучше бежать, нежели отречься. Ведь Петр отрекся, поскольку не хотел бежать, Иоанн же бежал, чтобы не отречься.

…Ирод искал [Христа], но на самом деле дьявол искал через Ирода, который видел, что волхвы, на которых он более всего полагался в своих лукавствах, сбежали от него. Христос, хотя и завернутый в пеленки и питающийся от груди матери, и не умеющий говорить, и не известный делами, и не умеющий ходить, обращает знаменосцев дьявола, то есть волхвов, в своих вернейших вождей. Дьявол уже предвидел, что Христос сможет творить в совершенных летах, и поэтому умелый искуситель стал подговаривать иудеев и подстрекать Ирода, чтобы погубить внушающего ему опасения Младенца-Христа, предотвратить будущие знамения Его силы и отнять губительнейшее для него, но победоноснейшее для нас знамя креста. Предчувствовал дьявол, предчувствовал, что скоро Христос учением и чудесами восстановит жизнь и Тот, Кто пока еще только плачет, завладеет всем миром, как это и подобает Владыке мира. И об этом свидетельствуют пророки: И прежде, чем научится ребенок призывать отца или мать, примет силу Дамаска и добычу Сирии (Ис 8:4), и сами иудеи подтверждают это, говоря: Видите ли, весь мир идет за ним (Ин 12:19).

Проповедь пастырей 51

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Господь пришел на землю, чтобы спасти всех людей. И мы видим, как с самого младенчества дьявол ополчился на Него. Почему Господь испы­тывал гонения? Потому что мир лежит во зле, покорился дьяволу, и, естественно, дьявол хочет Бога изгнать. Поэтому его и называют князем мира сего, что он хочет управлять миром по своей воле, а не по воле Божией. В молитве «Отче наш», если мы, конечно, не бессмысленно ее повторяем, мы молимся теми словами, которым нас научил Господь: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». А воля Божия заключается в том, чтобы каждый человек занимался спасением собственной души. И когда Господь видит, что человек способен к этому, Он дает ему веру, для того чтобы эта вера, как семя, посеянное в его сердце, принесла плоды.

Протоиерей Димитрий СмирновКакие же плоды должна принести наша душа? Господь сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». Когда людям говоришь о заповедях, они сразу вспоминают: не убивай, не блуди, не воруй. Хотя это совсем не первая заповедь. А первая: «Я Господь Бог твой… да не будет у тебя дру­гих богов». То есть самая главная заповедь — это чтить Бога. И еще сказано: «Наблюдай день субботний, чтобы святити его… шесть дней делай», а седьмой — суббота (то есть день покоя) Господу. Но у нас считают так: не убивать — это заповедь серьезная, а то, чтобы почитать день субботний, — это второстепенная, о ней даже и не упоминают. Почему так? А потому, что не исполняют. Хотя эта заповедь еще не христианская, а дохристианская. Господь Иисус Христос, Который пришел на землю, требует от нас большего: мало каждое воскресенье в храм ходить, мало посты соблюдать, мало утром и вечером молитвы читать, мало добрые дела делать. Этого мало, этого совершенно недостаточно.

Господь пришел на землю: сколько страдал, сколько учил, чтобы вдолбить в наши такие медленные на добрые дела головы, что же именно надо. Господь требует от нас: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, добро творите ненавидящим вас». А мы постоянно то негодуем, то чем-то недовольны, то на кого-то обижаемся. Смотришь, то один подойдет к батюшке жалуется, то другой, как будто Евангелие никогда не читали, как будто там не написано: тебя ударят по правой щеке — подставь левую и будь благодарен, что тебя всего лишь по физиономии ударили.

Поэтому то, что принес Христос на землю, нам пока еще недоступно, мы еще в каменном веке. Значит, нам больше подходит закон Моисеев, который делает из животного человека. А уже потом, когда научимся этот закон исполнять внимательно, скрупулезно, по всем пунктам, можно переходить к закону евангельскому, к закону Христову. И вот Моисеев закон, прежде всего, предписывает нам учиться почитать Бога. С чего же надо на­чинать? С того, чтобы хоть один день в неделю, отложив все свои мирские дела, посвящать Богу: в этот день приходить в храм, этот день тратить на то, чтобы изучать Священное Писание, этот день тратить на молитву, этот день тратить на то, чтобы сделать какое-то дело бескорыстно.

Если внимательно посмотреть, жизнь наша целиком безбожная. Бог велит так, а мы делаем совсем наоборот. И сколько это будет продолжаться? Русская пословица говорит: «Бог долго терпит, но больно бьет». Каждый из нас, положа руку на сердце, может сказать, что он много претерпел всяких скорбей, несчастий, болезней. Какая у нас тяжелая жизнь! Почему так? Это Господь все нас воспитывает, Он нас вразумляет, Он хочет, чтобы мы как-то образумились. Потому что Он нам Отец, Он нас не хочет погубить, а хочет нас спасти. Господь хочет, чтобы мы дела свои творили не для людей, не для славы, не за похвалу, не за деньги, не за благодарность, а ради самого добра, ради того, что мы возлюбим это добро. Вот это возлюбление и есть главный плод всей нашей жизни.

Молитва дня, 51

Дорогие братья и сестры, сегодня Святая Церковь торжественной празднует Собор Пресвятой Богородицы!

На дру­гой день по Рож­де­стве Хри­сто­ве празд­ну­ет­ся Со­бор Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, па­мять свя­то­го Иоси­фа Об­руч­ни­ка, ца­ря Да­ви­да (пред­ка по пло­ти Гос­по­да Иису­са Хри­ста) и свя­то­го Иа­ко­ва, бра­та Гос­под­ня, сы­на от пер­во­го бра­ка свя­то­го Иоси­фа Об­руч­ни­ка. Свя­той Иа­ков со­про­вож­дал вме­сте с от­цом сво­им Иоси­фом Ма­терь Бо­жию и Бо­гом­ла­ден­ца Иису­са при бег­стве в Еги­пет.

Давайте прочтем тропарь и кондак, читаемый сегодня во всех храмах:

Тропарь Собору Пресвятой Богородицы

Пречистая Богомати, Богородице,/ Собор Твой честный украшен многоразличными добротами, / дары Ти приносят, Госпоже, многи мирстии людие, / Узы наша грешныя раздери Своею милостию/ и спаси души наша.

Кондак Собору Пресвятой Богородицы

Иже прежде денницы от Отца без матере родивыйся,/ на земли без отца воплотися днесь из Тебе./ Темже звезда благовествует волхвом,/ Ангели же с пастырьми поют// несказанное Рождество Твое, Благодатная.

Рождественская гирлянда 2

Братья и сестры, поздравляем Вас со вторым днём праздника Рождества Христова!

35

← Духовное чтение на 7 января 2017

На главную страницу сайта