Духовное чтение на 1 марта 2018

Духовное чтение на 1 марта

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Для духовного и молитвенно прочтения предлагаем календарь, посвященный 1 марта, состоящий из следующих рубрик:

• Жития святых – Священномученик Памфил и 11 мучеников;
• Священное Писание – Книга Бытия (глава 5-я: стихи 1-24);
• Толкование св. Писания – Святителем Филаретом Дроздовым;
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – читаемые в четверг 2-й седмицы Великого поста.

Жития святых 53

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПАМФИЛ И С НИМ 11 МУЧЕНИКОВ

Братья и сестры, сегодня мы обратим наше внимание на древних мучеников самого начала IV века.

Поминаемый Церковью подвижник III века Памфил Кесарийский был пресвитером в Кесарии Палестинской и крупнейшим богословом своего времени. Он получил отличное образование в месте своего рождения, Берите Финикийском, совершал поездки в Александрию, занимал гражданские должности. Получив сан пресвитера в Кесарии Палестинской, святой Памфил полностью посвятил себя занятиям христианской литературой, особенно изучению трудов Оригена, которые переписал собственноручно.

Он собирал христианские письменные памятники и изъяснял Священное Писание. Благодаря усилиям Памфила была создана крупная библиотека, размер которой оценивают примерно в 30 тысяч томов. В ней впоследствии работали многие церковные деятели и святые, как например: Иероним Стридонский, Евсевий Кесарийский и другие.

Священномученик ПамфилПри своей церкви Памфил организовал богословскую школу. К своим работам по изучению Священного Писания он привлек Евсевия, а согласно житию диакона Валента и Павла, которые вместе с ним занимались перепиской и исправлением рукописей Библии. В результате их совместных усилий было подготовлено новое издание перевода 70 толковников, на основе, вероятно, имевшегося у них под руками оригинала Гекзапл и Тетрапл Оригена. Из сочинений Памфила сохранилась в латинском переводе Руфина Аквилейского, первая глава его «Апологии Оригена», написанной им уже в тюрьме, во время гонения Максимина.

Церковное предание доносит до нас житие священномученика Памфила и еще 11 мучеников. В житии 12 мучеников приводятся в таком порядке: Памфил пресвитер, Валент диакон, Павел, Порфирий, Селевкий, Феодул, Иулиан, Самуил, Илия, Даниил, Иеремия, Исаия. Говорится, что они пострадали во время гонения на христиан, воздвигнутого в Римской империи императором Диоклетианом и поддерживаемого Максимином в начале IV века. В житии указано, что трудами святого Памфила ко Христу были обращены многие язычники и что блаженный Иероним очень чтил святого Памфила и считал себя счастливым, что обрел и хранил у себя некоторые его рукописи.

Говорится и о том, что святому Памфилу в благовестии веры Христовой деятельно помогали святой Валент, диакон Елийской церкви, человек преклонного возраста, прекрасно знавший Священное Писание, и святой Павел, горевший верой и любовью ко Христу Спасителю. Все трое были заключены на два года в темницу правителем Кесарии Палестинской Урбаном.

В правление его преемника Фирмилиана в Египте были осуждены и отправлены в Киликию в Малой Азии на золотоносные рудники 130 христиан. Их провожали до места изгнания пять юношей-братьев. На обратном пути в Египет они были задержаны в Кесарии и брошены в темницу за исповедание Христа. Юношей привели на суд к Фирмилиану вместе с заключенными ранее святыми пресвитером Памфилом, диаконом Валентом и Павлом.

Назвавшись именами ветхозаветных пророков – Илии, Иеремии, Исаии, Самуила и Даниила – на вопрос об их отечестве юноши отвечали, что они граждане Иерусалима, разумея под этим Небесный Иерусалим. В житии говорится, что Фирмилиан ничего не знал о городе с таким названием, так как на месте Иерусалима, разрушенного императором Титом в 70 году, императором Адрианом был построен город, именуемый в то время Елий-Адриан. Фирмилиан долго мучил юношей, пытаясь узнать месторасположение неведомого города и склонить юношей к вероотступничеству. Ничего не добившись, правитель предал их усечению мечом вместе с Памфилом, Валентом и Павлом.

Прежде этого пришлось пострадать слуге пресвитера Памфила, 18-летнему юноше Порфирию, кроткому и смиренному. Услышав о вынесенном смертном приговоре мученикам, он просил разрешения у правителя похоронить тела приговоренных после их казни, за что был умерщвлен и предан сожжению на костре.

Свидетель этого мученичества, благочестивый христианин Селевкий, бывший воин, приветствуя подвиг страдальцев, подошел к Памфилу перед казнью и рассказал ему о мученической кончине святого Порфирия. И он тут же был схвачен воинами и по повелению Фирмилиана усечен мечом вместе с приговоренными.

Один из слуг правителя, Феодул, человек преклонного возраста и тайный христианин, приветствуя мучеников, ведомых на казнь, поцеловал их и просил помолиться за него. Он был приведен воинами на допрос к Фирмилиану и по приказу последнего распят на кресте. А юноша Иулиан, родом каппадокиец, подходя к Кесарии, увидел тела святых, брошенные без погребения на съедение зверям. Подойдя к ним, Иулиан преклонил колена, чтобы почтить страдальцев.

Стоявшие в стороне воины схватили его, повели к правителю, который осудил святого Иулиана на сожжение. Тела всех 12 мучеников пребывали без погребения в течение четырех дней. По преданию, ни звери, ни птицы не коснулись их. Смущенные этим обстоятельством язычники позволили христианам взять тела мучеников и похоронить их.

Святии мученики, молите Бога о нас!

Священное Писание, 54

Книга Бытия (глава 5-я: стихи 1-24)

Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их. Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер. Сиф жил сто пять лет и родил Еноса. По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер. Енос жил девяносто лет и родил Каинана. По рождении Каинана Енос жил восемьсот пятнадцать лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер. Каинан жил семьдесят лет и родил Малелеила. По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер. Малелеил жил шестьдесят пять лет и родил Иареда. По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер. Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха. По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер. Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала. И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.

Толкование священного Писания, 54

 ТОЛКОВАНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА (ДРОЗДОВА)

После того, как Моисей кратко упомянул о распространении человеческого рода в двух различных отраслях, приступая вновь к исчислению родов, он предупреждает читателя о своем намерении особливым надписанием сей статьи: Вот родословие Адама и проч. как бы так сказал: «Прежде мы наименовали некоторых потомков Адама, дабы показать их свойства в двух различных племенах, теперь покажем последовательный порядок родов первого мира и его летосчисление».

Святитель Филарет МосковскийИз множества родов Моисей избрал линию от Сифа до Ноя как такую, которая открывает происхождение человеческого рода, живущего после потопа; наипаче же как такую, от которой долженствовал родиться Мессия, которая всегда сохраняла сие обетование и всегда была в особенном внимании Промысла. В летосчислении Патриархов есть разность между древними текстами: еврейским, греческим и самаритянским. Текст греческий в летосчислении первого мира дает около 600 лет более, нежели еврейский; достойно примечания, что превышает его почти всегда круглыми числами. Трудность изъяснить удовлетворительно происхождение сея разности не препятствует чистому разумению спасительного учения в Св. Писании. Что касается до необыкновенного долголетия Патриархов, довольно приметить, что предание о нем сохранила и языческая древность. (Иосиф Флавий, говоря о сем, Antiq. L. I, с. 3, ссылается на греков и варваров, именно на Манефона, Бероза, Мосха, Естиея, Иеронима Египетского, Гезиода, Екатея, Елланипа, Акусилая, Ефора, Николая).

Родил сына по подобию своему и по образу своему. Сиф имел подобный Адаму образ естества человеческого; но не о сем, кажется, говорит Моисей; ибо кто усомнится в том, что первый человек родил другого человека?

Образ благочестия, но и о сем не упомянул Моисей, говоря о Авеле.

Образ греха и смертности; и о сем‑то наипаче образе, конечно, мыслил здесь Моисей, когда противоположил его Божию образу. Сим образом уничтожает он гордое мнение тех, которые производили человеков от рода богов и под именем родоначальника о всем роде человеческом исповедует то, что Давид исповедал о себе (Пс. 50:7).

Приступая к повествованию о потомстве Адама, Моисей не имеет намерения составить полное родословие, ибо, наименовав трех сынов его: Каина, Авеля и Сифа, о прочих его детях говорит только, что у него родились сыновья и дочери.

И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей

Дабы показать, что благословенное племя всегда имело людей, достойных продолжения оного великого благословения, и от времени до времени являло в себе предначертательные образы славного семени жены, Моисей несколько прерывает свое летосчисление касательно жизнеописания Еноха, коего показывает образ жизни и кончину.

Восхождение ЕнохаЕнох ходил с Богом. В приложении к людям сие выражение употребляется для означения близости, сообщения, обхождения (1 Цар. 25:15). В отношении к Богу подобное сему выражение ходить пред лицем Божиим означает иногда благоговейное внимание человека к Богу (Быт. 17:1), иногда благоволительное внимание Бога к человеку (1 Цар. 2:30). Вообще путем и хождением выражают евреи нравственный образ жизни. По сим соображениям настоящее сказание о Енохе означает вообще, что он вел такую жизнь, по которой всегда был близок к Богу. Заключающиеся в сем подробные понятия суть: хождение пред Богом, или в живом чувствовании присутствия Божия; хождение с Богом, или соединение с ним верою и любовью; хождению вслед Бога, или подражание Ему и стремление к совершенству, сообразному с совершенством Отца Небесного; наконец, хождение пред лицем Бога, яко указателя и правителя пути, то есть пребывание под особенным покровом Его провидения и благодати. Семьдесят толковников, отступив от слов многознаменательного изречения еврейского, хотели изобразить силу оного словом угодитьугоди же Енох Богу.

И не стало его, потому что Бог взял его. Некоторые иудеи, принимая сии слова так, как бы они значили то же, что Бог взял душу его (3 Цар. 19:4), приписывают Еноху смерть естественную, но притом внезапную и несчастную. Филон (L. de Abraham) иносказательно излагает оные о нравственном обращении Еноха к Богу и удалении от общества человеческого. Но дабы иметь лучшее понятие о кончине Еноха, обратиться должно к кончине Илии, которого также взял Господь (4 Цар. 2:5). Должно думать, что и в первом по достижении внутреннего человека его в предопределенную меру благодатного возраста смертное поглощено было жизнью (2 Кор. 5:4), некоторым благороднейшим образом, нежели тем, который мы называем смертию телесного.

Поучения св. Отцов 54

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Наша жизнь — полное безумие. Все пять миллиардов катятся в про­пасть, а думают, что они строят цивилизацию. Такое уже было, и это описано в Священном Писании: люди строили Вавилонскую башню и думали, что они достанут до неба. Конечно, все рухнуло. Так вот и наша цивилизация, разумеется, рухнет, и люди поймут, что жизнь потрачена зря. Как мно­гие, когда им переваливает за пятьдесят, начинают уже понимать, что жизнь потерпела полный крах во всем: и в семейной жизни, и в детях, и в карьере. Вообще все, к чему стремились, все рушится, потому что перед смертным часом все романтические потуги человека бледнеют, и жизнь приходит к тупику. Это когда человек молодой, красивый — он нахален, он улыбается, ему кажется, что все ему покорится. Но эти пятнадцать-двадцать лет очень быстро протекут, начнутся болезни, и человек лицом к лицу окажется со своими грехами и с грядущей, совсем близкой смертью — то сосед умрет, то друг заболел, то однокашника похоронил. Все ближе и ближе снаряды падают.

Протоиерей Димитрий Смирнов 2Спрашивается: хотя бы в этот момент, пока у тебя еще ножки ходят, можешь ты как-то опомниться, покаяться, подумать о своей душе, начать заниматься подлинным делом, настоящим? А то посмотришь — взрослый человек, солидный, уже, может быть, даже внуки есть, и какой-то ерундой занимается: телевизор смотрит или газеты читает. Что, неужели делать нечего? Надо же оплакивать свою жизнь, надо же стараться исправить свое сердце — но так уже окаменели, отупели, что ничего в сердце не проникает. Только ремонт в квартире закончили — муж заболел; муж только на ноги встал — сын запил; только очухался, пропился — дочь затеяла с мужем разводиться, внук глаз себе подбил. И так все время. Мы всё думаем: вот сейчас будет покой, вот завтра… Все время в «светлое будущее» обращаемся, все время живем будущим: вот будем, вот получим, купим, достанем. Дьявол нас водит, как осла водят: берут удочку и под нос ему морковку, и он за ней идет, а морковка-то не приближается.

Молитва дня, 25

Дорогие братья и сестры, перед Вами молитвы, читаемые в храмах в четверг 2-й седмицы Великого поста:

10

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Христос лоза красная, гроздия вас принесе, сладость спасительную напаяющия земли, апостоли богоноснии: темже мя избавите сластей пиянства, молюся, струи умиления души моей дарующе в божественнем пощения дни: яко да спасся живот получу.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Милосердия Твоего богатство безмерное, и могутства Твоего державу непреборимую приемля во ум, притекох к крову Твоему, скорбию содержимь, и люте недоумевая, зову из глубины моего сердца со слезами: Дево Богородице, помогай ми, едина миру предстательство.

Пророчества Исаиина (глава 6-я: стики 1-12)

Бысть в лето, в неже умре Озиа царь, видех Господа седяща на престоле высоце, и превознесенне, и исполнь дом славы Его. И серафими стояху окрест Его, шесть крил единому, и шесть крил другому: и двема убо покрываху лица своя, двема же покрываху ноги своя, и двема летаху. И взываху друг ко другу, и глаголаху: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его. И взяся наддверие от гласа, имже вопияху, и дом наполнися дыма. И рекох: о окаянный аз, яко умилихся, яко человек сый, и не чисты устне имый, посреде людей нечистыя устне имущих аз живу: и Царя Господа Саваофа видех очима моима. И послан бысть ко мне един от серафимов, и в руце своей имяше угль горящ, егоже клещами взят от олтаря, И прикоснуся устнам моим, и рече: се прикоснуся сие устнам твоим, и отымет беззакония твоя, и грехи твоя очистит. И слышах глас Господа глаголюща: кого послю и кто пойдет к людем сим? и рекох: се аз есмь, посли мя. И рече: иди и рцы людем сим: слухом услышите, и не уразумеете: и видяще, узрите, и не увидите: одебеле бо сердце людей сих, и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смежиша: да не когда узрят очима, и ушима услышат, и сердцем уразумеют, и обратятся и исцелю я. И рекох: доколе Господи? и рече: дондеже опустеют гради, от еже ненаселеным быти, и домы, от еже не быти человеком, и земля останется пуста. И посем продолжит Бог человеки, и умножатся оставльшиися на земли.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Господи благоуветлив буди нам, в сие божественное время, слезы точити Тебе от сердца сподоби всегда, ко отмовению скверн душевных, и к прозябению святых заповедей: яко да сице постящеся, достойно благоугодим Тебе, и всечестную Твою страсть всем видети благоизволи, молитвами Твоих мироспасительных апостол, слава Тебе.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Милосердия источник Пречистая, Честная Дево Мати Богородице, богатно на ны Чистая излей, и даруй нам согрешений оставление: Ты бо еси предстательство наше и Божественный покров.

34

Записки в Храм >>

← Духовное чтение на 28 февраля 2018

На главную страницу сайта