Духовное чтение на 5 марта 2018

Духовное чтение на 5 марта 2018

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 5 марта 2018. На его страницах Вы можете подкрепиться следующей духовной пищей:

• Жития святых – Священномученик Николай Петроградский (Розов);
• Священное Писание – Книга Бытия (глава 6-я: стихи 9-22);
• Толкование св. Писания – Святителем Филаретом (Дроздовым);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – Стихиры понедельника 3-й седмицы Великого поста.

Жития святых, 51

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОЛАЙ ПЕТРОГРАДСКИЙ (РОЗОВ)

Братья и сестры, сегодня мы уделим время священномученику Николаю Петроградскому. Он родился 27 ноября 1877 года в селе Жданове Курмышского уезда Симбирской губернии в семье священника Василия Розова. Все три сына отца Василия стали священнослужителями, двое из них были диаконами: известный патриарший архидиакон Константин Розов и диакон Михаил Розов, принявший сан в тридцатых годах и служивший в одном из храмов в городе Ораниенбауме.

Первоначальное образование Николай получил в Алатырском духовном училище. В 1898 году он окончил Симбирскую духовную семинарию и женился на дочери священника девице Ольге, выпускнице епархиального училища в Симбирске. Впоследствии она стала ему верной помощницей, разделив с ним тяготы гонений и ссылок. В 1898 году Николай был рукоположен во диакона ко храму в селе Анненкове Симбирского уезда и назначен заведующим двух церковно-приходских школ и преподавателем Закона Божия в земской школе.

В 1900 году он был назначен миссионером 4-го округа Симбирского уезда. 14 декабря 1904 года диакон Николай был рукоположен во священника ко храму Рождества Христова в селе Барышская Слобода Алатырского уезда. В 1906 году отец Николай переехал в Санкт-Петербург и поступил в Духовную академию. Окончив  ее в 1910 году со званием кандидата богословия, он стал преподавать Закон Божий в Еленинском клиническом институте.

Священномученик Николай Петроградский (Розов)Всю свою жизнь отец Николай был принципиальным противником пьянства; близким он говорил, что это оттого, что он глубоко переживает пристрастие к вину отца и старшего брата. Ни дома, когда к священнику приходили гости, ни в гостях при отце Николае никогда за трапезой не подавали вина. Живя в Санкт-Петербурге, священник был деятельным участником Александро-Невского общества трезвости.

В 1918 году отец Николай стал служить в храме в селе Григорове неподалеку от Алатыря, где пробыл до 1922 года, а затем переехал в село Коноклейки в Мордовию. В те годы в глухих деревнях еще сохранялось благочестие, а нечестие если и проявлялось среди простого народа, то было еще беззлобным. С 1925 по 1931 годы священник Николай Розов служил в небольшом деревянном храме в селе Купчине недалеко от Петрограда. В это время он был возведен в сан протоиерея.

В 1932 году староста греческой церкви на Лиговском проспекте пригласил отца Николая стать в ней настоятелем, и тот дал согласие. Прихожан-греков в то время оставалось всего несколько семей, но церковь считалась посольской: иногда сюда приезжал посол Греции и по национальным праздникам вывешивался греческий флаг. Большое внимание в храме уделялось пению. Здесь был профессиональный хор под управлением Р. И. Рождественского, в нем пели многие оперные певцы, но характер пения был скорее светский, нежели церковный. Один из алтарей был в честь святителя Николая чудотворца, это место в храме протоиерей Николай называл «русским уголком», но вскоре этот алтарь староста упразднил без согласия на то настоятеля. Отец Николай хотел сделать богослужение в храме более уставным, но и здесь потерпел неудачу и в 1932 году вынужден был перейти в Никольский храм на Охтенском кладбище.

В 1935 году власти произвели широкие аресты среди духовенства города, коснувшиеся и Никольского храма. 19 марта 1935 года был арестован отец Николай Розов. В обвинительном заключении следователь написал: «Розов является исключительно антисоветским типом, открыто проявляет свое враждебное отношение к советской власти, группирует монашеский элемент и ведет антисоветскую агитацию».

28 марта 1935 года Особое совещание НКВД постановило выслать отца Николая как социально опасный элемент на пять лет в Уфу, а вместе с ним и его жену. В Уфе отец Николай освоил ремесло переплетчика и переплетал в различных учреждениях архивные документы, а посылаемые ему из охтенского храма деньги целиком отдавал своим детям.

В связи с принятым в 1937 году советским правительством решением об уничтожении духовенства по всей стране были арестованы священники, находящиеся на свободе и в ссылках. 9 декабря была выписана справка на арест протоиерея Николая. 12 декабря священник был арестован и заключен в тюрьму. В тот же день он был допрошен. Среди прочего отца Николая спросили:

– Следствию известно, что вы вели агитацию среди населения города Уфы за усиление сергиевского церковного течения как самого контрреволюционного течения. Признаете ли вы себя виновным в этом?

– Агитацию за усиление сергиевского церковного течения среди населения не вел, но, возможно, иногда высказывался за усиление сергиевского течения, так как считал и считаю его самым правильным течением по сравнению с другими церковными течениями (автокефальным и обновленческим).

13 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Розов был расстрелян 5 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле.

Святый священномучениче Николае, моли Бога о нас!

Священное Писание, 51

Книга Бытия (глава 6-я: стихи 9-22)

Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета. Но земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых. Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею. И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал.

Толкование св. Писания, 51

ТОЛКОВАНИЕ СВЯТИТЕЛЕМ ФИЛАРЕТОМ (ДРОЗДОВЫМ)

Похвала, которую он приписывает Ною по нравственному и духовному состоянию, — праведный, непорочный, ходил с Богом — поставляет его наряду с Енохом.

Иероним (In trad. Hebr.) замечает, что сия похвала ослабляется приложением знаменательных слов в свои времена, так как бы Ной казался совершенным только в сравнении с своими современниками. Напротив того, не больше ли открывается его достоинство тем, что он был совершен в свои времена, то есть во времена всеобщего развращения?

Род Ноя Моисей показал прежде для непрерывности родословия Патриархов, а теперь показывает снова, дабы дать понятие о числе спасаемых от потопа.

Бог воззрел на землю, и вот, она растленна, то есть Он уже не мог более покрывать грехи ее Своим долготерпением от взоров Своего правосудия и представлять Себя как бы не видящим ее.

Все человеки на земле совратились с пути своего. Буквально с еврейского: растлила всякая плоть путь свой на земле. Некоторые толкователи сие растление распространяют на все живущие твари, но слово плотьможет определеннее означать человека (Втор. 5:23) и здесь с особенным приличием употреблено для означения человеков плотских.

Конец всех людей пришел пред лице Мое. То есть время долготерпения исполняется; Я определил непреложно погибель людей и средства, чрез которые должно совершиться их наказание (Иез. 7:2, 3, 7).

Сделай ты себе ковчег: תבה, по произведению от слова תוב может означать жилище, но семьдесят толковников, Акила и Симмах переводят κιβωτόs, что согласно с употреблением слова תבה и в истории Моисея (Исх. 2:3).

Ной строит ковчегСледуют подробности, относящиеся до ковчега: вещество: из дерева гофер. По переводу семидесяти толковников: из дерев четвероугольных. Сие последнее имя Воссий (е transl. LXX hit, с. XII) остроумно прилагает к деревам, коих ветви, расположенные крестообразно, образуют между собою четыре утла. Еврейское גמר по–видимому, есть одно и то же слово с греческим κυπάρισσο кипарис, кроме того, что в греческом звуки смягчены и к коренным буквам придано окончание. Сему же роду дерева преимущественно приличествует название негниющего, употребленное сочинителем примечаний на греческий текст (Cod. Vatic. О негниении кипариса см. Theofrast. Hist. Plant. Plin. Hist, также: Perpetua nunquam moritura cupresso. Martial).

Разделение по длине и широте: гнезда сделай в ковчеге, то есть различные отделения для животных, которые не могут быть вместе.

Предохранение от гнилости и воды: осмоли его.

…Поелику невидимый Промысл все происшествия мира ведет правильными и измеренными путями и поелику сия правильность слабым наблюдением человеческим удобнее постигается в происшествиях великих и всеобщих, то самый разум заставляет взирать на потоп, как на происшествие весьма знаменательное в миробытии. Откровение дает сему воззрению истинное направление и открывает великие указания во внешнем на внутреннее, в прошедшем — на будущее.

По изречению апостола Петра крещение есть αντιτυπον, соответственный образ ковчега Ноева (1 Пет. 3:20-21). Следовательно, ковчег был Τύπος (1 Кор. 10:11), образ предварительный, или преобразование купели крещения, и великое обновление человеческого рода — образ возрождения каждого человека.

Мера: долгота ковчега триста локтей и пр. В исчислениях толкователей находим под именем локтя троякую меру: локоть простой, в полтора фута; локоть святой, в три фута (Чис. 35:4-5; 3 Цар. 7:15; 2 Пар. 3:15) и локоть шестиладонный, или локоть локтя и ладони(Иез. 40:5; Иез. 43:13), не менее как в двадцать дюймов с половиною парижского фута. Сей последний локоть, по всей вероятности, есть истинный и единственный у евреев до введения простого, или пятиладонного, принятого во время пленения Вавилонского; и он же должен быть общий в древности, поелику был также издревле в употреблении в Египте и на острове Самосе, как пишет Геродот (L. II, с. 28) и как показывает Ниломе, доныне существующий в Каире (Fid. loan. Cra. L. de pede. Rom). Посему долгота ковчега, в самой внутренности его, была более 500, широта более 80 и высота более 50 футов.

Главные принадлежности внешние: сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху; дверь в ковчег сделай со стороны его. צהר, по мнению новейших изыскателей, значит хребет, то есть кровлю ковчега, но сие изъяснение сделало бы неизъяснимыми следующие слова: и в локоть сведи его вверху, ибо что значит свести кровлю вверху в локоть? Поднять ее на один локоть для ската воды было бы слишком мало для здания столь огромного. Симмах צהר переводит: διαφανες, Акила μεσημβρινον. צהרים обыкновенно значит полуденный свет (Пс. 36:6). В продолжении повествования о потопе упоминается, что Ной открыл окно ковчега, которое он сделал (Быт. 8:6), и сие последнее выражение, по–видимому, есть указание на слова: сделай צהר в ковчеге. По всем сим соображениям вероятно, что צהר есть отверстие, которое могло служить ковчегу и для света, и для сообщения с внешним воздухом и таким образом заменять окна и трубы. На сей конец оно должно было открываться; а может быть, и закрывалось прозрачным веществом. Что сему отверстию надлежало быть в кровле ковчега, сие видно из противоположного замечания о двери, что она должна быть со стороны его. Поелику, для удобности внутри ковчега, отверстию сему надлежало быть как можно больше, а для безопасности отвне как можно меньше, то понятно, что значит повеление свести оное вверху в локоть, вероятно, шириною, а длиною, соответственно потребности, может быть, во всю длину ковчега, кроме преград для крепости целого здания.

Разделение ковчега по высоте его: сделай в нем нижнее, второе и третье жилье. Флавий (Antiq. L. I с. 3) и Филон (De vita Mos. L. II) полагают в ковчеге по высоте его четыре разделения. Сему мнению не противоречит Священное повествование, которое, может быть, не полагает в счет нижней части здания, потому что она была назначена для обитания, но только для тяжестей, нечистот и пресной воды.

Как в ковчег Ноев не вошли те самые, которые вспомоществовали Ною в его созидании, так книжники и фарисеи, долженствовавшие назидать Церковь, отвергли камень, который долженствовал быть во главу угла (Мф. 21:42) и затворяли Царствие Небесное для себя и других (Мф. 23:13). Так иудеи, соделавшись из чад обетования чадами гнева, рассеяны и погружены в водах народов языческих.

…Новым пришествием Христовым разрешится судьба последнего мира, подобно как в потопе разрешена судьба первого мира. Бедствие первого мира предуготовлено смешением сынов Божиих со дщерями человеческими и умножением исполинов; дух блужения и преобладания в естественных и духовных вещах, представленный в Откровении любодеицею и зверем (Откр. 13:17), произведет бедствия мира последнего. Суд первого мира предвозвещен двумя Пророками: Енохом (Иуд. 1:14-15) и Ноем (2 Пет. 2:5); в последнем мире также являются два свидетеля Иисусовы пророчествующие (Откр. 11:3). Но как пророчество Ноя не обрело веры в слышавших оное и долгое время предсказываемый потоп водный настал неожиданно, так Сын человеческий, пришедши, едва ли найдет веру на земле (Лк. 18:8), и день огненного потопа приидет как тать (2 Пет. 3:3-10). Наконец, как первая кончина мира была точию обновлением его, так и после грядущих времен последних явится новое небо и земля новая (Откр. 21:1). Впрочем, здесь не измеряется расстояние между судом (Откр. 17:1) и судом (Откр. 20:12), между пришествием (Откр. 19:11) и пришествием (Откр. 20:11). Ибо сему здесь не место, а может быть, еще и не время (Деян. 1:6-7).

Святитель Филарет МосковскийЗавет ברית, по обыкновенному употреблению сего слова, значит договор или взаимное обязательство между лицами или обществами. Самое слово ברית происходит от ברא созидатьрассекать или от ברה избирать. Понятие рассечения указует на обыкновение вступать в завет при заклании жертв (см. примеч. на Быт. 15:10); по двум другим изложениям слово верифособенно приличествует такому действию, которым Бог избирает человека и зиждет его благо. Торжественный завет между Богом и человеком в Ветхом Завете представляется в особливых видах пятикратно: с Адамом по сотворении (Быт. 2:16-17), с ним же по падении (Быт. 3:15), с Ноем, с Авраамом (Быт. 15:18; Быт. 17:10), с евреями (Исх. 24:8). Все сии заветы основываются на благодатных обетованиях со стороны Бога и вере со стороны человека; и все суть образы единого Великого Завета Сына Божия с естеством человеческим. И в настоящем случае под образом временного избавления дома Ноева обещается вечное чрез его племя избавление всего рода человеческого.

Ты войдешь в ковчег, и с тобою сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих. Сии слова должно принимать за полное исчисление спасаемых от потопа человеков, как принимал оные и Апостол (1 Пет. 3:20; 2 Пет. 2:5). Таким образом, предания раввинские и магометанские, распространяющие сие исчисление, совершенно упраздняются.

От всякой плоти по паре. Испытатели природы находят, что все роды животных, долженствовавшие быть в ковчеге Ноевом, простираются только до 300 или немного более. Из сих не более шести превышают величиною коня; немногие равняются с ним. Когда Бог говорит, что животные войдут в ковчег, бесполезно было бы затрудняться исследованием способа, каким бы они совокупились в одном месте из различных стран света. Не могло ли сие быть произведено некоторым тайным внушением природы и предощущением, подобным тому, по которому некоторые животные и ныне ежегодно совершают отдаленные путешествия?

Ни видов, ни количества пищи здесь не показывается. И то, и другое нужда могла ограничить, а благословение могло сделать и малое достаточным. Впрочем, подробными исследованиями найдено, что вместительность ковчега позволяла даже приготовить особенное количество животных в пищу другим животным, плотоядным (см. But. de area Noe.).

И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал

Исполнение повеления Божия повествователь замечает весьма кратко, дабы показать, что нет никаких трудностей в исполнении известной и непреложной воли Божией.

Проповедь пастырей 51

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Среди тех, кто нас окружает, мы видим много лю­дей порядочных, не совершающих плохих поступков, очень вежливых и приличных. Но ни один из этих вежливых, приличных людей, хороших, может быть, семьянинов в Царствие Небесное не войдет.

Многие говорят: я ничего плохого не делаю, я никого не убил, не ограбил — значит, я хороший человек. Но ни один хороший человек не войдет в Царствие Небесное. В Царствие Небесное входят только кающиеся греш­ники. Потому что если человек себя считает хорошим, значит, он слепой, значит, у него нет духовного зрения. Про таких Господь сказал: «Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза». Почему человек не видит своих грехов? Потому что в каждом глазу у него бревно. Потому что стоит вынуть бревно — и он увидит в себе миллиард грехов. А если человек не видит в себе мил­лиарда грехов, то тогда он пока еще слеп. «Фарисей слепой!» — говорит Господь.

Протоиерей Димитрий СмирновЕсли человек не видит грехов, как он может очиститься? Никак. Погиб такой человек, безнадежно совершенно погиб. А человек кающийся, хотя, может быть, у него грехов и больше, чем у этого праведника, но он может достичь Царствия Небесного, потому что он будет омывать все время свою душу. Такого спроси: в чем ты грешен? И он начнет говорить, и будет говорить в понедельник, во вторник, в среду, четверг, пятницу, пока не упадет от изнеможения или ему не скажешь: хва­тит, я больше не могу слушать. Потому что если человек имеет духовное видение, то он видит свои грехи, как песок морской. Вот взять на пляже горсточку песка и на­чать считать — и этого упражнения хватит на месяц. А если человек не видит в себе грехов, то это значит, что он духовно мертв, он просто труп, он ничего не чувствует. К трупу сколько ни обращайся, он лежит себе абсолютно холодный, он не понимает, в чем ему надо каяться, в чем надо исправляться, он не видит пути, он слеп.

Мы все здесь ради Христа, мы все здесь нищие, убогие, нас Господь по распутице, халупам собрал духовно хромых, глухих, горбатых, убогих, кривых, потому что избранные оказались недостойны. Вот поэтому нас Господь созвал, поставил здесь. И нам теперь нужно трудиться над тем, чтобы найти себе брачную одежду, чтобы быть достойными этого пира веры. Вот для этого мы все и собираемся. И если мы действительно этого хотим, если действительно это есть жажда и любовь нашего серд­ца, то мы этого достигнем.

Молитва дня, 51

Дорогие братья и сестры, в понедельники 3-й седмицы Великого поста давайте прочтем с Вами стихиры, читаемые в церкви в этот день:

2, заглавие, свеча, пост 2

Стихиры понедельника 2-й седмицы Великого поста

Безчисленная Ти прегрешив, безчисленныя муки ожидаю: скрежета зубнаго, и плача неутешимаго, геенны огненныя, и тьмы и тартара, Судие праведнейший: слезы ми убо даруй, имиже обрящу оставление и злых моих разрешение, постяся и зовый Ти: Владыко Христе, ущедри мя за великую и богатую милость.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Мене заблуждшаго на горах лютых преступлений, взыщи Слове, и к Тебе воззови, обычаи лукавыя ума моего далече отгоняя, умерша паки оживи, и постом очисти, в плаче непрестанном вопиюща и глаголюща: Владыко Христе, ущедри мя за великую и богатую милость.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Поста наченше седмицу третию, Троицу честную восхвалим вернии, прочее радостно преходяще, плотския же страсти увядивше от душ наших, цветы Божественныя пожнем, венцы исплетше начальнице дней, да вси Христа яко Победителя, венцы носяще воспоим.

Святии мученицы, молите Бога о нас.

Мученицы Господни всяко место освящаете, и всяк недуг врачуете: и ныне молите избавитися сетей вражиих душам нашим, молимся.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Брозды исплювах отеческия, непостоянным умом, со скотскими греха помышленьми пожих, все мое житие иждив блудно окаянный аз, пищи лишен утверждающия сердце, временно утучняющею сластию насытихся: но Отче Благий, не затвори ми человеколюбныя утробы, но отверз приими мя яко блуднаго сына, и спаси мя.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Небесная поют Тя, обрадованная Мати Безневестная, и мы славословим неизследованное Твое Рождество Богородице, моли спастися душам нашим.

35

Молитвы в Понедельник 3-й седмицы Великого поста

← Духовное чтение на 4 марта 2018

На главную страницу сайта