Духовное чтение на 16 марта 2018 2

Духовное чтение на 16 марта 2018

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 16 марта 2018 года. На его страницах Вы можете прочесть жизнеописание преподобной Пиамы девы, прочесть сегодняшний отрывок из Священного Писания, а также вознести молитвы и получить духовное наставление протоиерея Димитрия Смирнова.

• Жития святых – Преподобная Пиама дева;
• Священное Писание – Книга Бытия (глава 12-я: стихи 1-7);
• Толкование св. Писания – Александром Павловичем Лопухиным;
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – Тропари, читаемые в пятницу 4-й седмицы Великого поста.

Жития святых 55

ПРЕПОДОБНАЯ ПИАМА ДЕВА

Братья и сестры, сегодня мы с Вами познакомиться с одним кратким и назидательным житием, посвященным угоднице Божией святой Пиаме.

Преподобная Пиама ДеваПреподобная Пиама подвизалась недалеко от Александрии на рубеже III и IV веков. В доме своей матери она жила как в затворе: ни с кем не виделась, пищу принимала через день, после молитвы пряла лен. Святая Пиама сподобилась получить дар прозрения.

Когда жители соседнего, более многолюдного селения, ослепленные алчностью, были готовы истребить односельчан святой девы, чтобы во время разлива Нила распределить воду только на своих полях, святая Пиама духом узнала об этом злодейском намерении и объявила о нем старейшинам села. Испуганные старейшины упали в ноги святой, умоляя ее пойти к соседям и удержать их от преступления.

Однако преподобная Пиама не пошла на встречу, так как давно отказалась от общения с людьми. Всю ночь святая провела в молитве, а наутро вооруженные жители соседней общины, направлявшиеся к селению святой девы, внезапно остановились и не могли двинуться дальше. Господь открыл несчастным, что удерживает их молитва святой Пиамы. Люди опомнились и раскаялись в своем злоумышлении. Они отправили в село послов с просьбой о мире и говорили: «Благодарите Бога, Который по молитвам девы Пиамы избавил вас».

Святая мирно отошла ко Господу в 337 году.

Братья и сестры, не будем забывать, что, даже живя в миру, дома, для каждого из нас открыт путь к святости. Нет необходимости затворяться в монастыре или пустыне, чтобы достигнуть богообщения: дело не в месте, а во внутреннем устроении. Это житие для нас особенно актуально сейчас, во дни Великого поста.

Преподобне мати Пиаме, моли Бога о нас!

Священное Писание, 55

Книга Бытия (глава 12-я: стихи 1-7)

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда жили Хананеи. И явился Господь Авраму, и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал он там жертвенник Господу, Который явился ему.

Толкование священного Писания, 55

ТОЛКОВАНИЕ АЛЕКСАНДРОМ ПАВЛОВИЧЕМ ЛОПУХИНЫМ

Бог благословляет Аврама обетованием о Мессии.

С этой главы начинается специальная история богоизбранного еврейского народа, которая открывается довольно подробной биографией самого родоначальника евреев — патриарха Аврама. Все библейское повествование о нем делится на четыре раздела или периода, из которых каждый сосредоточивается около важного божественного богоявления Авраму, историей которых начинаются 12, 15, 17 и 22 главы книги Бытия.

«И сказал Господь Авраму…» На вопрос: когда Бог сказал это Авраму? — большинство, вслед за архидиаконом Стефаном (Деян. 7:2), отвечает, что это произошло еще при жизни Фарры, в Уре Халдейском, что подтверждается и последующим контекстом речи, именно указанием на отечественную землю, какой была только земля Халдейская, а не Харран.

«пойди из земли твоей,от родства твоего и из дому отца твоего… в землю, которую Я укажу тебе»Апостол Павел говорит, что Авраму не было еще открыто имя той земли, которая ему предназначалась (Евр. 11:8); и тем не менее он, послушный божественному гласу, нисколько не колеблется оставить все, что было у него дорогого (родину, родных и отчий дом), и безропотно меняет все это на неизвестное будущее и на предстоящую ему беспокойную жизнь кочевника.

Авраам. Ветхий завет«Посмотри, — говорит по поводу этого святой Иоанн Златоуст, — как с самого начала праведник был приучаем предпочитать невидимое видимому и будущее тому, что уже находилось в руках… Подумай, возлюбленный, какой возвышенный, необладаемый никакой страстью или привычкой, дух потребен был для исполнения этого повеления!» Целью такого разрыва всяких связей с прошлым было божественное попечение о сохранении рода и дома Аврамова от увлечения повсюду разлившимся нечестием, охватившим даже и дом его отца Фарры (Нав. 24:2-3). Как бы в награду за такое послушание и веру Аврама, Господь преподает ему торжественное благословение, в котором возвещает четыре рода обетований: 1) обещание многочисленного потомства; 2) дарование благ временных и вечных; 3) награду славы и бессмертия в потомстве и 4) превращение его личности в источник благословения для других. Все эти божественные обетования действительно и оправдались на последующей судьбе потомков Аврама, как плотских, т. е. евреев, так и еще более — духовных, т.е. христиан (Рим. 4:11-17; Гал. 3:7-9).

«благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну…» Заключая завет с Аврамом, Бог, по обычаю людей, как бы вступает с ним в дружбу (2 Пар. 20:7; Ис. 41:8; Иак. 2:23) и обещает иметь с ним общими как друзей, так и врагов.

«и благословятся в тебе все племена земные…» Лучший комментарий к этим словам дает Апостол Павел в своем Послании к Галатам, говоря, что через Иисуса Христа благословение Аврамово распространилось на язычников… Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Авраму: «в тебе благословятся все народы» (Гал. 3:8, 14).

Он отправляется вместе с Лотом из Харрана

«И пошел Аврам, как сказал ему Господь…» В последних словах некоторые видят указание на новое богоявление Авраму, бывшее уже в Харране и по смерти его отца Фарры.

«и с ним пошел Лот…» «Не по ослушанию против Господа, — говорит святой Иоанн Златоуст, — но, конечно, потому, что Лот был молод, а Аврам заступал ему место отца; да и тот, по любви к нему и кроткому нраву, не хотел разлучиться с праведником». Вот почему и Апостол Петр говорит о Лоте, что он подражал благочестию и вере Аврама (2 Пет. 2:7).

«И взял Аврам с собою Сару… и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране…» На основании этих слов можно думать, что остановка Аврама в Харране была довольно продолжительна, так как он успел уже приобрести здесь и имение, и рабов. Златоуст особенно подчеркивает то, что все это заведено было Аврамом в Харране и составляло его благоприобретенное имущество, а все отцовское наследство было оставлено еще в Халдее, согласно божественному повелению об этом.

«и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую…» Хотя, испытывая веру и послушание Аврама, Господь и скрывал от него до времени конечную цель его путешествия, однако, очевидно, самое направление этого пути было так или иначе внушено Богом Авраму или открыто какими-либо особыми знамениями.

«и пришли в землю Ханаанскую…», т. е. в плодородную палестинскую страну, где обитали потомки Ханаана. Границами ее на Севере служили горы Ливанские, на юге — Аравийские степи, с востока — пустыня Сирийская и с запада — Средиземное море. «Окруженная таким образом горами, степями и морями, эта страна, предназначенная в наследие избранному народу, больше, чем всякая другая, благоприятна была для воспитания его вдали от языческого влияния. С другой стороны, находясь в средоточии известного тогда мира, на перепутье между Европой (со стороны моря), большей частью стран Азийских и Африкой, эта страна представляла весьма много удобств для распространения повсюду евангельской проповеди» (Виссарион).

Приходит в землю Ханаанскую

«И прошел Аврам… до места Сихема, до дубравы Море»Вступив в пределы Палестины, как полагают, с севера, Аврам прошел большую часть ее к югу до того места, где впоследствии был построен город Сихем, названный сим именем в честь Сихема, сына Емморова (Быт. 33:18-19). Со временем этот Сихем сделался столицей Самарии и не раз выступает пред нами в Священном Писании как Ветхого, так и Нового Завета (Втор. 11:30; Суд. 9:1; Пс. 59:8; Ин. 4:5 и др.). Во времена Иисуса Христа он назывался также еще Сихарем, а при Веспасиане был переименован в Неаполис, откуда произошло современное название этого местечка Набулус или Наблус.

«до дубравы Море…» или «Мамре», как она называется в другом месте (Быт. 13:18). Предполагают, что тут идет речь о целой дубовой или теревинфовой роще, принадлежавшей знатному хананеянину, носившему фамилию Море, или Мамре, и достаточно известной по тому времени и месту.

«И явился Господь Авраму…» Это первое библейское известие о явлении Бога человеку за послепотопный период. Хотя существо Бога невидимо и непостижимо, тем не менее из Священного Писания нам известен целый ряд внешних образов, в которых Он благоволил открывать Себя людям (Быт. 18:2, 17, 33; Быт. 21:17-18; Быт. 22:11-18; Быт. 31:11-13; Быт. 32:24-30 и пр.). Одним из подобных же богоявлений было, вероятно, и данное.

«Общее основание богоявлений Ветхого и Нового Завета, наипаче в образе человеческом, – говорит митрополит Филарет, – есть предвестник вочеловечения Сына Божия».

«И создал там Аврам жертвенник Господу…» Он построил жертвенник или алтарь, без сомнения, для того, чтобы принести Господу благодарственную жертву за данное для него и его потомства обетование, а затем и с целью увековечить соответствующим внешним знаком священное место богоявления.

Наставление, 55

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Протоиерей Димитрий Смирнов, священник Господь говорит нам: «Ищите Царствие Небесное». А мы что ищем? Мы ищем хлеба, спокойствия, здоровья, благополучия, продвижения по службе, чтобы с родственниками было все в порядке и так далее. То есть мы хотим здесь, на земле, обустроиться хотя бы до пенсии, а потом еще чуть-чуть до смерти, и желательно еще безболезненно умереть: тихо уснуть и не проснуться. А о том, что будет там, мы вообще даже и не думаем, серьезно нас это не за­ботит. Потому что, если бы нас это заботило, мы бы жизнь свою в корне поменяли. Нас все беспокоит, что о нас кто подумает, что про нас кто скажет, как к нам кто относится, на кого мы в данный момент обиделись, с кем мы рядимся. К сожалению, во всем этом наш ум пребывает и сердце. А на самом деле должно быть по-другому. Мы должны постоянно бдеть над своей душой, смотреть, какие помыслы входят в ум, какие страсти у нас в сердце, стараться беспощадно с ними бороться именем Божиим, призывая все время на помощь Спасителя: «Господи, помилуй, Господи, помилуй». Все время взывать.

… Сколько было с нами всяких чудес и милости Божией на нас изливалось! Ведь Господь нам не только тяжелый крест дает. Каждый из нас мо­жет вспомнить десятки, сотни случаев, когда Господь радовал нас, как детей. Но это когда мы были детьми, а когда мы уже духовно начнем мужать, тогда скорбей будет прибавляться. Это неизбежно. И действитель­но, поговорка есть: «Маленькие дети — маленькие скорби, большие дети — большие скор­би». Почему так? Ну потому что молодые, по двадцать пять лет, какие им скорби? А чем больше человек опыта приобретает, чем на большее становится способен, тем Господь ему больше дает трудов, больше скорбей, больше болезней. И надо это воспринимать не как ужас и кошмар, а как наше участие в светлой христианской жизни.

Молитва дня 55

Дорогие братья  и сестры, давайте прочтем с Вами тропари, читаемые сегодня, в пятницу 4-й седмицы Великого поста, в православных храмах:

2, заглавие, лампада, пост 2

СТИХИРЫ ПЯТНИЦЫ 4-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Слава Господи Кресту Твоему Честному.

Присноблаженный сподобившеся целовати вернии, Крест Твой Господи, имже нас спасл еси, воспеваем Твое благоутробие, и молим Тя прилежно, всем подаждь радование Спасе спасения Твоего, в покаянии давый нам видети Твое востание, и честная страдания.

Слава Господи Кресту Твоему Честному.

Умерщвление претерпел еси на Кресте простираемь, умертвивый смерть, и мертвыя воскресивый живоносным словом: темже молю Тя, умерщвленую мою душу грехом, оживи Господи, подая ми умиление, и зол избавление, во днех святых Твоих пощения, Человеколюбче.

Слава Господи Кресту Твоему Честному.

Твой Крест святый сподобившеся радостно видети и облобызати, молим Тя, Боже Спасе наш, да и самыя Твоя пречистыя достигнем страсти, постом укрепляеми, покланяющеся поем распятие, копие, губу и трость, имиже нас обезсмертив, в древнюю паки сладости жизнь возвел еси, яко Человеколюбец: темже Тя благодарно ныне славим.

Притчей чтение. [Глава 13, ст. 20-26. Глава 14, ст. 1-6.]

Желания благочестивых наслаждают душу: дела же нечестивых далече от разума. Ходяй с премудрыми премудр будет: ходяй же с безумными познан будет. Согрешающих постигнут злая: праведных же постигнут благая. Благ муж наследит сыны сынов: сокровиществуется же праведным богатство нечестивых. Праведнии насладятся в богатстве лета многа: неправеднии же погибнут вскоре. Иже щадит жезл [свой,] ненавидит сына своего: любяй же наказует прилежно. Праведный ядый насыщает душу свою: души же нечестивых скудны. Мудрыя жены создаша домы: безумная же раскопа рукама своима. Ходяй право, боится Господа: развращаяй же пути своя, обезчестится. Из уст безумных жезл досаждения: устне же мудрых хранят я. Идеже несть волов, ясли чисты: а идеже жита многа, явна волу крепость. Свидетель верен не лжет: разжизает же ложная свидетель неправеден. Взыщеши премудрости у злых, и не обрящеши: чувство же у мудрых удобно.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

От Господа смирившаго Себе, даже до распятия и смерти тебе ради, навыкши душе моя, от возношения смирения, и от смирения возношения, о добродетелех не возвышайся, ниже себе праведну мнящи ближняго осуждай, якоже велехвальный фарисей: но в разумении низложенном прегрешений твоих памятствующи токмо, якоже мытарь возопий: Боже, очисти мя грешнаго, и спаси мя.

Святии мученицы, молите Бога о нас.

Мученицы Твои Господи, не отвергошася Тебе, ни отступиша от заповедей Твоих: тех молитвами помилуй нас.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Всечистая яко виде Тя на Кресте висима, вопияше: что странное еже вижду таинство Сыне Мой? како на Древе умираеши, плотию повешеный, живота Подателю?

35

Записки в храм на Родительскую субботу >>

← Духовное чтение на 15 марта 2018

На главную страницу сайта