Духовное чтение на 22 марта 2018

Духовное чтение на 22 марта 2018

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Для духовного и молитвенного прочтения предлагаем календарь, посвященный 22 марта, состоящий из следующих рубрик:

• Жития святых – Преподобномученик Иоасаф (Шахов);
• Священное Писание – Книга Бытия (глава 18-я, стихи: 20-33);
• Толкование св. Писания – Святителем Филаретом (Дроздовым);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – читаемые в четверг 5-й седмицы Великого поста.

Жития святых 54

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК ИОАСАФ (ШАХОВ)

Братья и сестры, сегодня перед нашим мысленным взором предстанет человек, не считавший, что перед советской властью надо оправдываться, а считавший, что позиция христианского пастыря должна быть озвучена смело, даже на допросе.

Преподобномученик Иоасаф родился в 1870 году в селе Ильинском Ярославского уезда Ярославской губернии в семье крестьянина Ивана Шахова и в крещении наречен был Николаем. Окончив церковноприходскую школу, он решил выбрать путь жизни воина Христова и в 1896 году пришел в Николо-Пешношский монастырь Московской губернии, а 30 мая 1898 года был зачислен в число братии.

Преподобномученик Иоасаф (Шахов). ФотоВ 1904 году началась русско-японская война, и настоятель монастыря игумен Савва благословил послушника ехать на фронт, чтобы ратным подвигом послужить Церкви и Родине. Перед отправкой на фронт был отслужен молебен. Игумен Савва сказал в напутственном слове, чтобы Николай, как подобает воину Христову, защищал веру, царя и Отечество. На фронте послушник Николай пробыл рядовым полтора года. После заключения мира с Японией он вернулся в обитель и 12 ноября 1906 года был пострижен в монашество с именем Иоасаф. 18 ноября 1907 года он был рукоположен во иеродиакона, а 8 августа 1910 года – во иеромонаха.

Началась Первая мировая война, стали создаваться дополнительные армейские части, для духовного окормления которых потребовалось увеличить число полковых священников, особенно они были нужны на передовой. В 1915 году настоятель Николо-Пешношского монастыря игумен Иувеналий командировал иеромонаха Иоасафа на германский фронт, где он был определен священником 461-го полка. Иеромонах Иоасаф не скрывался от опасности в тылу или при штабе, он ходил вместе со своей паствой – солдатами в бой, выносил с поля боя раненых, исповедовал и причащал их и погребал убитых.

Весной 1917 года большевистская пропаганда, разложившая к этому времени тыловые части армии, достигла и окопов, и солдаты все чаще стали спрашивать отца Иоасафа: «Батя, когда же кончится война, кому она нужна, долго ли мы будем страдать?» И священник отвечал так, как повелевал ему отвечать голос совести и долг православного пастыря: «Мы страдаем за одно общее дело, это прежде всего – за веру! во-вторых – за царя! и в-третьих – за наше Отечество! Его мы должны защищать не щадя своей крови».

Иеромонах Иоасаф пробыл на фронте до лета 1917 года, когда монастырское начальство отозвало его в обитель. Несмотря на происшедшие в стране перемены, монастырь просуществовал еще десять лет, и отец Иоасаф подвизался в нем до 1928 года, когда воинствующие безбожники разогнали братию и закрыли обитель. После этого иеромонах Иоасаф приехал в город Коломну с намерением поступить в Голутвинский монастырь, но настоятель монастыря архимандрит Никон, зная, что дни монастыря сочтены, посоветовал ему служить на приходе. Епископ Егорьевский, викарий Московской епархии Павел (Гальковский) направил отца Иоасафа в единоверческий храм Живоначальной Троицы в село Поповка Коломенского района Московской области. В состав прихода входило тогда тридцать деревень. Ревностный пастырь сразу увидел, что дела в приходе находятся в самом плачевном состоянии, в районе проживает много сектантов, которым не оказывается ни малейшего противодействия со стороны православных. И в то самое время, когда безбожное государство беспощадно преследовало Православную Церковь, иеромонах Иоасаф энергично взялся за миссионерскую деятельность, стараясь просветить заблудших, и на этом поприще достиг некоторых успехов – люди стали отходить от сект и возвращаться в православие. В этом приходе отец Иоасаф прослужил десять лет. В 1930 году он был возведен в сан игумена.

Преподобномученик Иоасаф (Шахов)8 марта 1938 года власти арестовали его и заключили в коломенскую тюрьму. Допросы начались сразу же после ареста. На вопросы следователя отец Иоасаф отвечал, что по существу своей священнической присяги и по долгу совести он не может быть солидарным с идеалами советской власти; ему не нравится и эмблема, которая принята как государственная (имея в виду серп и молот), хотелось бы видеть вместо нее на государственных стягах образ Спасителя. До революции он был воспитан в идеалах защиты веры и помазанника Божия и остается при этих идеалах.

– Вы изобличаетесь в том, что неоднократно призывали колхозников к защите веры, – сказал следователь.

– Да, – ответил священник, – я требовал от верующих, чтобы они ходили в церковь, молились Богу и защищали от поругания веру.

– Следствием установлено, что вы в проповеди на праздник Рождества Христова высказали мысль о пришествии Христа, Который поведет борьбу с врагами.

– Да, в моей проповеди было сказано о Втором Пришествии Христовом, и я говорил верующим, что им нужно быть готовыми встретить Христа. И в этой связи я напоминал им о Страшном Суде.

Отец Иоасаф был тверд в своих взглядах и выбрал свой путь – мученический.

13 марта тройка НКВД приговорила отца Иоасафа к расстрелу, и он был перевезен в Таганскую тюрьму в Москве. Игумен Иоасаф (Шахов) был расстрелян 22 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Братья и сестры, таким святым мы должны молиться о том, чтобы и нам стяжать такую смелость для исповедания своей веры, несмотря ни на какие лица и ни на какие обстоятельства.

Священномучениче Иоасафе, моли Бога о нас!

Священное Писание, 54

Книга Бытия (глава 18-я, стихи: 20-33)

И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;
сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю. И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицом Господа. И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нем? Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие. Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.

Толкование священного Писания, 54

 ТОЛКОВАНИЕ ПРЕПОДОБНЫМ ЕФРЕМОМ СИРИНЫМ

Вопль Содомский. Приличное сему месту знаменование слова вопль можно вывести из соответствующего ему здесь слова грехи и также из противополагаемого ему слова правды у Исаии (Ис. 5:7). Но каким образом и какие особенно неправды и грехисоставляют вопль? Вопль к Богу приписывается в Св. Писании крови Авеля (Быт. 4:10), нищим (Пс. 9:13; Иов. 34:28), мученикам (Откр. 6:10). Посему вопль Содома означать может вопль угнетенной беззакониями Содомлян невинности, чего пример видим в Лоте, который, живя между ними, тем, что видел и слышал, ежедневно терзался в доброй душе своей (2 Пет. 2:8). Иначе вопль греховный к Богу может означать такой разврат, который, испровергая самые основания благочестия и благонравия, самые права природы, не может быть исправлен человеческими и естественными средствами, но призывает мстительную руку Божию. Отсюда известное в Церкви наименование грехов вопиющих.

Явление святой Троицы, АвраамуПойду посмотреть и узнать, довершилось ли и проч. То есть достиг ли уже Содом крайней степени своих беззаконий, и его растление так ли уже совершенно, что и долготерпение бесполезно, и исправление невозможно (1 Цар. 20:33). Дабы согласить испытательное посещение Содома с Божиим всеведением, должно вообразить, что Бог, в оправдание судеб Своих и в наставление родов будущих, благоволит открыть Аврааму, с одной стороны, крайнее нечестие Содомлян, с другой — Своедолготерпение и, наконец, осуждение праведное. В Его воле состоит изъяснить все сие или словами человеческого языка, или другими внятными знамениями. Итак, Он избирает для сего чувственное действие испытательного посещения, которое для имеющих простые о Божестве понятия знаменательнее словесных объяснений. Чувственное посещение Содома нужно было также для избавления Лота, а принятый Богом вид невидимости имел еще то отношение к Аврааму, что вызывал его к ходатайству за Лота, которое и видно в продолжении сего разговора.

Авраам же еще стоял пред лицем Господа. Онкелос думает, что Авраам стоял пред Богом в молитве. Действительно, стоять пред лицем Божиим иногда значит молиться (Иер. 15:1). Но слово еще показывает, что писатель говорит здесь просто о продолжавшемся чувственном предстоянии Авраама Богу явившемуся.

И приблизился Авраам. Или из благоговения стоял он до сего времени в некотором отдалении от Господа; или несколько времени колебался, открыть ли свои чувствования, между тем как Господь казался отходящим.

Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Сей и последующие вопросы Авраама не должно принимать за простое действие любопытства, испытующего судьбы Божии, поелику в таком случае ни один из них не был бы достоин ответа Божия. Все они имеют знаменование молитвенное о помиловании грешных ради праведных. В особенности Авраам имеет здесь в мыслях Лота, который после и спасен по его молитве (Быт. 19:29). Не произносит же имени его или потому, что сознает дерзость своего ходатайства, или потому, что полагается на всеведение Господа.

Может быть, найдется в этом городе пятьдесят праведников? Авраам не упоминает здесь о младенцах, хотя и сии побуждают иногда Бога к милосердию, как видим в пророчестве (Ион. 4:11). Из сего вновь можно примечать, что предмет его ходатайства есть наипаче Лот.

И отошел Господь. Неизвестно, Авраам ли прекратил свои молитвенные вопрошения, воображая, что в Содоме, конечно, найдутся десять праведников (Быт. 18:32), или Бог прервал свою с ним беседу Своим отшествием. Дабы она не казалась неоконченною, должно приметить, что дополнением ее служат самые приключения Содома и Лота.

Поучения св. Отцов 54

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Господь хочет, чтобы мы избавились от своих страстей в душе, от грехов, а не чтобы мы стали людьми, которые живут по каким-то внешним правилам. Для Бога важно, какие мы внутри, по существу. Есть люди, которые и в церковь ходят, и на молитву пла­точек надевают, и квартирка у них освящена, и лампадочка есть, и иконочки, и книжечки, и Библия, и молитвослов — ну все есть, что только душе угодно, а глаза завистливые, сердце каменное, язык злой.

Протоиерей Димитрий Смирнов 2Ну что толку в этих сокровищах, которые ты дома приобрел? Иконочки есть — хорошо, лампадочки — хорошо, Библию имеешь — слава Богу, читаешь ее — еще лучше. Но что толку в этом чтении, если человек остается завистливым, злым, предателем, иудой, сварливым, сплетником, всякое зло про другого передает? В этом толк только один: ты в аду из-за этого будешь гораздо ниже, чем самый страшный безбожник, который ни в церковь не ходил, ни Богу не молился. Пото­му что иконки у тебя были, лампадки у тебя были, пост ты соблюдал, в церковь ходил. Библию читал — и ничего в тебя не вошло. Вот какой ты противник Божий, ничто тебя не проняло: ни богослужение, ни пост, ни слово Божие.

Другой человек в Бога не верует и лучше живет, чем иной верующий, и Господь ему снисхождение окажет. Потому что, какой с него спрос? В церкви никогда не был, никто его не научил, ни хороший поп, ни плохой слова ему не сказал. Он ничего не знает, Библию никогда в жизни не читал, книжек хороших, где о нравственности говорится, где высмеивается зло — «Евгения Онегина» или Достоевского, Чехова, — не знает; читал только газеты и программу «Время» смотрел. Иногда по совести поступал, иногда против совести. Что с него взять? С него спрос меньше.
Поэтому какой же ты христианин, если в храм ходишь, все внешнее исполняешь, а внутри остаешься самым страшным злодеем: ты злой, раздражительный, власто­любивый, все время кричишь, шумишь, всем только указываешь, всех только все заставляешь, всех под себя подминаешь и хочешь, чтобы все были как ты. Ты один прав, а все кругом дураки и во всем виноваты. Так же нельзя, это же противно духу Евангелия. Уж лучше бы ты в церковь не ходил, сидел бы дома, спокойненько телевизор смотрел, газетку читал, чай попивал и никого бы не обижал — ты был бы ближе к Богу.

Молитва дня, 25

Дорогие братья и сестры, перед Вами молитвы, читаемые в храмах в четверг 5-й седмицы Великого поста:

10

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Моими помышлении в разбойники впад, пленен бых окаянный умом, и люте уязвихся, всю мою душу ураних, и отнюд лежу наг добродетелей на житейстем пути. Священник же видев мя ранами боляща безысцельна, презрев не воззре на мя: левитянин же паки не терпя душетленныя болезни, и той видев мя мимо иде. Ты же благоволивый, не от Самарии, но от Марии воплотитися Христе Боже, человеколюбием Твоим подаждь ми исцеление, изливая на мя великую Твою милость.

Святии мученицы, молите Бога о нас.

Аще кая добродетель, и аще кая похвала подобает святым? Мечем бо преклониша выи, Тебе ради преклоншаго небеса и сошедшаго: излияша кровь свою Тебе ради истощившаго Себе, и зрак рабий приимша: смиришася до смерти, нищету Твою подражающе. Ихже молитвами по множеству щедрот Твоих, Боже помилуй нас.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Господи, Ты священныя ученики Твоя, словесная небеса показал еси. Сих священными ходатайствы, земных мя зол избави, воздержанием вознося разума всегда, к страстем помышление мое, яко Щедр и Человеколюбец.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Имуще вси время пощения, яко содейственника Божественным деянием, плачим от всего сердца, и Спасу возопиим: Твоими ученики Господи Многомилостиве, спаси любовию Тя поющия, яко Щедр и Человеколюбец.

Святии апостоли, молите Бога о нас.

Апостоли прехвальнии, мира молитвенницы, немощных врачеве, здравия хранителие, во обоем нас соблюдите, пощения время проходящия: во обоих божественно мирствующия, ум несмущен страстей храняще, да поем вси песнь Христу воскресшему, яко Победителю.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Все житие мое со блудницами и мытарями изжися: убо возмогу ли поне в старости покаятися, о нихже согреших, Содетелю всех и врачу недугующих? Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Тяжестию небрежения содержимь есмь, в тине валяюся, стрелою устрелен велиара, и оскверняю мое еже по образу: обратителю небрегущих, и Избавителю прегрешивших: Господи прежде даже до конца не погибну, спаси мя.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Бых преткновение человеком, возделав яко земный земная, браку сопрягохся Твоим повелением, и преступих осквернив ложе мое: от земли создавый не презри создания Твоего: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Рядник бых души моей, о плоти моей промышление творя, демонов поругание поставлен бых, сластем работая и безместием: благоутробием Твоим пощади, прогонителю демонов: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Волею согреших паче всех, сего ради оставлен есмь, имам противника души моей, плоти мудрование, и помрачает мя. Просвещение сущих во тьме, и наставниче заблуждаемых: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя.

34

Записки в Храм >>

← Духовное чтение на 21 марта 2018

На главную страницу сайта