Духовное чтение на 14 июня 2018 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 14 июня 2018 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Мученик Иустин Философ;
• Чтение Апостола – Послание к Римлянам (глава 8-я: стихи 22-27);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 10-я: стихи 23-31);
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Духовное чтение на 14 июня 2018 года

Мученик Иустин Философ

Дорогие братья и сестры, сегодня мы поговорим об одном яром защитнике христианства первых веков, причем интересно то, что у нас имеется масса достоверных древних источников, рассказывающих о его жизни. Свидетельства о жизни святого Иустина Философа содержатся как в его собственных сочинениях, так и у многих древнехристианских писателей, а важнейшим свидетельством мученической кончины святого Иустина и его речи на суде являются мученические акты, которые считаются одними из самых древних подлинных документальных записей мученичества.

Святой мученик Иустин Философ родился на рубеже I – II веков, в Сихеме – древнем городе Самарии. Родители Иустина были греки и язычники. Святой с детства отличался глубоким умом, любовью к наукам и горячим стремлением к познанию Истины, он получил классическое образование, которое предполагало хорошее знание философии. Получение дальнейшего философского образования подробно описано им самим. Сначала он обратился к стоику, затем – к перипатетику и пифагорейцу. Стоик не удовлетворил святого Иустина, поскольку не считал познания о Боге необходимыми; перипатетик хотел установить плату за занятия, за что Иустин счел его «недостойным имени философа». Пифагореец потребовал от него знания музыки, астрономии и геометрии и отказался принять не имевшего соответствующих познаний Иустина в ученики. Тогда святой Иустин Философ обратился к платоникам, учение которых особенно привлекло его представлением о бестелесном, теорией идей, а также стремлением к созерцанию Бога, как писал сам святой, «ибо такова цель Платоновой философии».

 

Духовное чтение на 14 июня 2018 года

Став учеником платоника, он достиг значительных успехов в преподаваемой ему философии. На обращение Иустина в православие сильно повлияла стойкость в вере христианских мучеников. Он писал: «И сам я, когда еще услаждался учением Платона, слышал, как поносят христиан, но, видя, как они бесстрашно встречают смерть и все, что почитается страшным, почел невозможным, чтобы они были преданы пороку и распутству». Однако поворотным моментом стал случайный разговор с неким старцем-христианином, предположительно состоявшийся в Эфесе. Иустин прогуливался по берегу моря, когда встретил «старца, почтенного видом, с приятной и важной осанкой», с которым у него завязалась беседа на философскую тему. В ходе беседы старец аргументированно критиковал некоторые положения основных философских школ, противопоставляя им писания пророков, мужей блаженных, праведных и угодных Богу, говоривших Духом Святым и живших гораздо раньше, чем «почитаемые за философов». В результате беседы со старцем святой Иустин понял, что эта христианская философия «единственная, незыблемая и полезная».

На 30-м году жизни Иустин принял Святое Крещение, однако продолжал носить плащ философа. С того времени свои дарования и обширные философские познания святой Иустин посвятил проповеди Евангелия среди язычников. Он начал странствовать по Римской империи, всюду сея семена спасительной веры. «Кто может возвещать истину и не возвещает, тот будет осужден Богом», – писал он. Святой Иустин открыл в Риме училище, где проповедовал христианскую философию. Он последовательно отстаивал истинность и спасительность христианского учения в спорах с еретиками, убедительно опровергая и языческие мудрования, и еретические искажения христианства.

Около 155 года, когда император Антонин Пий открыл гонение на христиан, святой Иустин лично подал ему «Апологию» в защиту невинно осужденных на казнь христиан Птоломея и Лукия, и еще одного, третьего, имя которого осталось неизвестным. «Апология» оказала столь благотворное воздействие на императора, что он прекратил гонение. С решением императора святой Иустин отправился в Азию, где особенно сильно преследовали христиан, и сам распространял радостную весть об императорском указе по окрестным городам и странам.

В Ефесе состоялся диспут святого Иустина с раввином Трифоном. Православный философ на основе ветхозаветных пророческих писаний доказывал истину христианского вероучения. Этот спор изложен святым Иустином в сочинении «Разговор с Трифоном иудеем». Вторая «Апология» святого Иустина была обращена к римскому сенату. Написана она была в 161 году, вскоре после вступления на престол Марка Аврелия.

Возвращаясь в Италию, святой Иустин, подобно апостолам, всюду проповедовал Евангелие и своим богодухновенным словом многих обращал к христианской вере. Когда святой во второй раз пришел в Рим, завидовавший ему Крискент, которого Иустин побеждал в прениях, возвел на него много ложных обвинений перед римским судом. Согласно «Актам Иустина», во дни второго пребывания святого Иустина Философа в Риме он и шесть его учеников были арестованы и предстали перед судом префекта, философа-стоика и учителя императора Марка Аврелия. На вопрос префекта об учении, которого придерживается святой мученик, тот ответил: «Я старался познать всякие учения, но пристал к истинным учениям христиан, хотя они и не нравятся лжемудрствующим». Далее святой Иустин исповедал веру в Бога «Творца мира и Создателя всей твари» и «Господа Иисуса Христа Отрока Божия, о Котором предсказано было пророками, что Он придет к роду человеческому глашатаем спасения и наставником добрых учений». После того как Иустин Философ и его ученики решительно исповедали себя христианами, префект спросил, уверен ли святой в том, что после бичевания и казни он взойдет на небо? «Надеюсь благодаря терпению, если претерплю. Но знаю, что и проживших правильно ожидает благодать Божия». Несмотря на угрозы префекта, мученики отказались принести жертвы идолам, после чего были подвергнуты бичеванию и обезглавлены. Произошло это примерно в 166 году. Ныне мощи святого Иустина Философа покоятся в Риме.

Святый мучениче Иустине, моли Бога о нас!

Духовное чтение на 14 июня 2018 года

Послание к Римлянам (глава 8-я: стихи 22-27)

<Братия,> знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении. Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.

Духовное чтение на 14 июня 2018 года

Святое Евангелие от Матфея (глава 10-я: стихи 23-31)

казал Господь Своим ученикам:> Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий. Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был как учитель его, и для слуги, чтобы он был как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? Итак, не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.

Духовное чтение на 14 июня 2018 года

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 14 июня 2018 года

Никогда не бывает, чтобы человек совершил какое-то преступление, прежде чем он его не задумал. Всегда греху предшествует мысль: человек сперва в уме воображает преступление, а потом совершает его на деле. Сначала в голове появляется некий образ или идея. Если человек начинает эту идею рассматривать, погружаться в нее, прилепляться к ней, то посте­пенно она начинает его завлекать, то есть она ему уже нравится, его сердце склоняется к ней. И когда сердце человека пожелает исполнить то, что у него в голове, можно сказать, что грехопадение уже совершилось, потому что мысль, которую сатана вложил ему в голову, человек принял сердцем.

Теперь, если Господь попустит, преступление может тут же совер­шиться, а если Господь не попустит, оно в данный момент фактически может и не совершиться, но на самом деле падение уже произошло. Поэтому апостол Иоанн Богослов сказал: «Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца» — совершенно независимо от того, убил он или не убил. Если ты прогневался на кого-то, возненавидел его и пожелал ему смерти — не убил сразу на месте, а только ненавидишь, — то значит, ты уже совершил это убийство. Перед Богом неважно, совершен в данный момент этот по­ступок или не совершен, потому что сердцем человек уже согласен на убий­ство, то есть он впустил в сердце человекоубийцу, впустил сатану.

Заглавие, окончание 33

Записки в Храм>>

← Духовное чтение на 13 июня 2018

На главную страницу сайта