Духовное чтение на 15 июня 2018

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный на 15 июня 2018 года. На его страницах Вы можете прочесть житие святителя Никифора исповедника, патриарха Константинопольского, прочесть сегодняшний апостол и Евангелие дня, а также получить духовное наставление протоиерея Димитрия Смирнова.

• Жития святых – Святитель Никифор исповедник, патриарх Константинопольский;
• Чтение Апостола – Послание к Римлянам (глава 9-я: стихи 6-19);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 10: 32-36; глава 11: 1);
• Проповедь пастырей – Из проповеди протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 55

Святитель Никифор исповедник, патриарх Константинопольский

Дорогие братья и сестры, сегодня мы познакомимся с историей борьбы за православие ревностного святителя – патриарха Константинопольского. Святитель Никифор Исповедник родился в Константинополе во второй половине VIII века. Глубокая вера и готовность к подвигу исповедничества были заложены в нем его родителями Феодором и Евдокией. Они дали сыну настоящее христианское воспитание, подкрепленное примером их собственной жизни. Отец его пострадал как исповедник православия от императора-иконоборца Константина Копронима.  А мать, разделявшая все испытания своего мужа, последовала за ним в изгнание и после его смерти вернулась в Константинополь, где окончила жизнь в иночестве. Святой Никифор получил хорошее светское образование, но больше всего изучал Священное Писание и читал духовные книги.

В царствование Льва IV Хазара, правившего в Византии непродолжительный период с 775 по 780 год, святой Никифор получил звание царского советника. Находясь при царском дворе, он продолжал вести строгую, добродетельную жизнь, твердо хранил чистоту православной веры и ревностно защищал почитание святых икон. Потому в короткое царствование Льва IV гонения на иконы почти прекратились. Но император Лев лишь какое-то время показывал себя благочестивым, а незадолго до смерти изменился и возобновил гонения на иконопочитателей. Вскоре после этого он впал в жестокую горячку и умер. После смерти Льва IV, в царствование Константина VI и его матери святой Ирины, в 787 году в Никее был созван VII Вселенский Собор, осудивший иконоборческую ересь. Глубоко зная Священное Писание, святой Никифор от имени императора выступил на Соборе в защиту православия, чем оказал большую помощь святым отцам Собора.

Духовное чтение на 15 июня 2018

После Собора будущий святитель Никифор несколько лет оставался при дворе, но полная суеты жизнь все более и более тяготила святого. Он оставил службу и поселился в уединении, при Босфоре, проводя жизнь в научных трудах, безмолвии, посте и молитве. Еще до принятия иноческого пострига он вел строгую иноческую жизнь. Вот как он сам писал об этом: «Тогда я немедленно же обратился к исследованию самого себя, и посему, с помощью Божией, отказался от этой должности, удалился из царского дворца и от городского шума и поселился на вершине одной отдаленной приморской горы, утесистой и едва доступной. Таким образом, я удалился от столицы на несколько стадий около Пропонтиды и здесь старался устроить свою жизнь, как мог, предаваясь уединению, ибо к нему-то я больше всего и стремился, и мною обладала столь сильная любовь к уединению и спокойствию, что я решил встретить конец жизни не в другом каком месте, но здесь. Но ведь невозможно, чтобы все происходило согласно нашим намерениям, и бывают случаи, где господствует необходимость и где предприятия получают тот исход, коего хочет Бог. Это именно и случилось со мной».

В царствование императора Никифора I с 802 по 811 год, после кончины святого патриарха Тарасия святой Никифор был избран на его место, принял иноческий постриг и святительский сан и был возведен на патриарший престол 12 апреля 806 года, в день святой Пасхи. Впоследствии он напишет: «…возвели меня на священный сей трон, хотя я сильно не желал и отказывался, так что дело сие было устроено скорее принуждением, чем по согласию».

При следующем императоре Льве V Армянине, яром приверженце иконоборческой ереси, для Церкви вновь начался период смут и гонений. Император не мог сразу начать открытое гонение на православие, поскольку иконоборчество было осуждено VII Вселенским Собором. Святой патриарх продолжал служить в Великой церкви, смело убеждая народ хранить православную веру, и проводил последовательную и неослабную борьбу с ересью. Император начал вызывать из ссылки епископов и клириков, отлученных от Церкви VII Вселенским Собором. Составив из них еретический собор, император потребовал, чтобы патриарх явился для прений о вере. Патриарх отказался рассуждать о вере с еретиками, так как учение иконоборцев уже было предано анафеме Вселенским Собором. Он всячески старался образумить императора и его окружение, безбоязненно разъяснял народу учение о почитании святых икон, написал увещания к императрице и градоначальнику Евтихиану, ближайшему к императору сановнику, присоединив в конце пророческое слово о скорой гибели еретиков от «карающей руки Господней». Тогда еретический собор отлучил от Церкви святого патриарха Никифора и его предшественников – блаженно почивших патриархов Тарасия и Германа.

Святой Никифор был сослан сначала в монастырь в Хрисополь, а затем – на остров Проконнис в Мраморном море. После 13 лет лишений и скорбей 2 июня 828 года святой патриарх Никифор скончался в изгнании. После окончания гонений и Торжества Православия, состоявшегося в 843 году, 13 марта 847 года нетленные мощи святого патриарха Никифора, пролежавшие в земле 19 лет, с торжеством были перенесены в Константинополь в соборную церковь Святой Софии.

Святитель Никифор был выдающимся церковным деятелем своего времени, «украшением века и кафедры» и, много послужив Церкви, оставил обширное духовное наследие: труды исторического, догматического и канонического содержания.

Святителю отче Никифоре, моли Бога о нас!

 

Чтение Апостола, 55

Послание к Римлянам (глава 9-я: стихи 6-19)

<Братия,> Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: «в Исааке наречется тебе семя». То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. А слово обетования таково: «в это же время приду, и у Сарры будет сын». И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, — дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, — сказано было ей: «больший будет в порабощении у меньшего», как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел». Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: «кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею». Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Ибо Писание говорит фараону: «для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле». Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»

Евангелие дня, 55

Святое Евангелие от Матфея (глава 10: 32-36; глава 11: 1)

казал Господь:> Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.

Наставление, 55

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Протоиерей Димитрий Смирнов, священникМногие готовы обратить­ся к Богу, чтобы Господь им помог, но что такое помощь? Это когда один трудится, а другой ему пособ­ляет, а не то, когда один лежит, а другой все делает за него. По­этому нужен труд самого чело­века. Господь каждому готов помочь, если он действительно хочет измениться, хочет уйти от греха, постичь, что такое жизнь святая. Какой смысл просить прощения, как делают маленькие, неразумные дети: «Мама, прости, я больше не бу­ду» — и через час то же самое? Это просто какой-то глупый ритуал. Нет, если ты просишь прощения, нужно знать, чего именно ты больше не будешь.
Что значит раскаяться? Раскаяться — значит перестать. А если не перестал, какая тут может быть помощь Божия, помощь в чем?
Можно один раз сказать ребенку, что нельзя булавку вставлять в розетку,— а дальше проверяй. Раз током дер­нуло, два током дернуло — понял? Понял. Так же и жизнь человеческая. Вот есть Евангелие, есть заповеди. Понял или прикидываешься дураком? Но перед Богом нельзя прики­нуться дураком, дураков нет. Каждый, когда ему протяги­вают кусок мыла, есть его не будет. Вот если человек взял мыло и ест, тогда понятно, что он не несет никакой ответ­ственности. А раз он мыла не ест, отворачивается, значит, он прекрасно понимает, что такое добро, а что зло. Поэтому и сказано в Писании, не делай другому того, чего не хочешь себе. О себе ты понимаешь, что тебе плохо и что хорошо, вот и другому не делай того, что не нравится тебе самому.

35

Духовное чтение на 14 июня 2018 года

На главную страницу сайта