Духовное чтение на 18 июня 2018

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 18 июня 2018 года. На его страницах Вы можете подкрепиться следующей духовной пищей:

• Жития святых – Преподобный Дорофей Палестинский;
• Чтение Апостола – Послание к Римлянам (глава 9-я, стихи: 18-33);
• Евангелие дня – Св. Евангелие от Матфея (глава 11-я; стихи: 2-15);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 51

Преподобный Дорофей Палестинский

Дорогие братья и сестры, сегодня мы поговорим о замечательном преподобном подвижнике, знакомство с трудами которого для многих стало первыми шагами в Православной Церкви. Хотя это и странно и неправильно – мирянину начинать духовную жизнь с монашеских писаний, но так уж получается и с этим надо мириться. Мы говорим о преподобном авве Дорофее.

Авва Дорофей был учеником преподобного Иоанна Пророка в палестинском монастыре аввы Серида в VI веке. В молодости он усердно изучал науки. В пример нам потом он писал: «Когда учился я внешнему учению, то вначале весьма тяготился я учением, так что, когда приходил брать книгу, то шел как бы к зверю. Но когда стал я принуждать себя, то Бог помог мне, и я так привык, что не знал, что ел, что пил, как спал, от теплоты, ощущаемой при чтении. Никогда не могли завлечь меня за трапезу к кому-либо из друзей моих, даже не ходил к ним и для беседы во время чтения, хотя любил я общество и любил товарищей моих. Когда отпускал нас философ […] я отходил туда, где жил, не зная, что буду есть, ибо не хотел тратить времени для распоряжения насчет пищи». Так впитывал преподобный авва Дорофей книжную премудрость.

С еще большей ревностью посвятил он себя иноческому деланию, когда удалился в пустыню: «Когда пришел я в монастырь, то говорил себе: если столько любви, столько теплоты было для внешней мудрости, то тем более должно быть для добродетели, – и тем более укрепился».

Одним из первых послушаний преподобного Дорофея было встречать и устраивать приходивших в обитель богомольцев. Ему приходилось беседовать с людьми разного положения, несшими всевозможные тяготы и испытания. На средства одного брата преподобный Дорофей выстроил больницу, в которой сам прислуживал. Сам святой авва так описывал свое послушание: «В то время я только что встал от болезни тяжкой. И вот приходят странники вечером, – я проводил с ними вечер, а там погонщики верблюдов, – и им приготовлял я нужное; много раз случалось, что когда отходил я спать, встречалась другая нужда, и меня будили, – а затем приближался час бдения». Чтобы бороться со сном, преподобный Дорофей упросил одного брата будить его к службе, а другого не позволять дремать во время бдения. «И поверьте мне, – говорил святой авва, – я так уважал их, словно от них зависело мое спасение».

В течение десяти лет преподобный Дорофей был келейником у преподобного Иоанна Пророка. Еще и прежде он открывал ему все помыслы, а новое послушание соединил с совершенным преданием себя в волю старца, так что не имел никакой скорби. Беспокоясь, что он не исполнит заповедь Спасителя о том, что многими скорбями подобает войти в Царство Небесное, авва Дорофей открыл этот помысл старцу. Но преподобный Иоанн ответил: «Не скорби, тебе не о чем беспокоиться, кто находится в послушании у отцов, тот наслаждается беззаботностью и покоем». Преподобный Дорофей считал счастьем для себя служить великому старцу, но всегда был готов уступить эту честь другим. Кроме отцов обители аввы Серида, преподобный Дорофей посещал и слушал наставления и других современных ему великих подвижников, в том числе и преподобного аввы Зосимы.

После кончины преподобного Иоанна Пророка, когда авва Варсануфий принял на себя совершенное молчание, преподобный Дорофей оставил монастырь аввы Серида и основал другую обитель, иноков которой окормлял до самой кончины.

Преподобному авве Дорофею принадлежит 21 поучение, несколько посланий, 87 вопросов с записанными ответами преподобных Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. В рукописях известны также 30 слов о подвижничестве и запись наставлений преподобного аввы Зосимы. Творения аввы Дорофея исполнены глубокой духовной мудрости, отличаются ясным, отточенным стилем, простотой и доступностью изложения. Для зрелого верующего человека поучения преподобного раскрывают внутреннюю жизнь христианина, постепенное восхождение его в меру возраста Христова. Святой авва часто обращается к советам великих святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского. Основные монашеские добродетели: послушание и смирение, соединенные с глубокой любовью к Богу и ближним, являются теми добродетелями, без которых невозможна духовная жизнь, – вот основная мысль аввы Дорофея.

Хотя поучения аввы Дорофея стали начальной книгой для многих, только вступивших на путь духовного делания, нельзя одобрять такого подхода к воцерковлению. Монашество и жизнь в миру – это вещи совершенно различные. И основные добродетели монашества: послушание и смирение – в миру принимают совсем иные формы. Во-первых, потому что послушание старцу в миру невозможно, а нужно учиться самостоятельной рассудительности по святому Евангелию и послушанию своим родителям, мужу или жене; а во-вторых, потому что семейная жизнь предполагает взятие на себя ответственности за своих домашних, а для этого часто нужна стремительная решимость, а не пассивная вялость, которую новоначальные часто принимают за образ смирения. Да поможет нам авва Дорофей своими молитвами обрести духовную чуткость, рассудительность и извлечь из его писаний полезное для мирской жизни.

Преподобне отче Дорофее, моли Бога о нас!


Чтение Апостола, 51

Послание к Римлянам (глава 9, стихи 18-33)

ратия>, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой — для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? Как и у Осии говорит: «не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною». «И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого». А Исаия провозглашает об Израиле: «хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется; ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле». И, как предсказал Исаия: «если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы как Содом и были бы подобны Гоморре». Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры, а Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: «вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится».

Евангелие дня, 51

Св. Евангелие от Матфея (глава 11, стихи 2-15)

Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих
сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне. Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: «се, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Проповедь пастырей 51

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Протоиерей Димитрий Смирнов

Вот перед нами лежат поприще добродетелей и поприще гре­ха. На какое вступим? Грех на вид вожделен, привлекателен, грех легок, но последствия его, са­ми знаем, будут разрушительны для нашей души. А поприще доб­родетелей — путь узкий, сложный, идя им, мы не встретим понимания в окружающих, но зато, лишь толь­ко мы достигнем добродетелей, Гос­подь как завершение этого здания пошлет нам в сердце любовь, кото­рая нас насытит, напитает, утешит. Каждый человек, иногда сам этого не осознавая, хочет любви, а достичь ее можно только одним образом: приобщившись к источнику любви, который есть Отец наш Небесный. Бог, Который нас создал из ничего, из небытия вызвал нас к жизни, только Он нас может насытить. Но мы, отклонив­шись от Него, все время ищем себе какие-то временные заменители, и каждый раз нас постигает разочарование. Поэтому надо найти в себе мужество это отсечь. И если у нас нет решимости отсечь это совсем, то нужно хотя бы постом попробовать.

35

← Духовное чтение на 16 июня 2018

На главную страницу сайта