Духовное чтение на 21 июля 2018 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

В сегодняшний субботний день предлагаем Вам к духовному прочтению следующие рубрики, включающие в себя:

• Жития святых – Явление во граде Казани иконы Пресвятой Богородицы;
• Чтение Апостола – Послание к Филиппийцам (гл. 2, ст. 5-11);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 10,11; стихи 38-28);
• Толкование Евангелия — Свт. Тихон Задонский;
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 56

Явление во граде Казани иконы Пресвятой Богородицы

Дорогие братья и сестры, сегодня мы говорим о Казанской иконе Божией Матери. О явлении и об обретении иконы Богородицы в Казани в XVI веке известно из Повести «самовидца» и участника обретения святыни святителя Ермогена, первого митрополита Казанского, а впоследствии патриарха Московского и всея Руси, в бытность его священником казанской церкви святителя Николая Чудотворца при Гостином дворе. В Повести о явлении иконы сообщается так: 23 июня 1579 года Казань пострадала от сильного пожара, начавшегося недалеко от кремля, у церкви святителя Николая Чудотворца, во дворе «некоего воина царева» Данилы Онучина. Огонь перекинулся на кремлевские постройки: Спасо-Преображенский монастырь и царский двор, выгорел почти весь посад. Пожар вызвал поношение христиан со стороны иноверцев. Для укрепления православной веры, которая стала подвергаться поруганию, Бог «яви от земли» чудотворную икону Божией Матери с Младенцем Христом. Икона неоднократно являлась во сне «дщи юной десяти лет сущей» по имени Матрона, дочери стрельца. Богородица повелевала поведать о ней архиепископу и воеводам города, чтобы те вынули ее из земли в указанном месте. О явлениях иконы девица рассказывала матери, но та не верила ей.

В один из дней икона вновь явилась Матроне, но уже «огненным образом, лучи испущая огнены, пресветлы и страшны». От видения девица упала на землю и лежала без сознания несколько часов. Тогда мать тотчас пошла с дочерью к воеводам, но они не поверили им. Мать, прослезившись, повела Матрону к архиепископу, но и он не внял их речам. Тогда она поведала о чудной иконе людям, те удивлялись, но тоже не верили ей, мать же взяла лопату и стала копать в указанном месте. Копали и другие, но ничего не находили. Когда же на пепелище дома, на месте, где была печь, начала копать Матрона, то на глубине около метра она обрела небольшую икону Божией Матери, завернутую в ветхий суконный рукав однорядки вишневого цвета (такой верхней одежды). Икона сияла, как только что написанная.

Вскоре собрался народ, послали весть к Иеремии, архиепископу Казанскому и Свияжскому. Архиерей повелел звонить в колокол и крестным ходом со всем освященным собором пришел на место явления. По благословению архиепископа будущий митрополит Ермоген (тогда еще священник) благоговейно взял икону, и крестным ходом ее понесли в ближайшую церковь во имя святителя Николая Чудотворца, где был отслужен молебен. Далее огромный крестный ход направился в Благовещенский собор Казанского кремля. По пути от явленной иконы прозрел проситель милостыни Иосиф, не видевший три года. Когда икону внесли в собор, исцелился слепец Никита.

С обретенной иконы сразу же сделали список, составили описание ее явления и чудес и послали список в Москву царю Иоанну Васильевичу Грозному. Царь Иоанн повелел поставить на месте явления образа церковь, кельи, ограду и устроить там девичий монастырь для 40 сестер, выделив средства из государевой казны. Построенную вскоре деревянную церковь девичьего монастыря освятили в честь Богородицы «Одигитрии». Туда явленная икона крестным ходом была перенесена из Благовещенского собора. Насельницей девичьего монастыря стала отроковица Матрона, получившая в постриге имя Мавра.

В монастыре от иконы продолжали совершаться чудеса. Только в Повести описано 16 чудес. Царь Феодор Иоаннович повелел выстроить в девичьем монастыре вместо деревянного Одигитриевского храма каменный. Явленная Казанская икона была украшена царским казначеем золотым окладом с драгоценными камнями и жемчугом. Она была небольшого размера, где-то 25 на 22 сантиметра. Казанская икона отличалась от традиционных поясных икон Божией Матери «Одигитрия» типа Смоленской и относится к особому типу Божией Матери «Одигитрия» со стоящим Младенцем Христом.

К явленной иконе имелось несколько риз. Праздничная надевалась на Рождество Христово, Пасху и в дни празднования Казанской иконы, будничная, или повседневная,– в остальные дни. Праздничная риза была золотая. На нее надевалась другая риза, низанная крупным жемчугом, бриллиантами, изумрудами, яхонтами и др. драгоценными камнями. Будничная, не менее драгоценная, московской работы, сплошь низанная жемчугом, имела золотые венцы с бриллиантовыми розами, множеством других украшений и драгоценных камней. А в 1767 году императрица Екатерина II приложила к иконе еще и бриллиантовую корону. Видимо именно из-за такого обилия драгоценностей в ночь на 29 июня 1904 года явленная Казанская икона была похищена из Казанского девичьего монастыря шайкой 28-летнего Варфоломея Стояна. Воры вскоре были пойманы, и в ноябре 1904 года в Казани состоялся судебный процесс. Однако, что стало с чудотворной иконой, в ходе следствия окончательно выяснить не удалось. На суде было высказано мнение, что икона была сожжена, так как на квартире Стояна в печи были найдены обгоревшие остатки икон. Мать сожительницы Стояна Кучеровой, показала на суде, что обе иконы были порублены и сожжены Стояном. Сам же Стоян отрицал участие и в краже, и в уничтожении иконы, сознаваясь лишь в покупке краденых драгоценностей. Стоян и его подельник Комов были приговорены к лишению всех прав, имущества и к ссылке на каторжные работы на 12 и 10 лет соответственно.

Братья и сестры, мы должны понимать, что потеря первоначального образа не умаляет благодатной силы всего множества списков с Казанской иконы, через которые Пресвятая Богородица помогает нам своим ходатайством перед Своим Сыном по плоти, а по ипостаси Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом.

Пресвятая Богородице, помогай нам и спаси нас от бед!

Чтение Апостола, 56

Послание к Филиппийцам (глава 2, стихи 5-11)

<Братия!> в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Евангелие дня, 56

Святое Евангелие от Луки (глава 10,11; стихи 38-28)

В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Духовное чтение на 21 июля 2018 года

Свт. Тихон Задонский

а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее

Что вы, слушатели, думаете об этих двух христолюбивых сестрах: которая из них более Христу услужила, Марфа или Мария? Марфа старалась угостить Спасителя, Мария всем сердцем приложилась к слушанию проповеди Христовой. Я думаю, что многие труд Марфы более похвалят, нежели Марии. Мне тоже так кажется, так как Марфа старалась, трудилась, беспокоилась, чтобы доставить удовольствие приятному Гостю, а Мария не трудилась, одним только слушанием слова Божия услаждалась. Поэтому Марфа, негодуя на сестру свою Марию, жаловалась Христу: «Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне». Но слышите, что Христос Марфе, так пекущейся, говорит: Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно», и далее прибавил: «Мария же избрала благую, то есть лучшую, часть».

Так вот видим, что Христос не по нашему мнению определил, старание Марии более похвалил, чем Марфы: «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее». Похвально было старание Марфы, что Христа угостить старалась, но похвальнее старание Марии, потому что прилежно слушала слово Божие. Марфа о телесном, а Мария о душевном угощении заботилась, поэтому Христу приятнее было старание Марии, нежели Марфы. Ибо Ему это так приятно, как пища сладкая, если кто Его святое слово с благоговением и усердием слушает. А когда Христос так хвалит усердие Марии в слушании слова Божия, тем научает нас, чтобы мы тому же духовному усердию подражали.

 

Поучение, 56

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 21 июля 2018 года

… Раз мы пришли в церковь, зна­чит, мы в Бога веруем, но наша беда в том, что у нас нет веры слову Божию, мы как бы не замеча­ем того, что Бог говорит. Возникла даже такая поговорка: «Нельзя, но если уж очень хочется, то можно». Вот лежит какая-то вещь, смотрим, вокруг никого нет и можно ее взять. Если эта вещь пустяковая, мы впол­не можем это искушение преодолеть, а если она нам нужна или она очень дорогая, то преодолеть уже сложнее. И у каждого есть такой уровень, когда он преодолеть соблазн не может: никак не может отказаться от лишнего стакана вина, не может отказаться от папироски, не может отказать­ся от того, чтобы кого-то не облаять. Все родители пони­мают, что при ребенке ссориться нельзя, потому что они тем самым подрывают авторитет друг друга и ребенок пе­рестает их слушаться, перестает уважать. Но преодолеть соблазн высказать то, что он в данный момент ощущает, человек не может, и начинается скандал. А почему? А по­тому что одно дело теоретически знать, что это вредно, а другое — реально это ощущать.

Если любому человеку, самому грешному, показать ад, он никогда больше не будет грешить, потому что в тот же миг умрет от инфаркта, ни одно сердце не сможет этого выдержать. Но Господь хочет, чтобы человек творил добро не по принуждению, а по склонности к самому добру. Вот для чего нужна вера. Поэтому веруем ли мы в то, что слово Божие благо и оно для нас спасительно, или мы из этого слова выбираем тот маленький уровень, который для нас удобоисполним, вместо Православия избираем какую-то маленькую секточку и исполняем только то, что нам удоб­но? Но Христос неделим, поэтому мы должны принимать всё; если же мы не принимаем какой-то части, то мы не принимаем Его целиком.
Кто-то говорит: «Хорошо, я не буду прелюбодействовать, я не буду воровать, я не буду убивать, но буду пить» или «Я не буду пить, не буду убивать, но буду немножко воровать, чуть-чуть, коробок спичек каждый день». Все, Цар­ствия Небесного он не наследует. Пускай другие миллионы воруют, а третьи — миллиарды, но он Царствия Божия не увидит как своих ушей, потому что он тоже вор. Даже если он крадет не коробок спичек, а из коробка вынимает одну спичку, ломает пополам и берет эту половинку, то он все равно вор, потому что он украл, он взял то, что ему не принадлежит. Важно не сколько взял, а важно, что взял. Вот в чем важность.

36, желтый 2

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Поэма

Записки в Свято-Казанский Храм >>

На главную страницу сайта