Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 7 августа 2018 года. На его страницах Вы сможете прочесть о святой Олимпиаде диакониссе, апостол и Евангелие дня, а также наставление протоиерея Димитрия Смирнова.
• Жития святых – Святая Олимпиада диаконисса;
• Чтение Апостола – Второе послание к Коринфянам (главы 2, 3; стихи 14-17, 1-3);
• Евангелие дня – Св. Евангелие от Матфея (гл. 23, ст. 23-28);
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.
Святая Олимпиада диаконисса
Дорогие братья и сестры, сегодня мы поговорим о святой угоднице Божией, служившей Святой Церкви в редком в наши дни сане диакониссы. Диакониссы – особая категория женщин в древней Церкви, принявших посвящение и несших определенное служение в Церкви. Этот сан был установлен самими апостолами, о чем мы читаем у апостола Павла в Послании к Римлянам. Но со временем, по ряду причин, этот сан потерял свою практическую актуальность и сошел на нет.
Однако сравнительно недавно к уподоблению диакониссам стремились сестры Марфо-Мариинской обители милосердия, основанной святой преподобномученицей великой княгиней Елизаветой в 1909 году. Елизавета Федоровна была сторонницей возрождения в своей обители чина диаконисс по образу первых веков христианства, которые поставлялись через рукоположение, участвовали в совершении литургии примерно в роли современных иподиаконов, занимались катехизацией женщин, помогали при крещении женщин, служили больным. И вопрос о восстановлении института диаконисс действительно должен был обсуждаться на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-18 годов, но из-за революции и последующей гражданской войны так и не был решен.
Итак, сегодня вспоминается святая Олимпиада диаконисса. Она родилась во второй половине IV века и была дочерью сенатора Анисия Секунда и внучкой по матери знаменитого епарха Евлалия. До брака с Анисием Секундом мать Олимпиады была замужем за армянским царем Арсаком и овдовела. Когда Олимпиада была еще совсем юной, родители обручили ее с благородным юношей. Свадьба должна была состояться по достижении святой Олимпиадой совершеннолетия. Однако жених вскоре умер, а девушка не пожелала вступать в брак и предпочла девственную жизнь.
После смерти родителей она осталась наследницей большого состояния, которое стала щедрой рукой раздавать всем нуждавшимся: нищим, сиротам, вдовам; также посылала большие средства в церкви, монастыри, больницы, приюты для убогих и странников.
Святой патриарх Нектарий в конце IV века назначил Олимпиаду диакониссой. Свое служение она проходила честно и непорочно. Святая много помогала приезжавшим в Царьград святителям Амфилохию, епископу Иконийскому, Онисиму Понтийскому, Григорию Богослову, Петру Севастийскому, брату Василия Великого, Епифанию Кипрскому, служа всем с великой любовью. Имение свое она считала не своим, а Божьим, и раздавала его не только добрым людям, но и своим врагам.
Святитель Иоанн Златоуст высоко ценил святую Олимпиаду и оказывал ей свое расположение и духовную любовь. Когда ни в чем не повинного святителя несправедливо изгнали, святая Олимпиада вместе с другими диакониссами глубоко переживала это. Выходя в последний раз из церкви, святитель Иоанн Златоуст позвал Олимпиаду и диаконисс Пентадию, Проклию и Сальвину и сказал им, что возбужденное против него дело, видимо, приходит к концу, и вряд ли они еще увидят его. Он просил их не оставлять церковь и повиноваться епископу, который будет назначен вместо него, ибо Церковь не может быть без архиерея.
Патриарх Александрийский Феофил, прежде неоднократно пользовавшийся щедростью святой диакониссы, ополчился против нее за преданность святителю Иоанну и за то, что она приняла и кормила пришедших в Царьград иноков, которых он изгнал из египетской пустыни. Патриарх Феофил возводил на нее несправедливые обвинения и старался опорочить ее святую жизнь.
После изгнания Иоанна Златоуста загорелась соборная церковь Святой Софии и вслед за ней выгорела большая часть города. Всех сторонников святителя Иоанна стали подозревать в поджоге и вызывали на допрос. Тогда же пострадала и святая Олимпиада. Ее вызывали в суд, сурово допрашивали и, хотя не представили улик, присудили к уплате большой суммы за поджог, в котором она не была виновна. После этого диаконисса покинула Царьград и отправилась в Кизик (на Мраморном море). Однако враги не прекратили свои преследования: в 405 году ее осудили на заточение в Никомидии, где святая претерпела много горя и лишений. Святитель Иоанн Златоуст из своего изгнания писал ей, утешая в скорби. В 409 году святая Олимпиада скончалась в заточении.
Предание доносит до нас историю о том, что святая явилась во сне Никомидийскому епископу и повелела положить свое тело в деревянный ковчег и бросить его в море: «Куда вынесут волны ковчег, там да будет погребено тело мое», – сказала святая. Епископ выполнил повеление Олимпиады. Ковчег прибило волнами к месту, называемому Врохти, близ Царьграда. Жители, извещенные об этом от Бога, вышли на берег, приняли святые мощи блаженной Олимпиады и положили их в храме святого апостола Фомы. Впоследствии во время набегов варваров церковь была сожжена, но мощи сохранились, и при патриархе VII века Сергии были перенесены в Царьград и положены в девичьем монастыре, основанном святой Олимпиадой.
Святая Олимпиадо, моли Бога о нас!
Второе послание к Коринфянам (главы 2, 3; стихи 14-17, 1-3)
<Братия!> благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы — Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе. Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас? Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.
Св. Евангелие от Матфея (глава 21, стихи: 23-32)
<Сказал Господь пришедшим к Нему иудеям> Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА
… Понятно, что за Христом не слишком много народу пошло. Это естественно для падшего человека, потому что он любит свою плоть, он любит себя и не способен на любовь к ближнему, любовь к Богу. Поэтому Господь избрал только некоторых, кто был к этому способен. И они этим путем прошли и эту способность доказали: кому из них голову отрубили, кого распяли на крестах. Это были настоящие люди. И в наше время скольких при советской власти перестреляли, сколькие в тюрьму пошли только за то, что не хотели от отца отрекаться. Вот, говорят, твой отец священник, мы его расстреляли, напиши, что ты от него отрекаешься, тогда в университет поступишь, а так ты — пораженный в правах.
Некоторые так и делали, и жили благополучно. В душе, конечно, не отрекались, в душе все веруют, все хорошие — а на деле-то отреклись. Как и большинство людей, в душе верующих: они давно от Бога отказались, ничего в них Божия нет, ни в одном поступке, ни слове, ни мысли, потому что отказались от креста. А отречение от креста есть отречение от Христа. А отречение от Христа — это отречение от Бога, потому что Господь сказал: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего». Сколько бы человек про себя ни думал, каких иллюзий ни строил, это все никакого отношения к подлинной духовной жизни не имеет. Поэтому, если мы хотим — каждый в свою меру, конечно, — достичь жизни духовной, которая есть Небесное Царство, мы должны начинать исполнять заповеди, себя стараться жалеть все меньше, учиться отрекаться от себя, учиться не своего искать, а искать славы Божией.