Духовное чтение на 20 сентября 2018 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 20 сентября 2018 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя;
• Чтение Апостола – Послание к Ефесянам (глава 4, стихи 14-25);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Марка (главы 11,12; стихи 27-33, 1-12);
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Духовное чтение на 20 сентября 2018 года

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя

Дорогие братья и сестры, сегодня мы молитвенно обращаемся к легендарным персонажам, героям нашего Отечества преподобным Александру Пересвету и Андрею Осляби. Вспомним об их подвиге, и поможет нам в этом открытая православная энциклопедия.

Пересвет был брянским боярином, а Ослябя был боярином любутским, оба они были опытными ратниками. Первый принял монашеский постриг с именем Александр, а второй с именем Андрей. 18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление двух воинов – братьев Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение для войска. Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство».

В день Рождества Пресвятой Богородицы, перед началом Куликовской битвы Александр-Пересвет принял вызов богатыря Челубея из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, пронзили друг друга, упали с коней и скончались. «Ничейный» исход поединка был воспринят войском, как благословение преподобного Сергия, и, конечно, повлиял на дальнейший ход битвы. Что же касается преподобного Андрея Осляби, то однозначных данных о его кончине нет, но предполагается, что он тоже погиб в Куликовской битве.

Благодаря летописям и исследователям мы можем в подробностях узнать о ходе великого сражения.  Сегодня мы на этом останавливаться не будем. Хотелось бы поразмыслить об удивительном призвании святых подвижников. В тропаре преподобных Пересвета и Осляби говорится: «Воини Христолюбивии, страдальцы послушания прехвальнии…». Что же заставило знатных бояр и опытных воинов принять монашеский постриг? Скорее всего, им хотелось освободиться от своего статуса, смыть кровь с рук, вымолить у Бога прощение за прошедшую в лихих воинских забавах молодость. И, конечно же, они не ожидали, что Господь потребует от них праведности через то, что раньше служило им ко греху — через  воинскую службу. И каждый из нас, братья и сестры, приходя в Церковь, оглядываясь на свою прошлую жизнь, хочет очиститься, омыться от своих прежних прегрешений. А самым простым, как нам кажется, способом очиститься является отказ от той деятельности или навыков,  что нас связывали с греховной жизнью. Но Господь часто хочет от нас не этого.

В притче о Царствии Небесном Спаситель говорит, что оно подобно закваске, что всквашивает все тесто. Он не говорит, что нужно выбросить тесто и сделать другое. Нет, Он говорит, что то же самое тесто освящается, становится другим. Так и мы призваны освятиться, измениться, но измениться не через отказ от части себя, а через ее преображение. Вот и воины преподобные Александр и Андрей передали Богу свою воинскую природу, и Он преобразил ее и вернул им снова и через нее прославил их у Себя в Царствии Небесном.

Для того чтобы уподобиться святым Пересвету и Осляби, нужно иметь два основных качества, о которых писал и преподобный Серафим Саровский, — смирение и решимость. Сперва смирение и решимость, чтобы отказаться от себя, своей поврежденной натуры, признать себя грешником, внутренне отбросить все, что тянет нас к земному и мирскому. А затем смирение и решимость нужны для того, чтобы принять на себя послушание от Бога, снова взглянуть на свой жизненный опыт и твердой рукой выбрать из него то, что послужит Богу и спасению людей. Это подобно тому, как убийца может переточить свой нож, орудие убийства, в скальпель и спасать им жизни людей. Каждый из нас знает ту страсть, что более всего ведет нас ко греху, и, возможно, именно эта страсть, изле́ченная и преображенная в добродетель, будет более всего угодна Господу.

Преподобные отцы Александре и Андрее, молите Бога о нас!

Духовное чтение на 20 сентября 2018 года

Послание к Ефесянам (глава 4, стихи 14-25)

ратия! да не будем> более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви. Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью. Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему.

Духовное чтение на 20 сентября 2018 года

Святое Евангелие от Марка (главы 11,12; стихи 27-33, 1-12)

ришел Иисус> в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне. Они рассуждали между собою: если скажем: «с небес», — то Он скажет: «почему же вы не поверили ему?» А сказать: «от человеков» — боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю. 12. И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. И послал в свое время к виноградарям слугу — принять от виноградарей плодов из виноградника. Они же, схватив его, били и отослали ни с чем. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали. Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: «постыдятся сына моего». Но виноградари сказали друг другу: «это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше». И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. Что же сделает хозяин виноградника? — Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим. Неужели вы не читали сего в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: это от Господа, и есть дивно в очах наших»? И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

Духовное чтение на 20 сентября 2018 года

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 20 сентября 2018 года

… Недопустимы всякие рассказы о своих мнимых добродетелях, подвигах, духовных дарованиях. Мария Ивановна ему приснилась, а он говорит, что ему Богородица явилась, никак не меньше. То есть человеку хочется побыть рядом с преподобным Сергием и Серафимом: Сергию явилась, Серафиму и мне. Когда кто-то жаждет поделиться своими видениями, зна­чит, видение было не от Бога. Это не сто процентов, а четыреста, это точно совершенно. Потому что когда Серафиму Саровскому явилась Богородица, он никому не рассказывал. Да как же об этом можно рассказывать? Это просто невозможно. Только перед смертью, самому ближайшему человеку, да и то велел: «Об этом расскажешь, когда я умру». Вот как это бывает. А когда на каждом перекрестке рассказывают: вот, мне приснилось, — ясно, что это бес кино крутит человеку, водит его: у меня такое было видение, у меня другое было видение. Можно подумать, прямо духовный человек. Это очень просто проверить: плюнь ему в лицо. Если не рассердится, вытрется и скажет «прости» да в ножки тебе поклонится, значит, правда. Но на самом деле — нет, будет злоба, обида. Попробуй против шерсти погладь — сразу увидишь, что это за духовность такая.

Заглавие, окончание 33

На главную страницу сайта