Духовное чтение на 27 октября 2018 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

В сегодняшний субботний день предлагаем Вам к духовному прочтению следующие рубрики, включающие в себя:

• Жития святых – Священноисповедник Амвросий (Полянский);
• Чтение Апостола – Второе послание к Коринфянам (глава 5, стихи 1-10);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 6, стихи 1-10);
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 56

Священноисповедник Амвросий (Полянский)

Дорогие братья и сестры, сегодня мы познакомимся с жизнью архиерея Русской Православной Церкви ХХ века, со священноисповедником Амвросием.

В миру Александр Алексеевич Полянский родился 12 ноября 1878 года в селе Петелино Елатемского уезда Тамбовской губернии в семье священника. Род Полянских издавна был священническим и отличался христианским благочестием. Когда Александру исполнилось девять лет, отец отдал его учиться в духовное училище в городе Шацке Тамбовской губернии. Свое образование юноша продолжил в Тамбовской духовной семинарии, которую окончил в 1899 году, и в тот же год поступил в Казанскую духовную академию.

В 1901 году он был пострижен в монашество с именем Амвросий и рукоположен в сан иеродиакона, а в 1902 году — в сан иеромонаха. В 1903 году иеромонах Амвросий окончил академию со степенью кандидата богословия, был назначен преподавателем в Киевскую духовную семинарию и определен в число братии Киево-Печерской Лавры. В 1905 году он был награжден наперсным крестом. В 1906 году отец Амвросий был назначен ректором той же семинарии и возведен в сан архимандрита.

Революционные беспорядки, нравственная расшатанность в обществе не миновали и духовную семинарию, несмотря на все усилия ректора. 29 марта 1907 года среди учащихся вспыхнул бунт, вызванный недовольством «воспитанников оценкой их поведения за последнюю четверть». 30 марта состоялось экстренное заседание педагогического собрания, которое постановило прекратить занятия и распустить учеников по домам.

Несмотря на подобного рода безотрадные явления, свидетельствующие о том, насколько дух времени проник в среду церковной молодежи, отец Амвросий деятельно выступал в деле вспомоществования материально необеспеченным студентам. Архимандрит Амвросий отличался глубоким благочестием и смирением и был любим как учениками семинарии, так и священноначалием в лице митрополита Киевского и Галицкого Флавиана (Городецкого). Не раз поднимался вопрос о хиротонии архимандрита Амвросия в сан епископа, но очень ценивший благочестивого священноинока митрополит Флавиан каждый раз в таких случаях говорил: «Он мне нужен». Однако 22 октября 1918 года архимандрит Амвросий был хиротонисан во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии. В 1922 году он был перемещен на кафедру Каменец-Подольскую и Брацлавскую, но здесь ему пришлось служить недолго.

Обновленческий архиепископ Каменец-Подольской епархии Пимен (Пегов) предложил епископу Амвросию вступить в свою организацию. Святитель отказался, о чем обновленцы сообщили в ОГПУ, и епископ был арестован. В 1923 году владыка Амвросий был выслан за пределы Украины и поселился в Москве. После этого Каменец-Подольская епархия при поддержке советских властей была совершенно разгромлена обновленцами: в Виннице, например, не осталось ни одного православного храма.

Через год епископ Амвросий снова был арестован. ОГПУ продержало его в заключении десять дней. После освобождения архиерей служил в разных храмах Москвы, всегда проповедуя на богослужениях. В 1925 году владыка Амвросий был назначен управляющим Каменец-Подольской епархии, но выехать в нее не успел. В конце ноября 1925 года в Москве были арестованы все архиереи, которые оказывали помощь Патриаршему Местоблюстителю в управлении Русской Православной Церковью. Вместе с ними был арестован и епископ Амвросий.

Святой Амвросий был приговорен к трем годам заключения и отправлен вместе с архиепископом Херсонским Прокопием (Титовым) в Соловецкий концлагерь. 30 ноября 1928 года архиереям было объявлено, что после лагеря они ссылаются на три года в Уральскую область. В ссылку через Екатеринбург и Тобольск они ехали вместе. С началом судоходства первым же пароходом они были доставлены в город Обдорск.

30 июля 1931 года епископ Амвросий и архиепископ Прокопий вновь были арестованы. Подлинной причиной ареста явилась ненавистная безбожным властям глубокая вера святителей, их нежелание идти на компромиссы, сам образ жизни, который они вели в глухой ссылке; раздражало, что архиереи осмелились служить Божественную литургию в ссылке, хотя на службах присутствовало всего несколько человек, не нравилось и то, что святители переписывались с находившимся на Крайнем Севере Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром.

Каждый раз, когда владыку вызывали на допрос к уполномоченному ОГПУ, ему предлагают стать агентом ОГПУ. «Но я на такую подлость никогда не пойду», — отвечал владыка Амвросий. В сентябре 1931 года «дело» священнослужителй было закончено. После окончания следствия архиереи были отправлены в Тобольскую тюрьму. 14 декабря 1931 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Амвросия и архиепископа Прокопия к ссылке в Казахстан на три года.

Епископ Амвросий был отправлен в город Туркестан, куда прибыл в начале сентября 1932 года. Здесь в это время жило много ссыльных монахинь из России, и в частности из Марфо-Мариинской обители. Владыку Амвросия приняла одна из послушниц обители, Евфросиния Журило. В ОГПУ епископу сказали, что он должен будет отправиться за сто двадцать километров, через пустыню, в небольшое село Сузак, где ему определено место жительства. Монахини усадили владыку в телегу и со слезами на глазах простились с исповедником. Дорогой епископа Амвросия обожгло солнцем, и он едва доехал до места ссылки. По приезде сразу попал в больницу, однако состояние его здоровья оказалось настолько тяжелым, что, несмотря на все усилия врача и сестер, владыка через неделю скончался.

Святый священноисповедниче Амвросие, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 56

Второе послание к Коринфянам (глава 5, стихи 1-10)

ратия!> знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа. Итак, мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, — ибо мы ходим верою, а не ви́дением, — то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово

Евангелие дня, 56

Святое Евангелие от Луки (глава 6, стихи 1-32)

В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы? Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Ка́к он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним? И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы. Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая. Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него. Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил. Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что́ должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали. И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.

 

Поучение, 56

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 27 октября 2018 года

… Симеон Новый Богослов од­нажды сказал, что запове­ди Божии даны, чтобы че­ловек познал свою немощь, по­тому что сам он исполнить запо­ведь не может. Это очень трудно понять и признать, к этому чело­век приходит лишь постепенно. На самом деле нет ничего ни удивительного, ни страшного, ни достойного уныния в том, что мы таковы. Будь мы другими, за­чем тогда Господь пришел бы на землю? Если человек может взять и данные Богом заповеди по пунк­там исполнить: ага, пункт пер­вый, раз, исполнил, пункт второй, исполнил, третий, десятый, и до свидания, все в порядке. А даль­ше уже поехал в Аргентину, на Аляску, обсудил с людьми пунк­ты, и они так же спаслись. Но это невозможно. Когда человек начи­нает исполнять заповедь Божию, любую, хотя бы «ударившему тебя по щеке подставь и другую», он чувствует: не могу, мне обидно. Сам себе я ка­жусь человеком значительным, а мною все пренебрега­ют. Я считаю себя таким ловким и умелым, а все осталь­ные считают, что со мной лучше не связываться, потому что от меня любое дело погибнет. Я себе кажусь остроум­ным, а другому все это кажется очень грубым.
Как же познать собственную немощь и зачем это нужно? Это нужно для того, чтобы с нами произошло преображе­ние, а оно возможно только благодатью Божией. Сам че­ловек преобразиться не может, выше головы не прыгнешь, нужно чудо, а чудеса совершает только Бог. Поэтому все спасение заключается в том, что придет Господь в сердце и очистит, освободит от греха.

36, желтый 2

Духовное чтение на 27 октября 2018 года

Духовное чтение на 27 октября 2018 года