Духовное чтение на 21 ноября 2018 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 21 ноября  2018 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных;
• Чтение Апостола – Послание к Евреям (глава 2, стихи 2-10);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 10, стихи 16-21);
• Толкование Евангелия – Свт. Игнатий (Брянчанинов);
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 53

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Дорогие братья и сестры! Священное Писание учит нас, что кроме физического существует великий духовный мир, населенный разумными существами, именуемыми ангелами (слово «ангел» на греческом языке значит «вестник»). Священное Писание называет их так потому, что Господь Бог часто именно через них сообщает людям Свою волю.

В чем же собственно состоит жизнь ангелов в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность, мы почти ничего не знаем, да в сущности и не в состоянии понять этого. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные обстоятельства имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к именам некоторых ангелов указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими и на принадлежность к особому чину.

Существует большое количество вариантов классификации ангельских чинов у разных святых отцов, их количество разнится от 8 и до 11. В самой популярной традиции ангельские чины располагаются так: херувимы, серафимы и престолы, господства, силы и власти, начала, архангелы и ангелы. И хотя архангелы являются предпоследним чином по порядку, в истории всего творения, и особенно ангельского и человеческого миров, Архангел Михаил играл и играет особенную роль. Господь Бог Промыслитель о судьбах всего творения устроил так, что Архистратиг Михаил, будучи одним из высших ангелов, принимает самое близкое участие в судьбах Церкви.

Имя Михаил на еврейском значит «кто как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них – по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царствия Божия. Среди них Архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах, а также Архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания.

Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия. В Книге Товита Архангел Рафаил говорит о себе: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго». Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь Архангелов, одним из которых является Архангел Михаил.

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «Архистратиг», то есть старший воин, вождь. Так, Архангел Михаил стал помощником Иисуса Навина при завоевании израильтянами обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства.

Пророку Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны Архангела Михаила в период предстоящих преследований при антихристе. В Книге Откровения апостола и евангелиста Иоанна Богослова Архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Откровение Иоанна Богослова 12, 7–10). Также апостол Иуда (не тот, что предатель) кратко упоминает об Архангеле Михаиле как о противнике диавола.

В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят Архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке или копьем, низвергающим диавола.

Русский Златоуст, архиепископ Херсонский Иннокентий в назидание нам писал об Архистратиге: «Он первый восстал против люцифера, когда сей восстал против Вседержителя. Известно, чем закончилась эта война, низвержением денницы с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за церковь и чад ее. […] Посему для тех, кои украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением».

Святый Архистратиже Божий Михаиле, архангели, ангели и вся Небесныя воинства, молите Бога о нас!

Чтение Апостола, 53

Послание к Евреям (глава 2, стихи 2-10)

ратия!> если через Ангелов возвещенное слово было твердо и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле? Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; напротив, некто негде засвидетельствовал, говоря: «что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его и поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его». Когда же покорил ему все, то не оставил ничего не покоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех. Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.

Евангелие дня 53

Святое Евангелие от Луки (глава 10, стихи 16-21)

казал Господь пришедшим Своим ученикам:> Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

Духовное чтение на 21 ноября 2018 года

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Когда семьдесят меньших Апостолов, посланные Господом на проповедь, возвратились к Нему по совершении возложенного на них служения, то с радостью возвестили Господу: «Господи, и беси повинуются нам о имени Твоем». О, как эта радость была справедлива! Как она была основательна! Более пяти тысяч лет господствовал диавол над человеками, уловив их в рабство себе и в родство с собой при посредстве греха, а ныне слышит имя Иисуса – и повинуется человекам, доселе повиновавшимся ему, связывается связанными им, попирается попранными. В ответ ученикам, радующимся о низложении власти бесов над человеками и о приобретении власти человеками над бесами, Господь сказал: «Се даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит». Дана власть, но предоставлена свобода пользоваться властью и попрать змей и скорпионов, или пренебречь даром, и произвольно подчиниться им. Под именем змей святые Отцы разумеют начинания явно греховные, а под именем скорпий – прикрытые наружностью непорочности и даже добра. Власть, данная Господом семидесяти ученикам Его, дана всем христианам (Мк. 16:17). Пользуйся ею, христианин! Посекай именем Иисусовым главы, то есть начальные проявления греха в помыслах, мечтаниях и ощущениях; уничтожь в себе владычество над тобой диавола, уничтожь все влияние его на тебя, стяжи духовную свободу. Основание для подвига твоего – благодать святого крещения: оружие – моление именем Иисуса.

 

Наставление, 53

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 21 ноября 2018 года

… Когда первый раз своруешь, как-то страшно, неудобно, неприятно, а дальше легче — стоит только переступить черту. И так с любой страстью. Если толь­ко чуть-чуть уступишь ей, то даль­ше уже начинаешь катиться вниз. Оказывается, многое можно и ни­чего страшного. Первый раз только страшно убить, а потом даже с удо­вольствием.
Любой грех таким образом ду­шу растлевает, ее опустошает. Но смертный грех тем особенно стра­шен, что он огромные части души делает мертвыми. Если раньше что-то еще вызывало в душе волне­ния, страдания, то потом все это уходит. Остаются цинизм, холод­ность и желание все время удов­летворять свои страсти. Ум тогда совершенно помрачается, человек вперяется в свою страсть, начина­ет ею жить, и наступает погибель. А как из этого выйти? Из этого выйти можно только покаянием. Только если на­чать борьбу со страстями, если начать им препятствовать, бороться с ними, изо всех сил стараться идти не на пово­ду своих желаний, а, наоборот, против них. И тогда бла­годать Божия просветит, тогда начнешь понимать причи­ну и мотив своих поступков, начнешь понимать, куда ве­дет этот путь.

Заглавие, окончание 33

Духовное чтение на 21 ноября 2018 года

Духовное чтение на 21 ноября 2018 года