Духовное чтение на 23 ноября 2018 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 23 ноября 2018 года.

• Жития святых – Преподобномученик Иоанникий (Дмитриев);
• Чтение Апостола – Первое послание к Тимофею (глава 4, стихи 4-16);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 13, стихи 31-35);
• Проповедь пастырей – Из проповеди протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 55

Преподобномученик Иоанникий (Дмитриев)

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы вспоминаем преподобномученика Иоанникия (Дмитриева). Будущий подвижник, в миру Иван Алексеевич Дмитриев, родился в 1875 году в деревне Заводские Хутора Тульской губернии в семье крестьянина. У его родителей было пятеро детей. В течение трех лет Иван зимой ходил на дом к учителю и обучался грамоте, а летом пас скотину на пастбище.

В двенадцать лет он пошел вместе с деревенскими портными по деревням в качестве ученика и в течение трех лет обучался портняжному ремеслу. Когда Ивану исполнилось семнадцать лет, он отправился в Москву и устроился в портняжную мастерскую. Проработав три года, он на две недели приехал в родную деревню повидать отца с матерью, а затем вернулся в Москву. Вскоре умерла мать, и он взял к себе на содержание всю семью: отца и братьев с сестрами.

Иван рос с детства благочестивым, а в юности почти ежедневно посещал церковь и читал много духовных книг. Два года он жил с мыслью уйти в монастырь и в конце концов остановился в своем выборе на ските Оптиной Пустыни. В 1903 году Иван Дмитриев приехал в Оптину. Две недели он прожил в ней и беседовал с настоятелем, который, увидев высокий духовный настрой благочестивого юноши, принял его в обитель послушником. Поначалу Иван нес послушание портного в скиту. Здесь 27 ноября 1911 года преподобный Варсонофий, старец Оптинский, постриг его в монашество с именем Иоанникий, а в 1914 году инок был рукоположен в сан иеродиакона.

С 1917 года он был экономом в архиерейском доме у епископа Калужского Феофана (Тулякова). В 1918 году иеродиакон Иоанникий был мобилизован в тыловое ополчение и прослужил здесь два года. В 1921 году епископ Феофан рукоположил его в сан иеромонаха и направил служить в село Сухиничи неподалеку от Калуги. В 1927 году епископ Феофан был переведен на другую кафедру. Назначенный вместо него епископ Стефан (Виноградов) возвел в 1928 году иеромонаха Иоанникия в сан игумена и определил его настоятелем Георгиевского монастыря в городе Мещевске.

Направляя отца Иоанникия в обитель, владыка благословил его помогать всем престарелым монахам и монахиням, жившим тогда при монастыре. В 1929 году монастырь закрыли, а на его месте была организована коммуна «Искра». Отец Иоанникий после закрытия монастыря был назначен настоятелем мещевского собора. Иноки закрытой обители образовали вокруг собора некое подобие монастырской общины с уставными службами в соборе. Они жили по частным квартирам, но все строго выполняли устав. Отец Иоанникий, исполняя благословение епископа, помогал монашествующей братии, и в особенности тем, кто по старости или болезни не мог себя содержать.

Наличие вокруг городского собора некоторого числа монашествующих обратило на себя внимание властей. Священнослужителей и монахов богоборцы считали своими первыми врагами. В октябре 1932 года власти арестовали в городе Мещевске девятнадцать человек, из них одиннадцать монахов и монахинь. Игумен Иоанникий был арестован 31 октября и заключен в тюрьму города Брянска.

16 ноября он был вызван на допрос и на вопросы следователя ответил: «По существу предъявленного мне обвинения в создании контрреволюционной группировки из монашествующих и бывших торговцев и проведении агитации против мероприятий советской власти виновным себя не признаю… Службы проходили в церкви ежедневно. Это я делал из-за заботы об истинной христианской православной вере, как и должен был делать каждый священник. Никакого подпольного монастыря при мещевском соборе у нас не было. Все монашествующие признавали меня за своего духовника, но за старшего не считали».

15 марта 1933 года тройка ОГПУ приговорила игумена Иоанникия к ссылке в Северный край на пять лет. По возвращении он был возведен в сан архимандрита и направлен служить в Николо-Козинский храм в городе Калуге. Осенью 1937 года власти снова арестовали архимандрита Иоанникия вместе с поминаемым сегодня архиепископом Августином (Беляевым) и группой духовенства Калуги. 28 октября состоялся допрос священника.

– Вы арестованы за активную контрреволюционную деятельность. Следствие предлагает вам по этому вопросу дать откровенные показания, – потребовал следователь.

– Я среди духовенства и верующих неоднократно высказывал недовольство советской властью, обвиняя ее в том, что в результате ее политики по всему Советскому Союзу по требованию советской общественности закрылись церкви, кроме этого я говорил о том, что советская власть несправедливо проводит репрессии в отношении бывших людей… и духовенства, – высказал отец Иоанникий свое мнение, но отказался признавать себя виновным в контрреволюционной деятельности и оговаривать других.

19 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила архимандрита Иоанникия (Дмитриева) к расстрелу. Он был расстрелян 23 ноября и погребен в общей безвестной могиле.

Святый преподобномучениче Иоанникие, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 55

Первое послание к Тимофею (глава 4, стихи 4-16)

адо Тимофей!> всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою. Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал. Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. <…> Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя.

Евангелие дня, 55

Святое Евангелие от Луки (глава 13, стихи 31-35)

В тот день пришли <к Иисусу> некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя. И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу; а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима. Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: «благословен Грядый во имя Господне!»

Наставление, 55

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Большинство людей приходят в церковь совершенно не потому, что им Царствие Небесное нужно. Нет, кому отпеть, кому крестить, кому изба­виться от душевной боли, кому от телесной болезни — у каждого до Бога своя нужда. Человек попросит: избавь меня от болезни — и Господь дает облег­чение, а у человека в душе от этого рождается благодарность, и человеку хочется что-то сделать для Бога в знак благодарности. И вот с того момента, когда у человека рождается благодарность к Богу, начинается жизнь духов­ная, потому что человек уже не для себя хочет Бога использовать, а стремится сам что-то сделать для Бога. И когда он задумывается, чем же он может Богу угодить, то узнает, что, оказывается, Богу нужно только одно: чтобы мы вместе с Ним были в Царствии Небесном. И Он хочет нас этому научить.
Когда Господь открывал Свои уста, Он говорил только о Царствии Божием. Он не говорил, какие нужно лекарства употреблять, чтобы не болеть; как нужно деньги в оборот пустить, чтобы был большой прибыток, — Он этому не учил. Он учил только Царствию Небесному. И вот один человек говорит: «Господи! неужели мало спасающихся?» Потому что совершенно очевидно, что людей, которым Царствие Божие действительно нужно, очень мало. А Господь сказал: подвизайтесь войти тесными вратами. Почему тес­ными? Почему Господь сказал, что верблюду сквозь игольные уши легче пройти, чем войти в Царствие Небесное? Да потому, что все ненужное придется отбросить. А этого ненужного у нас очень много. Если посмотреть, сколько времени мы теряем, сколько сил, на что мы тратим свой ум, свои глаза, свои уши, свою жизнь. На что? На всякую ерунду, а помимо этого еще и просто на грех. И от этого всего дурного придется избавляться. Поэтому путь в Царствие Небесное узкий, настолько, что надо все греховное с себя снять — и только тогда мы сможем туда протиснуться.
И вот Господь нас учит, а уж воспримем ли это, извлечем ли из этого какую-то пользу — это от нас зависит. В Царствие Небесное входят только желающие, причем желающие беспредельно, настолько сильно желающие, что Господь сказал: блаженны только те, кто алчет и жаждет праведности. Вот если ты алчешь и жаждешь, как будто по пустыне шел две недели и не ел, не пил, — если так хочешь Царствия Небесного, тогда получишь.

35

Духовное чтение на 23 ноября 2018 года

Духовное чтение на 23 ноября 2018 года