Духовное чтение на 24 ноября 2018 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

В сегодняшний субботний день предлагаем Вам к духовному прочтению следующие рубрики, включающие в себя:

• Жития святых – Преподобный Феодор Студит;
• Чтение Апостола – Второе послание к Галатам (глава 3, стихи 8-12);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 10, стихи 32-38; глава 19, стихи 27-30);
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 56

Преподобный Феодор Студит

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы вспоминаем преподобного Феодора Студита. Будущий подвижник родился в христианской семье в Константинополе, в 758 году. Родители Феодора, Фотин и Феоктиста, несмотря на богатство и знатность, вели благочестивую жизнь. Феодор с детства был приобщен к Церкви, воспитывался в православных традициях. Желая дать сыну достойное образование, родители определили его к лучшим столичным учителям. Феодор учился охотно, предпочитая занятия бессмысленным юношеским забавам и пустым развлечениям.

В те времена Православная Церковь столкнулась с одной из наиболее разрушительных за всю ее историю ересей – иконоборчеством. Как часто случалось и раньше, эта ересь поддерживалась не только отступившими от веры священнослужителями, но и императорской властью. Феодор, будучи ревностным и образованным христианином, противодействовал ереси как мог. На иконопочитание он смотрел как на дело Божие. Вскоре о Феодоре заговорили как о зрелом и ревностном проповеднике, защитнике икон.

VII Вселенский Собор отверг уподобление святых икон мерзким идолам, утвердил иконопочитание и осудил еретиков. Среди участников Собора был дядя Феодора, праведный Платон. По завершении деятельности Собора Платон взял Феодора под свое наставничество. Вместе они удалились в пустыню, чтобы предаться там аскетическим подвигам.

Достойно пройдя испытания, Феодор был пострижен блаженным Платоном в монашество. Вскоре к ним стали стекаться люди, ищущие мудрого наставничества. Так образовалась обитель, настоятелем которой стал духоносный Платон. Проведя несколько лет в строгих подвигах, Феодор по благословению духовника был возведен в иерейское достоинство. После того, как игумен Платон отошел на покой, братия единодушно избрала его своим настоятелем.

Случилось так, что государь Константин, сын царицы Ирины, преступив нормы нравственности, окружил себя бесстыдными людьми и стал развращать своим поведением подданных. Будучи одержимым плотской страстью, он изгнал из дворца законную супругу, насильно отправил ее в монастырь, принудил к постригу, а в сожительницы выбрал некую Феодоту. Патриарх отказался освещать этот беззаконный союз. Однако многие сановники стали подражать царю в подобном нечестии.

Возмущаясь столь грубым попранием православных канонов и опасаясь, как бы подобная практика не была одобрена новым законодательным актом, святой Феодор публично осудил поступок Константина и повелел считать его отлученным от Церкви. Император стал действовать лестью, посылал к обличителю богатые дары и даже лично пытался смягчить гнев преподобного. Но Феодор продолжал стоять на своем. Тогда царь повелел бичевать святого Феодора, а затем вместе с его сторонниками сослал в Солунь и заточил страдальцев в темницах.

Между тем Феодор продолжал отстаивать правду, поддерживая связь с внешним миром через переписку. В 796 году царица Ирина, возвратив императорский трон, вернула преподобного из ссылки. Он был встречен в столице с почетом, затем возвратился в свою обитель. Вскоре, по причине нашествия агарян, Феодор вместе с братией вынужден был оставить прежнюю обитель. Когда они прибыли в Константинополь, царица Ирина и патриарх предложили отцу Феодору возглавить Студийский монастырь. В целях лучшего управления обителью святой Феодор составил устав, получивший впоследствии наименование «Студийский». Со временем монастырь покрыл себя неувядающей славой.

После того, как императорский престол занял Никифор, пользуясь своим авторитетом, он потребовал от патриарха ввести в общение с Церковью одного отлученного нечестивца и вернуть ему священнический сан. Патриарх, остерегаясь серьезных последствий, подчинился, вопреки православным канонам и голосу совести. Преподобный Феодор, негодуя, не побоялся мести царя и выступил с обличением. За этот поступок он был подвергнут физическим истязаниям, после чего его изгнали из Константинополя и заточили в тюрьме. Там в трудах и молитвах преподобный пробыл около двух лет. Затем его освободили по распоряжению нового императора, Михаила.

Следующий самодержец, Лев Армянин, пока не окреп на престоле, старался казаться благочестивым. Но затем окружил себя такими же злодеями, как и сам, и показал всему царству свое настоящее лицо. Он ненавидел святые иконы. Преподобный Феодор в устных проповедях и посланиях не переставал поддерживать верующих в их борьбе против возобновившейся ереси. Царь-иконоборец угрожал святому карами, смертью, но тот, храня верность Христу, оставался непреклонным.

В конце концов по приказу царя Феодор Студит был отправлен в отдаленное место, Бониту. Здесь святой страдал от зноя и холода, нехватки пищи и воды, но всегда пребывал в твердости духа и надежде. Бог хранил Своего исповедника. Затем узника перевели в Смирну. Следующий царь Михаил Травл не преследовал православных, дозволяя каждому верить так, как считает уместным. Он отпустил из мест заключения многих христианских исповедников, страдавших за веру. В этот период был освобожден и святой Феодор Студит.

Когда Феодор возвращался, по пути следования его приветствовали толпы народа. Ввиду запрета на размещение священных изображений в столице Феодор Студит не пожелал там остаться и поселился в Акритовом Херсонесе.

Заблаговременно зная о приближении смерти, преподобный призвал братьев, завещал им хранить православную веру, соблюдать монастырский устав, чтить святые иконы. Во время пения канона на исход души он мирно преставился. Это случилось в 826 году.

Преподобный Феодор Студит запечатлен в памяти Церкви не только как выдающийся подвижник, ревностный борец, но и как один из наиболее значимых христианских писателей. Он оставил нам в научение множество произведений.

Преподобне отче Феодоре, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 56

Второе послание к Галатам (глава 3, стихи 8-12)

ратия!> Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: «в тебе благословятся все народы». Итак, верующие благословляются с верным Авраамом. А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона». А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.

Евангелие дня, 56

Святое Евангелие от Матфея (глава 10, стихи 32-38; глава 19, стихи 27-30)

казал Господь Своим ученикам:> Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. 19. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми.

Поучение, 56

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 24 ноября 2018 года

… Вся наша жизнь, к сожалению, нацелена не на жизнь духовную, а на мир. Мир — это не только то, что нас окружает вовне, но это и те грехи и страсти, которые есть в нашем сердце. И мы в это погружены и поэтому не видим света Божия. А чтобы прозреть, нужно от всего этого освободиться. К сожалению, то, что в миру, представляет для нас очень большую ценность в силу на­шей дебелости, в силу того, что мы очень плотские и изрядно душевные. И вся эта наша жизнь, телесная и душевная, при­носит нам большую скорбь, потому что в этом мире все лежит во зле, которое произошло из нас и из окружающих нас людей и наших предков, тоже этому послуживших. Каждый свою меру зла вызвал из бездны. Поэтому мы видим, что с каждым новым веком количество зла прибавляется, и оно имеет временный, видимый успех.

36, желтый 2

Духовное чтение на 24 ноября 2018 года

Духовное чтение на 24 ноября 2018 года