Духовное чтение на 26 ноября 2018 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 26 ноября 2018 года. На его страницах Вы можете подкрепиться следующей духовной пищей:

• Жития святых – Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский;
• Чтение Апостола – Первое послание к Евреям (глава 7, стихи 26-28; глава 8, стихи 1,2);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Иоанна (глава 10, стихи 9-16);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 51

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский

Дорогие братья и сестры! Говорить о роли и значении святого, память которого мы совершаем сегодня,  все равно как мерить шагами Средиземное море. В век современных технологий, в эпоху компьютеризации, мало кто способен написать такое количество трудов, как святитель Иоанн Златоуст. Даже в дореволюционном издании трудов святителя, в котором помещены не все его сочинения, более 12 000 страниц! Можно ли себе это представить? Но расскажем немного о его личности.

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский – один из трех вселенских святителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. Родился в Антиохи́и ок. 347 года, в семье военачальника. Его отец умер вскоре после рождения сына, и мать Анфуса не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Юноша учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский, полюбивший Иоанна как сына, наставил его в вере и, когда будущему святителю исполнилось 20 лет, крестил его. Годы спустя, когда скончалась мать святого, он принял иночество, которое называл «истинной философией». Вскоре святителя Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако он из смирения уклонился от архиерейского сана. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского богословия. Четыре года провел он в трудах пустыннического жительства, написав еще несколько трудов. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья святой Иоанн должен был возвратиться в Антиохию.

В 381 году епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона, а в 386 году, когда Иоанну было почти 40, он был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником и за редкий дар боговдохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей. Он написал толкования на многие книги Священного Писания и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические. Святой Иоанн как пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. Слава замечательного пастыря и проповедника росла.

В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного – духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашения на обеды. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Святителя ждала опала, изгнание и ссылка.

Находясь в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад многочисленными письмами. Зимой 406 года святой был прикован болезнью к постели, но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести его в глухой Пи́тнус в Абхазии. Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Кома́нах силы оставили его. У склепа святого Василиска, утешенный явлением мученика, причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу 14 сентября 407 года.

Братья и сестры, святителя Иоанна Златоуста мы поминаем, наверное, чаще всех других святых. Ведь им была составлена центральная часть нашей основной литургии, которую ныне мы именуем литургией Иоанна Златоуста. Конечно, тот вариант Божественной литургии, который мы имеем на данный момент, — это результат богослужебного творчества, сформировавшийся примерно к XIV веку, хотя и в наше время периодически вносятся некоторые корректировки в существующий чин.

Очень важно регулярно задавать себе вопрос: что для меня литургия? Средство личного освящения? Полезная процедура? Одна из добрых христианских традиций? Или же это возможность реальной встречи со Христом? Возможность повидаться, пообщаться с Господом Иисусом Христом, причаститься Его Тела и Крови, стать с Ним одним целым? Литургия — это сама жизнь, а все что происходит вне ее, можно лишь условно назвать жизнью. Будем же любить Господа так, как Его любит святитель Иоанн, и будем его словами обращаться к Спасителю в молитвах Святой Евхаристии.

Святителю отче Иоанне Златоусте, моли Бога о нас.

Чтение Апостола, 51

Первое послание к Евреям (глава 7, стихи 26-28; глава 8, стихи 1,2)

ратия!> Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, навеки совершенного. 8. Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.

Евангелие дня, 51

Святое Евангелие от Иоанна (глава 10, стихи 9-16)

казал Господь пришедшим к Нему иудеям:> Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

Проповедь пастырей 51

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Протоиерей Димитрий Смирнов

… Раньше, лет триста тому назад, если человек не постился в среду и пятницу, уж не говоря о том, чтобы, например, Успенский пост не соблю­дать, он не считался членом Церкви. Один из вопросов на исповеди был: как ты соблюдаешь пост? А для многих из нас это трудно, мы забываем иногда, что пост идет. Большой ли это грех, если человек не помнит о посте? Да нет, в этом нет греха, это просто свидетельствует о том, что жизнь Церкви для человека чужда; он зани­мается какими-то своими делами и так далек от Церкви, что о ней забывает. Его собственная жизнь настолько увлекательна, что жизнь Церкви для него представляет интерес побочный. Это свидетельство несовершенства данного человека. Поэтому, если мы стремимся к тому совершенству, которое нам Господь предписывает, тогда, конечно, надо эту неисправность обязательно устранить.

Но и соблюдение поста по всем правилам, по всем уставам это еще не есть духовная жизнь. А что же такое духовная жизнь? Духовная жизнь не зависит от человека, она подается Богом, если человек соблюдает неко­торые условия. Условия эти есть заповеди Христовы. Представим себе, что мы уже научились ветхозаветные заповеди исполнять, соблюдаем закон, соблюдаем порядок, чин, то есть стали по всему благочестивыми иудеями. Тогда нам нужно сделать следующий шаг — научиться исполнять заповеди Христовы. Нам надо изучить Нагорную проповедь, посмотреть, что Господь от нас требует. А Он требует от нас новой нравственности. Он говорит: «Не нарушить пришел Я закон, но исполнить» — то есть восполнить, новое содержание туда влить, еще большее. Влить в мехи новое, молодое вино заповедей Христовых. Тут уже совершенно другие требования: о любви к врагам, например, о прощении обид. И вот если человек исполнит эти требования, исправит свои поступки, слова, мысли и чувства, если он по устроению своей души станет сродни Христу, тогда Господь по Своей милости вселяет в него благодать Божию. Это вселение благодати Божией в человека и есть духовная жизнь.

35

Духовное чтение на 26 ноября 2018 года

Духовное чтение на 26 ноября 2018 года