Духовное чтение на 27 ноября 2018 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 27 ноября 2018 года.

• Жития святых – Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский;
• Чтение Апостола – Первое послание к Тимофею (глава 5, стихи 1-21);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 14, стихи 12-35);
• Толкование Евангелия – Прав. Иоанн Кронштадтский;
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 52

Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский

Святитель Григорий Палама́, архиепископ Солунский родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андрони́ка II Палеоло́га. Отец святого Григория вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями, Григорий получил лучшее образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но тот, едва достигнув 20 лет, в 1316 году удалился на Святую Гору Афон и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством преподобного старца Никодима принял постриг и начал путь подвижничества. Умное делание, которому хотел посвятить себя Григорий, требовало уединения и безмолвия. Оно получило название исихазма (от греческого «покой, молчание»), а практикующие его стали называться исихастами.

В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника. Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу: совершал богослужение и произносил проповеди. В 1331 году святитель снова удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, где занялся богословскими трудами. А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов православия и принесшие ему известность учителя исихазма.

Около 1330 года в Константинополь из Кала́брии приехал ученый монах Варлаам и на основании догмата о непостижимости существа Божия объявил умное делание еретическим заблуждением. Камнем преткновения стали представления о Фаворском свете. Исихасты учили, что умная молитва приводит к непосредственному богообщению, при котором человек видит Божественный свет, «Свет присносущный», – визуальное выражение Божественной силы, или иначе Божественной энергии, действия Бога в тварном мире. Именно этот «нетварный свет» видели апостолы на Фаворе в момент преображения Иисуса Христа, когда проявилась Его Божественная слава.

На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы́ с Варлаамом, сосредоточившийся на вопросе о природе Фаворского света. Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.

Но на этом не закончились труды святителя, ему еще предстояло попасть в опалу и заключение, быть освобожденным и возглавить Солунскую кафедру, затем быть пленным рабом у турок и после всего этого получить свободу и увидеть в видении самого Иоанна Златоуста. Почил святитель 14 ноября 1359 года, в Солуни.

Святителю отче Григорие, моли Бога о нас.

Чтение Апостола, 52

Первое послание к Тимофею (глава 5, стихи 1-21)

адо Тимофей!> Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших — как братьев; стариц — как матерей; молодых — как сестер, со всякою чистотою. Вдовиц почитай, истинных вдовиц. Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу. Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; а сластолюбивая заживо умерла. И сие внушай им, чтобы были беспорочны. Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. Вдовица должна быть избираема не менее как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру; притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны и говорят, чего не должно. Итак, я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; ибо некоторые уже совратились вслед сатаны. Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц. Достойно начальствующим пресвитерам до́лжно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: «не заграждай рта у вола молотящего»; и: «трудящийся достоин награды своей». Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели. Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.

Евангелие дня, 52

Святое Евангелие от Луки (глава 14, стихи 12-35)

лучилось Иисусу в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и сказал:> позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных. Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: «идите, ибо уже всё готово». И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: «я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня». Другой сказал: «я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня». Третий сказал: «я женился и потому не могу прийти». И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: «пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых». И сказал раб: «господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место». Господин сказал рабу: «пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных». С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником. Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: «этот человек начал строить и не мог окончить?» Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? Ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Духовное чтение на 27 ноября 2018 года

Прав. Иоанн Кронштадтский

Ст. 12-13 Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых

Как! сказал человек, преданный миру: мне звать на пир нищих, хромых, слепых и угощать их без надежды получить от званных воздаяние? Это скучно и вовсе не в обычае. Да на взаимности и свет стоит; и время веселее проходит, когда званные мною на пир пригласят после и меня; и союз дружбы от этого становится крепче. Кроме того, в свете живя, по-светски надобно и жить. Но, братия, Спаситель не разрывает вашего союза с родными, друзьями и знакомыми. Принимайте их и сами ходите к ним. Но зачем расточать для них бесполезно вашу хлеб-соль в таком изобилии и с такою роскошью, которых, вероятно, и сами они не требуют от вас и которые между тем суть доля меньших братий Господа, бедных, которых так много расплодилось от вашей роскоши и жестокосердия. Знаете, братия, что вы доказываете этими роскошными пиршествами, даваемыми так часто своим родным, друзьям и знакомым? То, что вы знаете одну только землю с ее обычаями, только земные связи, которые, как вы и сами знаете, очень скоро должны пресечься, и весьма мало или даже совсем не думаете о небе, о сродстве, о связях духовных, вечных, неразрывных, – то есть вы христиане только по имени, но никак не на деле. С чего вы это взяли, что за вашу хлеб-соль, за ваше радушное гостеприимство вы непременно должны получать воздаяние здесь – на земле? Значит, вы вовсе не думаете о воздаяниях небесных, не верите в них или верите очень слабо. Вы неправильно думаете о своем имении: кто вам сказал, что оно есть неотъемлемая ваша собственность, на которую имеют право лишь ваши родные, друзья и знакомые? Кто вам внушил, что за ваши десерты и стаканы напитков вы должны получать то же от ваших званных? Да как вы и сами не стыдитесь почти постоянно ясти тучная и пити сладкая? (Неем. 8,10). Вы приготовляете себя, как приготовляют тельцов тучных, на день заколения?.. Нет, братия, наши земные дары – от Бога, не для нас только, но и для наших собратий. Вы слишком много ласкаете свое тело, которое, как благородная масса земли, требует вовсе не столько о себе заботливости, как вы думаете; чтобы поддерживать его в здоровье и благообразии, нужно очень, очень немного для него: тогда-то именно только оно и будет благородно, здорово. Братия! Необходимо иметь вам в виду и воздаяние в воскрешение праведных. Если не видите этой необходимости теперь, так увидите ее после.

 

Проповедь Пастырей, 52

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 27 ноября 2018 года

… Христос пришел, пролил Свою Кровь, чтобы показать всем, что духовная жизнь дается только пролитием крови. Никакого другого способа нет. Поэтому каждый, кто хочет жить духовной жизнью, должен быть го­тов проливать кровь, иногда даже буквально. Путь в Царствие Небесное идет через Гол­гофу. Христос первый прошел этим путем и воскрес. И те, ко­торые крестились во Христа, умерли со Христом, чтобы умереть для жизни греховной и совоскреснуть Христу для жизни новой. Путь к этому совоскресению идет через несение своего креста, через следование за Христом. А для этого надо наизусть выучить Евангелие, чтобы ум наш, по выражению одного святого угодника Божия, плавал в Священном Писании, чтобы заповеди Божий действительно стали нашей жизнью. И так, скользя, падая, снова вставая, снова устремляясь вперед, терпеливо, внимательно заповеди Божии исправлять.
Многие из нас очень сокруша­ются оттого, что у них ничего не получается. Но если у нас могло бы что-нибудь получиться, за­чем приходить на землю Христу? Пришел бы какой-ни­будь пророк, научил, как спасаться, люди добрые за ним бы записали — читай и выполняй. В том-то и дело, что заповеди Христовы самому исполнить невозможно, это совершенно исключено. Они исполняются, только когда человек всю надежду возложит на Бога, полностью всей своей жизнью на Него обопрется, вверит себя в Его руку и будет Его просить. Только так. Если это будет, тогда заповедь Божия начнет исполняться — не нами, а благодатью Божией, которая будет в нас трудиться. Как апостол говорит: «Много я потрудился, вернее, не я, а благодать Божия, которая во мне».

И ясно, что ввериться в руку Божию можно только по вере Ему, что Он Свою руку не разожмет, не отпустит, что Он нас этим путем проведет. Несмотря ни на что, пусть все рухнет, мы должны Ему доверять; что бы с нами ни случилось, мы должны знать, что без воли Божией волос с нашей головы не упадет. Настоящий христианин вообще ничего не боится, он боится только одного: как бы чем Бога не оскорбить — своим поведением, либо чувством, либо какой-то мыслью или словом. Он очень внимательно живет и постоянно сравнивает свою жизнь во всем ее комплексе с Евангелием: вот Евангелие так говорит, а я вот так делаю. И все время борется, все время полет огород своего сердца, вырывает сорняки.

32

Духовное чтение на 27 ноября 2018 года

Духовное чтение на 27 ноября 2018 года