Духовное чтение на 28 ноября 2018 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 28 ноября  2018 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Преподобный Паисий Величковский;
• Чтение Апостола – Первое послание к Тимофею (глава 5, стихи 22-25; глава 6, стихи 1-11);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 12, стихи 8-12);
• Толкование Евангелия – Блж. Феофилакт Болгарский;
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 53

Преподобный Паисий Величковский

Дорогие братья и сестры! Сегодня Святая Церковь предлагает нам проследить духовный маршрут исихазма со Святой Горы Афон к нам в Россию. Промыслом Божиим главным связующим звеном России и Афона стал архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии преподобный Паисий Величковский. Родился он в 1722 г. в городе Полтаве в семье протоиерея, 17-ти лет от роду вступил в Любечский монастырь, затем перешел в скит Керкул, отличавшийся особенной строгостью монашеской жизни. Некоторое время спустя преподобный переселился на Афон, где основал особую монашескую общину – скит св. Илии. В 1758 г. в возрасте 36 лет он был рукоположен в священный сан.

В 1763 г. преподобный Паисий с 64 монахами переселился в Молдавию для лучшего устройства в этой стране монашеской жизни и был поставлен настоятелем монастыря Драгомирны. За три года число Драгомирнской братии утроилось. Устроитель братства отец Паисий написал и ввел устав по чину святых  Василия Великого, Феодосия Великого, Феодора Студита и Афонской Горы. Основные идеи этого устава: нестяжательность, отсечение воли и послушание, умная молитва и чтение книг, непрестанное рукоделие и социальное служение (монастырская больница, странноприимница, церковное искусство и пр.). Земля, на которой помещался Драгомирнский монастырь, после русско-турецкой войны отошла к Австрии. Авва Паисий, не видя возможности мира духовного в новом государстве, решил уйти и увести за собой всю братию – 350 человек. Господарь Григорий Ги́ка и митрополит Гавриил предоставили им уединенный в горах бедный Се́кульский монастырь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Когда братия умножилась и преподобный Паисий стал просить о помощи в строительстве келлий, то ему было велено переселиться с братией в богатейший Нямецкий монастырь, что он и исполнил в 1779 г., оставив часть братии в Секуле.

Житие в Нямецком монастыре преподобный Паисий устроил по образу Драгомирны и Секулы – общежитие, умная молитва, переписка и чтение святоотеческих книг, ежедневное (утром и вечером) исповедание помыслов духовникам. Паства преподобного умножилась, были иноки более чем 10 национальностей, и число их к 1790 г. возросло до 10 тыс. человек. В то время это была самая многолюдная обитель Восточной Православной Церкви. В 1790 г. преподобный Паисий был возведен в сан архимандрита, продолжая окормлять по-прежнему Секул и другие окрестные монастыри и скиты.

На протяжении всего времени старческих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов «Добротолюбия» преподобного Григория Синаи́та, святителя Григория Паламы́ и преподобного Нила Сорского. Преподобный Паисий приводил многочисленные доказательства и свидетельства святоотеческого почитания умной Иисусовой молитвы. «Умно-сердечная молитва – для преуспевающих, для средних – пение, то есть обычные церковные песнопения, для новоначальных – послушание и труд», – поучал старец. Старец с миром преставился в 1794 г., прожив 72 года. Преподобный Паисий был погребен в Нямецком монастыре в соборном храме Вознесения Господня.

Его переводы святоотеческих творений с греческого на русский язык долго были единственными в русской литературе и читались повсюду. Им изданы: «Добротолюбие», сочинения преподобного Исаака Сирина, преподобного Феодора Студита, преподобного Варсонофия, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, сборник творений святителя Иоанна Златоуста и многое другое.

С духовным наследием преподобного Паисия связана история старчества в России и в первую очередь Оптиной пустыни. Первые оптинские старцы — преподобные Лев, Макарий и Моисей — были прямыми учениками учеников преподобного Паисия, а их учеником в свою очередь явился Амвросий Оптинский. Так же и преподобный Серафим Саровский имел некоторое духовное преемство от святого Паисия.

Чем столь принципиальна позиция исихастов, что мы так подчеркиваем преемство одних подвижников от других? Может быть, в каких-то тайных методах или какой-то особенной аскетике? Или в особом мистическом молитвенном опыте? По правде говоря, не в этом. Все исихасты просто говорят о любви. И переживание Нетварного света – это лишь малая грань Божественной любви, открывшейся им. Преподобный Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, Силуан Афонский – их всех объединяет мирный дух, радость и любовь.

Вот и преподобный Паисий перечислял мирянам заповеди, необходимые для спасения: «заповеди о любви к Богу и ближним, о кротости и смирении, о мире со всеми и терпении, о том, чтобы от сердца прощать ближнему обиды, никого не осуждать, не иметь ненависти, любить врагов, творить по силе милостыню и душевную и телесную, и понуждать себя со всем усердием исполнять все прочие заповеди Христовы, во святом Евангелии написанные».

Преподобне отче Паисие, моли Бога о нас.

Чтение Апостола, 53

Первое послание к Тимофею (глава 5, стихи 22-25; глава 6, стихи 1-11)

адо Тимофей! >Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым. Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов. Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии. Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут. 6. Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай. Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких. Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего.
Евангелие дня 53

Святое Евангелие от Луки (глава 12, стихи 8-12)

казал Господь:> всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими. И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится. Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, ка́к или что́ отвечать, или что́ говорить, ибо Святой Дух научит вас в тот час, что́ должно говорить.

Духовное чтение на 28 ноября 2018 года

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 8-12 Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергается Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими. И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится. Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить.

Теперь предлагает награду за исповедание веры. Так как Он сказал: «не бойтесь убивающих тело» и прибавил, что и волосы ваши сочтены, то чтобы кто-нибудь не сказал: дай же мне и награду какую-нибудь, ибо что мне будет из того, что Ты счел мои волосы. – Он говорит (таковому): ты желаешь и награды? Слушай. Кто исповедает (веру) во Мне, тот Мной будет признан пред Богом. Сказал: исповедает «во Мне», то есть при Моем содействии и Моей силой, и Я исповедую его «в нем», то есть при его содействии. Ибо как мы предварительно нуждаемся в Боге, так как без Него не можем ничего сделать (Ин. 15, 5), так и Бог нуждается в нас. Ибо если Он не найдет в нас дел достойных, Он и не принимает нас; а иначе Он был бы лицеприятен. Итак, мы исповедуем в «Нем», то есть при Его содействии, а Он «в нас», то есть при нашем содействии. Ибо если мы не дадим Ему повода, Он и не будет свидетельствовать за нас. А отвергающийся отвергается не силой Божией, почему Он и не присовокупил: «Мною», но сказал: кто отвергается «Меня». – Так как всякий святой пребывает во Христе, а Христос в нем (Ин. 15,5), то, может быть, и не поэтому ли сказал так: кто (Меня) исповедует «во Мне», то есть пребывая, того исповедую и Я, в нем пребывая. – «И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет». Это значит: кто скажет хулу на Меня, по виду своему простого сына человеческого, едящего, пьющего, обращающегося с мытарями и блудницами, тот, покается ли, или не покается в своей хуле, прощен будет. Ибо таковому человеку неверие его в грех не вменяется. Ибо что он видел располагающего к вере? Напротив, чего он не видел достойного хулы? Он видел человека, обращающегося с блудницами, и говорит хулу на него, а поэтому грех не вменяется ему. Ибо естественно он мог подумать, что же за Сын Божий тот, кто обращается с блудницами? Поэтому того, кто так поступает, а между тем выдает себя за Сына Божия, он может поносить и назвать обманщиком. – «А кто скажет хулу на Святаго Духа тому не простится». Слова эти имеют такое значение. Кто, видя Божественные знамения и великие и необычайные дела, не верует и поносит действия Святого Духа, приписывая веельзевулу, тот, изрыгая хулу на Святого Духа и говоря, что знамения сии совершаются духом лукавым, а не Божиим, если не раскается, не будет извинен и прощен. Говорящему хулу на Сына Человеческого не вменяется грех, а поэтому он прощается и без покаяния, а видящему дела Духа Божия и хулящему без покаяния не будет прощено, но вменится в величайший грех. – «Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям» и прочее. Слабость наша двоякого рода: мы убегаем от исповедания веры или по страху наказаний, или по простоте и неспособности дать ответ в нашей вере. Страх наказаний Господь уврачевал словами: «не бойтесь убивающих тело». Теперь Он врачует страх, происходящий от простоты. Поскольку немного мудрых по плоти (1 Кор. 1, 26) уверовало, а большая часть простых, то Он говорит: не бойся, необразованный и простец, и не заботься, как или что отвечать при допросе от властителя или что говорить при другом случае, – у тебя будет иной образ речи. «Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить». Поэтому какая нужда заботиться, если ты в тот час научен будешь Духом Святым? Итак, с той и другой стороны укрепляет нас на подвиг исповедания, врачуя страх как телесной немощи, так и страх простоты и неведения.

 

Наставление, 53

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 28 ноября 2018 года

… Мы ничем принципиально не от­личаемся от апостолов. Так же каждого из нас Господь в один прекрасный миг позвал, так же мы к Нему пришли, так же ходим за Ним, не три года, как апостолы ходили, а многие больше. И для многих из нас слово Божие уже как бы и потускнело и стало привычным. Для многих, особенно для тех, кто в храме трудится, это постепенно превращается в работу. Можно и халтурить, и где-то слукавить, и от ба­тюшки спрятаться, потому что батюшка как начальник. Главное тускнеет, в этом опасность.
Если уж мы пришли в Церковь, нужно, чтобы наш приход сюда не стал пустым делом. Хотим мы действительно, чтобы этот шаг был направлен к Богу? Значит, нужно каяться, нужно исправлять свою жизнь, иначе мы ничего не увидим, ничего не поймем, и все останется только красными словами.

Заглавие, окончание 33

Духовное чтение на 28 ноября 2018 года

Духовное чтение на 28 ноября 2018 года