Духовное чтение на 30 ноября 2018 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 30 ноября 2018 года.

• Жития святых – Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский;
• Чтение Апостола – Второе послание к Тимофею (глава 1, стихи 1-18);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 16, стихи 15-18; глава 17, стихи 1-4);
• Проповедь пастырей – Из проповеди протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 55

Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы вспоминаем одного из святых отцов, благодаря которому, или, точнее сказать, через которого в христианстве оформилось четкое и строгое учение о Пресвятой Троице. Мы говорим о Григории Чудотворце.

Святитель происходил из знатной и богатой семьи, родился около 213 года: мать хотела дать ему такое образование, как получали дети благородного происхождения. Первоначальное воспитание Григория было языческим. В 14 лет он лишился отца. «Потеря отца и сиротство» были для него «началом истинного познания»: в это время он впервые «обратился к истинному и спасительному Слову», однако внешне его жизнь не изменилась. Закончив образование в школе грамматика, Григорий по желанию матери поступил в школу ритора, где он отказывался произносить о ком-либо похвальные речи, если это было несогласно с истиной. Под влиянием учителя латинского  языка святой не стал переходить из школы ритора в школу философа и занялся юриспруденцией. Для совершенствования образования он вместе с братом Афинодором отправился в г. Бери́т ( ныне Бейрут), где находилась крупнейшая юридическая школа на Востоке. Прибыв в Кесарию Палестинскую, братья захотели послушать Оригена, который в это время основал здесь школу наподобие Александрийской. Встреча с Оригеном определила дальнейшую жизнь Григория Чудотворца. Заметив дарования братьев, Ориген решил сделать их своими учениками и убедил их в пользе философии. По словам святителя Григория, он «прежде всего, приложил всякое старание к тому, чтобы привязать нас к себе» и в конце концов сила убеждения и обаяние личности Оригена заставили будущего святителя пренебречь всеми делами и науками.

По окончании пятилетнего обучения в Кесарии Палестинской Григорий вместе с братом Афинодором возвратился на родину. Вскоре он получил письмо от Оригена, в котором тот убеждал его направить свои дарования и знания на служение христианству и заняться внимательным изучением Священного Писания. В Неокесарии святой Григорий принял решение удалиться от шума площадей и от всей городской жизни пребывать и в уединении с собой и через себя с Богом, однако около 245 года он был поставлен во епископа Неокесарийского. Через некоторое время святой Григорий Чудотворец получил в откровении тайноводственное учение, по которому он проповедовал слово Божие в дальнейшем.

Братья и сестры, мы не можем обойти это откровение стороной и остановимся на нем подробнее, потому что наши дни мы в своей духовной жизни уделяем очень мало внимания тому факту, что Бог является Троицей. К тому же по преданию, это откровение получено святым в видении от апостола и евангелиста Иоанна Богослова и послужило прочным основанием для развития дальнейшего учения святителями Василием Великим, Григорием Нисским и Григорием Богословом учения о Пресвятой Троице. Вот текст Символа Веры, открытого святителю:

«Един Бог, Отец Слова живаго, Премудрости ипостасной и Силы и Образа вечнаго, Совершенный Родитель Совершеннаго, Отец Сына Единороднаго.

Един Господь, единый от единаго, Бог от Бога, Начертание и Образ Божества, Слово действенное, Премудрость, объемлющая состав всего, и зиждительная Сила всего сотвореннаго, истинный Сын истиннаго Отца, Невидимый Невидимаго, и Нетленный Нетленнаго и Безсмертный Безсмертнаго и Вечный Вечнаго.

И един Дух Святый, от Бога имеющий бытие и чрез Сына явившийся [т. е. людям], Образ Сына, Совершенный Совершеннаго, Жизнь, Виновник живущих, [Источник святый], Святость, Податель освящения, в Нем же является Бог Отец, Сущий над всем и во всём, и Бог Сын, Который чрез все.

Троица совершенная, славою и вечностью и царством неразделяемая и неотЧуждаемая.

Посему нет в Троице ничего ни сотвореннаго или служебнаго, ни привнесеннаго, как бы прежде не бывшаго, потом же привзошедшаго; ибо ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но непреложна и неизменна — всегда та же Троица».

Во время гонения императора Деция (ок. 250 года) святитель Григорий, подобно свт. Дионисию Великому, еп. Александрийскому, и свт. Киприану, еп. Карфагенскому, удалился в близлежащие горы, где Чудесно избавился от преследователей. Из последующей жизни Григория Чудотворца известен факт его участия вместе с братом Афинодором и другими учениками Оригена в I Антиохийском Соборе против Павла I Самосатского в 264 году. Умер святитель Григорий в царствование императора Аврелиана между 270 и 275 годами.

Наименование «Чудотворец» утвердилось за ним только лишь с V века. До этого святитель именовался либо как Григорий Великий, либо просто Григорий. По словам святителя Василия, место Григория Чудотворца – среди апостолов и пророков, ибо он «ходил в едином с ними Духе, во все время жизни шествовал по стопам святых, во все дни свои тщательно преуспевал в жизни евангельской […] подобно какому-то светозарному великому светилу озарял Церковь Божию».

Братья и сестры, наше учение не всегда просто и понимается с первого раза, но мы должны размышлять над ним и трудиться в усвоении спасительного православного богословия молитвами Григория Чудотворца и всех святых.

Святителю отче Григорие Чудотворче, моли Бога о нас.

Чтение Апостола, 55

Второе послание к Тимофею (глава 1, стихи 1-18)

Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе, Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего. Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью, и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе. По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение; ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия. Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен, открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие, для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников. По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день. Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас. Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген. Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.

Евангелие дня, 55

Святое Евангелие от Луки (глава 16, стихи 15-18; глава 17, стихи 1-4)

казал Господь пришедшим к Нему иудеям:> Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца́ ваши, ибо что высоко у людей, то́ мерзость пред Богом. Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует. 17. Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», — прости ему.

Наставление, 55

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… «Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух».

Что такое хула на Духа Святаго? Почему она не про­стится? Дело в том, что мы, как люди недуховные, все воспринимаем чисто юридически: попросил прощения — тебя простили, все в порядке. Здесь имеется в виду совсем другое. Господь Иисус Христос был свят, Он был наполнен благодатию Божией и творил чудеса, говорил слова, каких никто никогда на земле не произносил. Но нашлись люди, которые сказали, что в Нем бес, Он бесноватый. То есть те слова, которые Господь говорил, те дела, которые Он делал, воспринимались ими как зло. Что это значит? Это значит, что их дух был диаметрально противоположен Его Духу. Такое духовное отрицание благодати Божией есть свидетельство того, что человек достиг демонизма, сатанизма, когда он сердцем не принимает ничего Боже­ственного, сердцем противится ему, оно ему отвратительно, тяжело, мерзко.
Почитайте любые учебники за советские семьдесят лет: все церков­ное, все духовное, все связанное с Богом там называют мракобесием, то есть Церковь, святость, благодать считают мрачным беснованием. Так и говорят: средневековое мракобесие, церковное мракобесие. Значит, свет, истину, правду, любовь человек воспринимает как что-то жуткое, мрачное, тяжелое, жестокое, а все противоположное этому как какую-то необыкновенную музыку; так и говорят: музыка революции — когда льется кровь, когда сын стреляет в отца, когда рушат, ломают, взрывают, когда без суда рас­стреливают. Как Маяковский — почитаешь его ранние стихотворения: он упивается, он наслаждается вывороченными кишками, брызгами крови, растерзанным мясом. Взрывать — это нравится, а все противоположное вызывает отторжение, духовное неприятие.
Поэтому когда Господь говорит «не простится», речь идет не о юри­дическом непрощении, а о том, что человек не только отошел от Бога, а он уже приобрел черты сатанинские. И в этом случае не то что Бог не про­щает, что Бог жесток, а человек сам становится активным противником Бога, как такового. И тогда он, конечно, не только Царствие Небесное не может познать, он и на земле-то еле живет, потому что он устремляется в преисподнюю, туда, где его родная стихия.

35

Духовное чтение на 30 ноября 2018 года

Духовное чтение на 30 ноября 2018 года