Духовное чтение на 4 декабря 2018 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 4 декабря 2018 года.

• Жития святых – Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии;
• Чтение Апостола – Послание к Евреям (глава 9, стихи 1-7);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 10, стихи 38-42; глава 11, стихи 27,28);
• Толкование Евангелия – Свт. Филарет Московский;
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 52

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Дорогие братья и сестры! Сегодня Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник: Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Мы поздравляем всех с этим прекрасным праздником и желаем заступничества Пресвятой Богородицы! Чтобы полнее ощутить суть праздника и разрешить некоторые недоуменные вопросы, обратимся к Православной энциклопедии. Там мы находим пояснения к происхождению праздника:

«Событие Введения не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних апокрифических: греческого «Протоевангелия Иакова» (написанного во 2-й пол. II века) и латинского Евангелия Псевдо-Матфея (IX века), которые отражают устное предание, но в соответствии с традициями литературного жанра дополнены подробностями из библейских книг, имеющих прообразовательное значение, а также из евангельской истории Сретения».

Согласно упомянутым источникам, родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна, когда их дочь достигла трехлетнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет посвятить Ее Богу и направились в Иерусалимский храм. Около входа в храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками, для того чтобы юная Мария возлюбила храм всем сердцем. Пресвятая Дева была встречена и благословлена первосвященником, по преданию Захарией, будущим отцом Иоанна Крестителя. Так же по позднему преданию, Она как одушевленный кивот Божий была введена во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник однажды в год, этим была явлена Ее особая роль в судьбе человечества. Событие Введения стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы – пребывания при Иерусалимском храме, которое продолжалось до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя при храме, Мария посвящала Себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию. По прошествии времени Она, решившая сохранять девство и уневеститься Богу, по закону отцов была поручена заботам престарелого Иосифа, Обручника ее.

Напомню, что апокрифическое евангелие, на основании которого возник праздник, было написано уже во второй половине II века, то есть после разрушения Иерусалима. Скорее всего автор книги не был доподлинно знаком с еврейскими обычаями времен, которые он описывал. Предание же о введении Богородицы во Святая Святых возникло многими веками позже. Митрополит Антоний Сурожский пишет: «Есть праздники, которые говорят нам о каком-то внутреннем событии, историческая обстановка которых не ясна. Таков праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Чтобы исторически, в древнем Иерусалиме, действительно случилось то событие, которое описывается в богослужебной песне — едва ли возможно». А протоиерей Константин Пархоменко поясняет: «Потому что если бы такое событие на самом деле произошло, если бы девочку ввели во Святая святых, то иудеи устроили бы такое, что девочка и в живых-то не осталась бы. Могли бы убить и первосвященника, который дерзнул это сделать. И уж в любом случае скандал был бы таким, что нашел бы отражение в исторических хрониках. Однако о таком событии не сказано нигде и ничего». Иудеи так оберегали святое место, что когда первосвященник однажды в год, в день Йом-Кипур входил во Святая Святых, к его ноге привязывали веревку, чтобы, если он умрет, вытащить его оттуда, только чтобы никто туда не входил… Даже более того, если бы он вошел без ритуальной надобности во святилище, то есть на большую территорию предваряющую Святое святых, то его должны были бы отдать на порку плетями. Что же касается женщин, то они могли находиться только в так называемом женском притворе.

Доцент Минской духовной академии, кандидат исторических наук и богословия Юрий Иванович Рубан так пишет в своей статье «Одушевленный храм»: «… о великом предназначении этой скромной Девочки никому не было известно, в противном случае Ее жизнь оказалась бы под угрозой. Мы прекрасно знаем, как поступил Ирод, ставленник римского Сената, узнав о рождении «законного претендента» на иерусалимский престол…»

Важно заметить, что Введение во Храм – один из самых поздних двунадесятых праздников Восточной Церкви, и в число таковых он попал уже после XIV века, хотя без особой торжественности отмечался начиная с VIII века. На Западе он называется «Преставление (Богу) Благословенной Девы Марии»

Но все это не так важно. Важно то, что подчеркнул протопресвитер Александр Шмеман: «Если Своим Храмом Бог отныне избрал Человека, то в особом и самом буквальном смысле таким храмом Бога была Дева Мария: ибо рожденное от Нее Свято есть… Она, Ее тело есть Храм, воздвигнутый самим же Ветхим Заветом, всей его святостью, ожиданием спасения, верностью Богу – сделавшей возможным соединение Бога с Человеком и в этом смысле – Она есть плод Ветхозаветного Храма: той связи с Богом, которая осуществилась через него».

Однажды Дева Мария пришла в Иерусалимский храм, и разве принципиально, входила Она во Святилище или нет? Важно то, что Господь избрал Ее и предопределил стать Богородицей. Житийной традиции присуще некоторое приукрашение, но если мы посмотрим на важнейшие события евангельской истории – они происходили тихо и смиренно. На вечерне мы поем: «Свете Тихий святыя Славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе». И, конечно же, события жизни Богородицы тоже были освящены этим Светом тихим; Она смиренно и сокровенно несла свое служение избранного сосуда человеческого рода, избранницы, перенявшей от Ветхозаветного Храма благодатную роль соединения Бога и человека, человека и Бога.

Пресвятая Богородице, моли Сына Твоего, Христа Бога нашего спастися душам нашим.

Всего вам доброго, дорогие телезрители, с Праздником!

Чтение Апостола, 52

Послание к Евреям (глава 9, стихи 1-7)

ратия!> первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». За второю же завесою была скиния, называемая «Святое святых», имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним — херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. При таком устройстве в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение, а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

Евангелие дня, 52

Святое Евангелие от Луки (глава 10, стихи 38-42; глава 11, стихи 27,28)

В продолжение пути их пришел Он <Иисус> в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. <…> 11. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Духовное чтение на 4 декабря 2018 года

Свт. Филарет Московский

Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие

Но приметьте: она говорит околичностями, ублажает чрево и сосцы, а не произносит имени Той, Которую прославляет. Почему? — Без сомнения потому, что не знает Ее ни в лицо, ниже по имени.

Другие знали Мариам и в лицо, и по имени, потому что не могли не знать сего, и, несмотря на сие оставались в самом странном о Ней неведении. Послушайте, что говорят сограждане и соседи Иисуса и Марии. Откуду сему премудрость сия, и силы? (Следственно, они слышат премудрость Иисуса, видят чудеса Его, признают их и побуждаются ими узнавать все, что до Него касается.) Не Сей ли есть тектонов сын? Не Мати ли Его нарицается Мариам (Мф. 13, 54-55)? Видите, они не умеют даже сказать: Иосиф, сын Давидов, Мария, дщерь Давидова; они знают только то, что в глазах: что Иосиф есть ремесленник, что Мария есть — Мария. Как же не знают они даже того, что евреи так заботливо старались знать и о себе, и о других? Как не знают рода и происхождения Марии? — Не иначе можно изъяснить сие, как тем, что Пресвятая Дева, не желая ни в чем являться человеком, не ища никакого человеческого утешения, не хотела и того, чтобы в уничижении бедности Своей утешать Себя пред человеками достоинством Своего рода, и потому не делала гласным Своего происхождения так же, как Своей добродетели и благодати.

 

Проповедь Пастырей, 52

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 4 декабря 2018 года

… Часто правильное с точки зре­ния человеческой оказывает­ся неправильным перед Бо­гом. Даже угодники Божии быва­ют неправы. Ничего необычного в этом нет, потому что все, кроме Бога, грешны, только степень греха разная. Большинство людей, живу­щих в мире, вполне добропорядоч­ны, не опаздывают на работу, чест­но трудятся, довольствуются тем, что у них есть, не участвуют в улич­ных беспорядках, в меру пьют и со­всем не курят. Все у них вроде бы в порядке, но при этом жизнь их ни­как нельзя признать соответствую­щей евангельскому идеалу и то, что они делают, оказывается бесполез­но и вредно. В чем же тут вред? Ко­му от этого плохо? А плохо, прежде всего, самому челове­ку, потому что он не знает молитвы, воздержания, послу­шания, не знает благодати Божией, то есть он не знает са­мого главного. Лучше бы он делал в десять раз меньше, но это главное знал.

32

Духовное чтение на 4 декабря 2018 года

Духовное чтение на 4 декабря 2018 года