Духовное чтение на 7 декабря 2018 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 7 декабря 2018 года.

• Жития святых – Священномученик Евграф Еварестов, пресвитер;
• Чтение Апостола – Второе послание к Титу (глава 1, стихи 15,16; глава 2, стихи 1-10);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 19, стихи 12-28);
• Проповедь пастырей – Из проповеди протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 55

Священномученик Евграф Еварестов, пресвитер

Священномученик протоиерей Евграф Еваре́стов родился в 1857 году в Самарской губернии в семье сельского священника. Закончив Самарскую духовную семинарию, он поступил на должность преподавателя русского и церковнославянского языков в Самарское духовное училище. В 1885 году он закончил Казанскую духовную академию и два года служил помощником инспектора в Уфимской духовной семинарии. В 1887 году в Уфе будущий священномученик был рукоположен в сан диакона и затем в сан иерея.

Все свое пастырское служение со дня хиротонии и до самой мученической кончины отец Евграф совершал в Уфимском Воскресенском кафедральном соборе. До конца жизни продолжалось и его преподавание в стенах Уфимской духовной семинарии. В 1900 году отец Евграф был возведен в сан протоиерея и назначен на должность настоятеля Воскресенского собора.

В Церкви отец Евграф проявил множество своих талантов: он был выдающимся проповедником, активно участвовал в епархиальной и общественной жизни. Дважды он избирался депутатом духовного ведомства в Уфимскую Городскую думу. Был членом губернского Статистического комитета, казначеем Православного Миссионерского Общества, начальником Противораскольнической миссии, членом Восточно-русского культурно-просветительского общества, председателем Уфимской экзаменационной комиссии для кандидатов в священный сан.

Множество поучений и проповедей было произнесено им в кафедральном соборе и во время миссионерских поездок по уездам Уфимской епархии; более 30 из них опубликованы в Уфимских епархиальных ведомостях. В семье протоиерея Евграфа Еварестова и его супруги Анны Васильевны родилось 15 детей.

В 1914 году протоиерей Евграф Еварестов был награжден «за службу по гражданскому ведомству» орденом святого Владимира 3-й степени. Это награждение дало право семье отца Евграфа на потомственное дворянство.

В 1918 г. все уфимское духовенство хлебом-солью встретило Белую армию, освободившую летом город Уфу от большевиков. В соборе служились благодарственные молебны, молебны о спасении Отечества. При храмах епархии, в том числе при Воскресенском соборе, были организованы сборы одежды, белья и денежных средств для Белой армии, устроен лазарет. Матушка Анна Васильевна принимала участие во всех этих трудах. За эту деятельность отец Евграф подвергался аресту, из-под которого, вероятно, был освобожден контрнаступлением армии Колчака в марте 1919 г.

Четыре сына отца Евграфа служили в Армии Колчака: двое из них пошли добровольцами, двое были мобилизованы. С Армией Колчака ушли две дочери отца Евграфа – одна была замужем за прокурором Суда Западной армии Колчака, вторая – замужем за инженером, офицером при Армии Колчака.

9 июня 1919 г. красные окончательно взяли Уфу. Отец Евграф был арестован в своем доме 18 ноября 1919 г. красноармейцами-латышами. Они ворвались с черного хода и сразу же стали обыскивать квартиру. Забрали все мало-мальски ценные вещи, награды, документы, фотографии и увели с собой священника.

По обвинению в «агитации в пользу Колчака» отца Евграфа приговорили к расстрелу с конфискацией имущества. В обвинительном заключении следователь написал: «… гражданин Евграф Еварестов обвиняется 1) как член монархической организации Михайла Архангела, вина эта его удваивается ибо он поп; 2) как член и учредитель агитационного Просветительного Общества течения Колчака, что являлось определенной Правительственной агитацией в пользу Колчака и затемнение Народных масс, которыя он и без того затемнял как поп; 3) в добровольных пожертвованиях на Народную Армию; 4) участник сборов разного имущества как то: одежды и белья в своем приходе на Народную армию; 5) в родственных связях с активными белогвардейцами; 6) в ложно злостных показаниях при допросе. Находя Еварестова врагом Советской власти, принесша много вреда и способного его приносить, предлагаю его РАССТРЕЛЯТЬ».

Приговор был приведен в исполнение 7-8 декабря 1919 г. Священномученика вели на расстрел в одном нижнем белье, босиком по снегу. Через некоторое время арестовали и вдову священника, а детей зимой, в страшный холод выслали в Катав-Ивановский завод, что в Челябинской области.

Братья и сестры, сокращать в этом житии было просто нечего. Стоит только удивляться силе, энергии и масштабу личности священномученика Евграфа. Бог дает всем людям по силам послушания и испытания. Кем только не был святой Еваграф: от депутата и отца 15-ти детей, до прекрасного проповедника и священномученика. Да, есть и современные жития, образ которых примерить на себя просто не представляется возможным. Потому что размах деятельности и глубина духовных качеств героя нашего повествования с нами не сравнимы. Но надо помнить, что с каждого из нас Господь спросит по мере сил, по мере того, что нам было дано и открыто.

Священномучениче Евграфе, моли Бога о нас.

Чтение Апостола, 55

Второе послание к Титу (глава 1, стихи 15,16; глава 2, стихи 1-10)

Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу. 2. Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: Чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. Юношей также увещевай быть целомудренными. Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве — чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого. Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.

Евангелие дня, 55

Святое Евангелие от Луки (глава 19, стихи 12-28)

казал Господь притчу сию:> Некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: «употребляйте их в оборот, пока я возвращусь». Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: «не хотим, чтобы он царствовал над нами». И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел. Пришел первый и сказал: «господин! мина твоя принесла десять мин». И сказал ему: «хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов». Пришел второй и сказал: «господин! мина твоя принесла пять мин». Сказал и этому: «и ты будь над пятью городами». Пришел третий и сказал: «господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял». Господин сказал ему: «твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?» И сказал предстоящим: «возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин». И сказали ему: «господин! у него есть десять мин». «Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною». Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.
(Св. Евангелие от Луки 19:12-28)

Наставление, 55

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Однажды Господь наш Иисус Христос явился Своим ученикам и не сказал никакого слова нази­дания. Явился как бы для того, чтобы только их накормить. Они ловили рыбу целую ночь и ничего не поймали. А Господь указал то место, куда нуж­но было закинуть сеть, и они поймали сто пятьде­сят три огромных рыбы — этот улов был столь не­обычным, что апостолы даже сосчитали. И вот уже две тысячи лет мы все слышим: сто пятьдесят три, сто пятьдесят три, сто пятьдесят три — такое сви­детельство истины этого события.

Этот эпизод содержит для нас великое назида­ние и утешение. Каждый из людей внутри своего сердца сам решает, идет ли он за Христом, или он просто ходит в церковь. Потому что можно ходить в церковь и не идти за Христом. Это встречается сколько угодно: можно быть хорошим, трудолюби­вым человеком, можно быть прекрасным семьяни­ном, можно быть умным и воспитанным, и ходить в храм, и постоянно участвовать в таинствах церковных — а за Христом не идти. Потому что шествие за Христом — это шествие всегда в гору: одновременно и на Фавор, и на Голгофу. Если это не при­сутствует в жизни человека, то, значит, он еще не ученик Христов.

И вот Господь тому, кто оставил все и последовал за Ним, кто действительно не заботится о том, что ему есть, и что пить, и во что одеться, и так ли все склады­вается, как он хочет, а ищет только одной воли Его, — Господь такому человеку, ученику Своему, подает все, и даже Сам готов предложить такому человеку ужин, и Сам этому человеку готов за ужином служить. Этот эпизод имеет таинственный смысл, весьма утешительный для всех тех, кто пошел за Христом. Господь дей­ствительно с ними и заботу Свою о них не оставляет никогда и ни в чем. Но этого блага сподобляется только ученик Христов. Потому что Церковь Божия принадлежит уже новому веку — восьмому дню. А для того, кто пребывает еще в дне седьмом, для него Господь почил от дел Своих, поэтому ему самому приходится в поте лица зарабатывать хлеб свой насущный, надеяться только на себя, потому что Бог-то очень далеко, так далеко, что Его даже и не слышно. Вопит человек от земли к небу, а небо молчит, ничего не отвечает до тех пор, пока не уверует человек во Иисуса Христа, Сына Божия, Который пришел для того, чтобы его спасти от всего ужаса этой тягомотной жизни, где все человеку плохо. Почему плохо? Потому что все то хорошее, что создал Бог, человек сломал, разрушил, изуродовал, испортил.

35

Духовное чтение на 7 декабря 2018 года

Духовное чтение на 7 декабря 2018 года