Духовное чтение на 8 декабря 2018 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

В сегодняшний субботний день предлагаем Вам к духовному прочтению следующие рубрики, включающие в себя:

• Жития святых – Священномученик Климент, папа Римский;
• Чтение Апостола – Послание к Филиппийцам (глава 3, стихи 20,21; глава 4, стихи 1-3);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 10, стихи 19-21);
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 56

Священномученик Климент, папа Римский

Братья и сестры, сегодня мы обратимся к Преданию Церкви об одном из мужей апостольских. Таким образом именуются авторы ряда раннехристианских текстов второй половины I и II века. Наименование «апостольские мужи» подчеркивает их прямую связь с апостолами, которых многие из них знали лично.

Священномученик Климент Римский. Исторических свидетельств о нем сохранилось мало. Возможно, именно будущий епископ упоминается апостолом Павлом в его Послании к Филиппийцам. Тертуллиан сообщает, что Климент Римский был рукоположен святым апостолом Петром. Ириней Лионский упоминает Климента как современника апостолов. Согласно Евсевию, Климент был предстоятелем Римской церкви с 92 по 101 годы.

Согласно житию святого Климента, написанному на основе раннехристианских источников, он происходит из знатной римской семьи. Вскоре после рождения Климента в 30-х годах по Р. Х. его мать и два брата отправились по морю из Рима в Афины, попали в кораблекрушение, выжили, но потеряли друг друга. Мать Климента, оплакивая потерю детей, осталась на одном из островов Восточного Средиземноморья; малолетние же братья оказались в Иудее и были там усыновлены. Через некоторое время отец Климента отправился разыскивать пропавших членов семьи, решив не возвращаться в Рим, пока не отыщет их. Климент же взрослел в Риме, изучая науки и скорбя о пропавших родичах. Ни языческая религия, ни философия не могли дать ему удовлетворительного ответа на вопрос о том, что происходит с людьми после смерти. Когда Клименту исполнилось 24 года, он услышал о пришествии Христа в мир и решил узнать подробнее о Его учении, для чего отправился на восток. В Александрии он слушал проповеди апостола Варнавы, а в Иудее нашел святого апостола Петра, принял от него крещение и присоединился к его ученикам (среди которых оказались и пропавшие братья Климента, им не узнанные). Затем, по усмотрению Божию, во время путешествия апостола Петра были встречены мать, а потом и отец Климента; при участии апостола семья воссоединилась, родители приняли крещение. Климент стал одним из ближайших сподвижников Петра и был рукоположен им в епископы, а около 91 года, после смерти епископа Анаклета, возглавил Римскую церковь. Мудро управляя церковью во времена волнений и усобиц в Риме, Климент прославился многочисленными обращениями ко Христу, благодеяниями и исцелениями.

В период очередной волны гонений на христианство Климент был поставлен перед выбором: принести жертву языческим богам или быть отправленным в изгнание на каторжные работы. Он сделал свой выбор. Прибыв в каменоломни близ крупного античного города Херсонес Таврический (нынешнего Севастополя), отождествляемые обычно с Инкерманскими каменоломнями, Климент нашел там большое число ранее осужденных христиан. Работая среди них, Климент утешал их и наставлял. Рядом с местом работы не было воды, из-за чего каторжане терпели значительные неудобства; вследствие молитвы святого Господь открыл водный источник. Слух о чуде распространился по всему Таврическому полуострову, и многие туземные обитатели приходили креститься. Климент всякий день крестил до 500 язычников, и число христиан так увеличилось, что для них потребовалось устроить до 75 новых церквей; языческие идолы были разбиты, а капища — разрушены. Конечно, такой успех христианства не мог остаться незамеченным в языческой Империи. В Херсонес для наведения порядка императором Траяном был направлен специальный посланник, который приказал привязать Климента к якорю и утопить в море, дабы последователи не нашли его тела. Что и было сделано. Однако через некоторое время, по молитвам учеников Климента и остального народа, море отступило от берега на три стадия (т.е. около пятисот метров), и люди нашли тело мученика.

Святому Клименту приписывалось авторство двух посланий (1-е и 2-е к Коринфянам), направленных им в качестве епископа Рима христианской церкви в Коринфе. В III и IV веках большинство христианских авторов рассматривало Первое послание к Коринфянам как каноническую часть Нового Завета и оно читалось на воскресных службах наряду с Новым Заветом.

О чем же писал в то время святой Климент? О проблеме актуальной и по сей день:

«Вся слава и широта дана была вам, и исполнилось, что написано: «он ел и пил, разжирел и растолстел, и сделался непокорен возлюбленный». А отсюда ревность и зависть, вражда и раздор, гонение и возмущение, война и плен. Таким образом, люди бесчестные восстали против почтенных, бесславные против славных, глупые против разумных, молодые против старших. Поэтому удалились правда и мир, — так как всякий оставил страх Божий, сделался туп в вере Его, не ходит по правилам заповедей Его, и не ведет жизни, достойной Христа, но каждый последовал злым своим похотям, допустив снова беззаконную и нечестивую зависть, чрез которую и смерть вошла в мир».

Братья и сестры, да сохранит нас Господь от зависти, молитвами святого Климента.

Священномучениче Клименте, моли Бога о нас.

Чтение Апостола, 56

Послание к Филиппийцам (глава 3, стихи 20,21; глава 4, стихи 1-3)

ратия!> Наше … жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё. 4. Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные. Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе. Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни.

Евангелие дня, 56

Святое Евангелие от Луки (глава 10, стихи 19-21)

казал Господь Своим ученикам> Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

 

Поучение, 56

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 8 декабря 2018 года

… Злое чувство раздражительности, кото­рое мы испытываем в отношении наших ближних, обычно рядится в одеж­ды справедливости. Справедливость эта носит характер чисто коммунистический: всем все поровну. Но это невозможно, по­тому что один человек большой, другой по­меньше, и у всех разное и умственное раз­витие, и душевное.

А почему же Господь так сложно все устро­ил? Было бы очень справедливо, наверно, ес­ли бы все были одинаковые. Действительно, представим себе, что у двери одна створка выше другой на пятнадцать сантиметров. Мы ведь воспринимаем это как некое урод­ство. Но с другой стороны, мы замечаем, что в том, что создал Господь, никогда нет полной симметрии. Наоборот, все отличается друг от друга. Даже там, где и предполагается сим­метрия, в листе дерева или в человеческом лице, на самом деле ее нет. И скульпторы прекрасно знают, что, если сделать симмет­ричное лицо, оно сразу окажется неживым. То есть хотя человек и воспринимает симмет­рию как некий порядок и гармонию, в Богом созданном мире это не так.

Просто человек немощен, и в попытках устроить как-то и общество, и семью он на эту симметрию опирается, стре­мится к порядку чисто внешнему. Но эти попытки всегда терпят фиаско, потому что, если даже и удастся такой по­рядок, он может возникнуть только на основе зла, только на основе принуждения, только на основе насилия. А Гос­подь хочет совсем иного. Господь хочет, чтобы связующим веществом между людьми и вообще всеми живыми тваря­ми была любовь, которая как раз и предполагает отсут­ствие симметрии.

Ребенок маленький — а папа большой, жена слабая — а муж сильный. И за счет того, что сильный может помочь слабому, за счет того, что слабый может смириться и по­просить сильного, только и возможно проявление любви. Один терпит свою болезнь и не ропщет, а другой за ним ухаживает и все, чего он не может, делает за него. И то, что возникает между ними, и есть любовь. Это взаимное служение и смирение друг перед другом есть то искомое, чему должен человек научиться в результате своей жизни. Это есть самое главное, это есть «едино на потребу», чему Господь пришел научить человека.

36, желтый 2

Духовное чтение на 8 декабря 2018 года

Духовное чтение на 8 декабря 2018 года