Духовное чтение на 10 декабря 2018 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 10 декабря 2018 года. На его страницах Вы можете подкрепиться следующей духовной пищей:

• Жития святых – Иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение»;
• Чтение Апостола – Послание к к Евреям (глава 3, стихи 5-19);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 19, стихи 37-44);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 51

Иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение»

Дорогие братья и сестры! Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои. На груди Ее на фоне круглого щита (или сферы) – благословляющий Божественный Младенец, Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу Ее самых первых иконописных образов, который обозначается латинским термином Оранта, Молящаяся. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопе́и», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящей на троне и держащей обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем «Зна́мение», появились на Руси в XI–XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли к стенам Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь архиепископ Новгородский Илия услышал дивный голос, повелевающий ему взять из церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который мы празднуем и доныне. Кандидат исторических наук и богословия Юрий Иванович Рубан так пишет об этом торжестве: «Таким образом, праздник установлен в память одного из эпизодов кровавой и братоубийственной междоусобицы в раздробленной Киевской Руси, когда один “православный” князь шел на другого, и каждый из них призывал себе в помощь Христа и Богоматерь! (Если защищающиеся еще могли быть оправданы, то нападавшие подобными молитвенными призывами явно кощунствовали) […] Учредив этот праздник (праздник для новгородцев, но не для их противников!), во время которого мы вспоминаем, как не должны вести себя христиане, Церковь сделала его грозным предостережением всем последующим поколениям».

Многочисленные списки с иконы «Знамения» известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относится и икона Богородицы «Знамение» Царскосельская. Этот список сам по себе тоже имеет удивительную историю, но ее мы поведаем в другой раз. Некоторыми подробностями письма она отличается от других известных икон «Знамения». Несмотря на древность, в ней поражает необыкновенная ясность очертаний, живость цветов и теней. Святой лик отражает и глубокое смирение Пренепорочной Девы и величие Царицы Небесной,  милосердие и строгость. Именно перед этой иконой молятся сейчас студенты Санкт-Петербургских духовных школ. Ваш покорный слуга тоже преклонял колени перед этим святым образом в минуты краткого перерыва между экзаменами или в периоды духовной брани. Пресвятая Богородица всегда помогала нам и не оставляла семинаристов без своего покровительства. Хочется еще и еще раз поблагодарить Пречистую Деву за Ее ходатайство за нас грешных.

Пресвятая Богородице, помогай нам!

Чтение Апостола, 51

Послание к к Евреям (глава 3, стихи 5-19)

ратия!> Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца. Почему, как говорит Дух Святой, «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой». Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота». Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак, видим, что они не могли войти за неверие.

Евангелие дня, 51

Святое Евангелие от Луки (глава 19, стихи 37-44)

… Когда Он <Иисус>приблизился к спуску с горы Елеонской, всё множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних! И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют. И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то́, что ты не узнал времени посещения твоего.

Проповедь пастырей 51

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Протоиерей Димитрий Смирнов

… Господь предупреждал Своих учеников и через слово Божие предупреждает и нас с вами, если мы хотим быть учениками Христовыми: не будет для нас бесконечного блага на земле, а, наоборот, каждого христианина в жизни ждет страдание, и только тот, кто до конца претерпит, тот спасется.
Часто у человека бывают какие-то тяжелые жизненные обстоятельства, и он терпит год, два, восемь лет, а потом говорит, нет, я больше не могу, все бросает, и все идет насмарку. Это похоже на то, как камень нести в гору, дойти до середины, а по­том бросить: камень скатывается вниз, и весь труд, который затрачен, впрок не идет. Или воспитывать дитя лет до пяти, а потом отдать в детский сад на пя­тидневку, в школу на продленку — и то, что за­тратили в эти пять лет, пройдет даром. А бывает ина­че: человек всю жизнь вел себя не по-христиански, но, будучи уже пожилым, опомнился, пришел в цер­ковь, начал жизнь праведную — и, хотя он трудился гораздо меньше, Господь его принимает, потому что он с того места, как опомнился, дошел до конца. Важно именно до конца.

Некоторые говорят: я родил столько-то детей. Хорошее дело. А сколько ты воспитал? Родить хоть и больно, и выносить трудно, но это всего лишь год. А самое трудное — научить доброму, человеком сделать. Кто может похвалиться тем, что его дети стали настоящими людьми, православными христианами, чистыми, хорошими, скромными? Русская пословица говорит: «Цыплят считают по осени». Что толку, если у тебя шестьдесят цыплят? Сколько осенью останется: пятнадцать, двадцать или все шестьдесят — вот что играет роль. Поэтому Богом проверяется верность именно до конца.

Вот сейчас мы в мирное время живем, а пройдет некоторое время — опять гонения начнутся, опять будут настоящих христиан хватать, бить. Так происходило уже на протяжении двух тысяч лет, потому что человек по своей природе заражен грехом. Видать, ничего доброго нам в будущем ждать нельзя, все в один момент может перевернуться, ведь в сердце человека очень много зла накопилось, а добра совсем нет, и его неоткуда брать. Хотя мы, как люди православные, стремимся, чтобы зло из нашего сердца ушло, а добро прибавилось, но от этого нам жить среди этого мира совсем не легче, а тяжелее. Но надо обязательно претерпеть все до конца. И если мы до конца претерпим, то душу свою спасем.

35

Духовное чтение на 10 декабря 2018 года

Духовное чтение на 10 декабря 2018 года