Духовное чтение на 12 декабря 2018 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 12 декабря 2018 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Преподобный Акакий Синайский;
• Чтение Апостола – Послание к Евреям (глава 5, стихи 11-14; глава 6, стихи 1-8);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 20, стихи 1-8);
• Толкование Евангелия – Блж. Феофилакт Болгарский;
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 53

Преподобный Акакий Синайский

Дорогие братья и сестры! Обратимся к увлекательнейшему аскетическому труду преподобного Иоанна Лествичника — «Лествице».

Написана она в конце VI века по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря, и представляет собой руководство к самосовершенствованию. Образ «Лествицы» был заимствован преподобным из Библии, где описано видение лестницы Иакова, по которой восходят с земли на Небо ангелы. Сочинение, конечно же, относится к разряду аскетической литературы. Святитель Димитрий Ростовский так характеризует сочинение преподобного Иоанна:

«”Лествица” святого Иоанна отличается глубокой духовной опытностью, с которой соединено глубокое знание Священного Писания. Редкую мысль высказывает Лествичник без того, чтобы не осветить ее прямым или косвенным указанием на Святое Писание. Сочинение Иоанна написано языком простым, но чистым и живым, – в немногих словах выражает многое, и потому полно силы. Потому-то “Лествица” святого Иоанна и была всегда настольною книгою для иноков, живущих в общежитии».

Подчеркнем еще раз: «Лествица» – книга для монахов и про монахов. Конечно, для многих, и для меня в том числе, эта книга по какой-то неведомой причине стала одной из первых на пути становления христианином. Но, честно говоря, это чтение для зрелых христиан, которые умеют отличать монашескую аскетику от евангельского христианства.

Ко всему прочему преподобный в своей книге увековечил память ряда святых, которых мы теперь поминаем в наших святцах. К таким святым относится и преподобный Акакий, которого мы вспоминаем сегодня.

Вот отрывок из «Лествицы», повествующий о святом Акакии, который мы находим в слове 4-м «О послушании»:

«Великий Иоанн Савваи́т сообщил мне вещи, достойные слышания; […] Он рассказал мне следующее. “В обители моей в Азии (ибо оттуда пришел сей преподобный), в которой я находился, прежде нежели пришел сюда, был один старец весьма нерадивой жизни и дерзкого нрава; говорю сие, не судя его, а дабы показать, что я говорю правду. Не знаю, каким образом приобрел он себе ученика, юношу, именем Акакия, простого нрава, но мудрого смыслом, который столько жестокостей перенес от сего старца, что для многих это покажется невероятным; ибо старец мучил его ежедневно не только укоризнами и ругательствами но и побоями; терпение же послушника было не безрассудное. Видя, что он, как купленный раб, ежедневно крайне страдает, я часто говаривал ему, при встрече с ним: “Что, брат Акакий, каково сегодня?” В ответ на это он точас показывал мне иногда синее пятно под глазом, иногда уязвленную шею или голову; а как я знал, что он делатель, то говаривал ему: “Хорошо, хорошо, потерпи и получишь пользу”. Прожив у своего немилосердного старца девять лет, Акакий отошел ко Господу и погребен в усыпальнице отцев. Спустя пять дней после этого наставник его пошел к одному, пребывавшему там великому старцу, и говорит ему: “Отче, брат Акакий умер”. Но старец, услышав это, сказал ему: “Поверь мне, старче, я сомневаюсь в этом”. “Поди и посмотри”, — отвечал тот. Немедленно встав, старец приходит в усыпальницу с наставником блаженного оного подвижника, и взывает к нему, как бы к живому (ибо поистине он был жив и после смерти), и говорит: “Брат Акакий, умер ли ты?” Сей же благоразумный послушник, оказывая послушание и после смерти, отвечал великому: “Отче, как можно умереть делателю послушания?” Тогда старец, который был прежде наставником Акакия, пораженный страхом, пал со слезами на землю; и потом, испросив у игумена лавры келлию близ гроба Акакиева, провел там остаток жизни уже добродетельно, говоря всегда прочим отцам: “Я сделал убийство”».

Вот такое повествование, братья и сестры. Конечно, при должном подходе этот рассказ может стать очень поучительным. Но только нам, людям живущим в миру, нельзя пример святого Акакия проецировать на жизнь в обществе буквально. Одно дело – монахи, дающие обет послушания и вверяющие свою духовную жизнь под руководство старцев, а другое дело – жизнь в миру людей, призванных к стяжанию рассудительности и самостоятельности в принятии духовных решений. Несомненно, послушание является одной из главных христианских добродетелей, так как оно непосредственно связано со смирением. Только послушание в миру – это чаще всего послушание не старцу или духовнику, а послушание своим близким. Для мужа это послушание долгу обеспечивать свою семью, любить и заботиться о домочадцах, для жены и хозяйки послушание – хранить семейный очаг, согревать любовью всех домашних, нести первостепенные труды в заботе о детях. Для детей – послушание родителям, благоразумие и честность. Да проще говоря, для нас, живущих в миру, добродетель послушания – это в первую очередь послушание Священному Писанию. В семье, на работе, на отдыхе. Согласитесь, ведь очень заманчива мысль о послушании некоему старцу, которого духовное чадо видит несколько раз в год? «Отпослушался» пять раз в год, вот и хорошо, совесть чиста. А то, что христиане призваны каждый день трудиться для ближних, и через это хоть на сантиметр сдвигать свой крест в сторону спасения – это вроде как и неважно. Да не будет так у нас, братья и сестры.

Преподобне отче Акакие, моли Бога о нас.

Чтение Апостола, 53

Послание к Евреям (глава 5, стихи 11-14; глава 6, стихи 1-8)

ратия! О Мелхиседеке> надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались не способны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. 6. Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. И это сделаем, если Бог позволит. Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы — негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение.

Евангелие дня 53

Святое Евангелие от Луки (глава 20, стихи 1-8)

В один из тех дней, когда Он <Иисус> учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами, и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию? Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: крещение Иоанново с небес было, или от человеков? Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: «с небес», то скажет: «почему же вы не поверили ему?» А если скажем: «от человеков», то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк. И отвечали: не знаем откуда. Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Духовное чтение на 12 декабря 2018 года

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 1-8 В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами, и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию? Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: крещение Иоанново с небес было, или от человеков? Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему? а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк. И отвечали: не знаем откуда. Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю

Господь, со славой вошедший во Иерусалим, в доказательство Своей власти творит то, что дом Отца Своего очищает от торгашей. Он сделал это и в начале проповеди, как говорит евангелист Иоанн (2, 13-18). А теперь снова делает то же, во второй раз. Это служит к большему обвинению иудеев, что они не уцеломудрились от первого Его открытого вразумления, но продолжали торговать в храме и называли Его противником Божиим, тогда как Он почитает Отца и Бога до такой степени, что дом Его очищает от торгашей. В обличение их Он приводит и слова Исаии: «дом Мой назовется домом молитвы» (56, 7). А они безумно спрашивают Его: «какою властью Ты это делаешь?» Однако же им можно было понять, что поскольку Он привел слова пророка во свидетельство, что дом Божий есть дом молитвы, а не торжище и вертеп разбойников (ибо любостяжание и торгашество свойственны разбойникам), то какая же, наконец, нужда спрашивать Его, какой властью Он это делает, когда можно прямо заключить, что так повелевает Бог чрез пророка? А они спрашивают: «какою властью Ты это делаешь»? Закон, – говорят, – распоряжаться в храме предоставил происходящим от Левии, как же Ты, не происходящий от Левиина колена, делаешь это и похищаешь священные права? Но, о иудеи, вспомните слова Давида: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109, 4). Мелхиседек назван священником. А Мелхиседек не был священником ни по Закону, ни по происхождению от Левиина колена. Ибо как быть сему, когда он за столь много лет был прежде Левия? Потом, с чего ты требуешь от Христа порядка законного? Бог законам не подлежит. Когда нужно было, Он повелел, чтобы священники были из колена Левиина, а теперь отменяет тот закон и предызбирает священство Мелхиседека. Поэтому и продающих жертвенных животных, как-то: овец и голубей, Он выгоняет, с одной стороны, чтоб сохранить благолепие и благоприличие храма, а с другой, чтоб и то показать, что не должно уже веровать в умилостивление Бога жертвами животными. Итак, Господу легко было ответить им, что «так сказано», и сказать, что так повелевает пророк, или лучше, Бог. Однако ж, чтоб обличить их в постоянном противлении Духу Святому и в том, что они не хотели веровать не только древнему пророку Исаии, быть может, или и забытому, но и так недавно явившемуся, почти невещественному и бесплотному Иоанну, для сего на вопрос их со своей стороны дает им настоящий, достойный удивления, вопрос. Сим вопросом Он и им заграждает уста, и нам показывает, что если они не поверили такому пророку, каков Иоанн, по их мнению больший Его, когда сей свидетельствовал о Нем, то как же поверили бы они Его ответу на то, какой властью Он это делает? Ибо, что бы Он ни сказал, они, во всяком случаев могли перетолковать это и осмеять, подобно тому, как они презрели и слова Иоанна, бывшего у них в большой славе.

 

Наставление, 53

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 12 декабря 2018 года

… Русские люди говорят: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет». Но Царствие Небес­ное не в том, чтобы лоб расшибать, а в том, чтобы стать учеником Хри­стовым. Поэтому выбор есть. Вот и смотри, как ты будешь: ловчить, жить для себя или для Бога? Понят­но, что обмануть тут все равно ни­кого не удастся, потому что в Цар­ствие Небесное Бог Себе берет Сам. Он Сам знает, кто есть Его ученик, Он Сам знает, кто принадлежит к Его Церкви. А мы все, ес­ли хотим, можем туда устремляться или не устремляться. Это наш собственный выбор, обвинять нам некого, пото­му что нам дано все. И если мы, несмотря на все свои за­блуждения, несмотря на все свои грехи, недоумения, бу­дем смиряться и просить у Бога, тогда Господь услышит нас и поможет.

Заглавие, окончание 33

Духовное чтение на 12 декабря 2018 года

Духовное чтение на 12 декабря 2018 года