Духовное чтение на 14 декабря 2018 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 14 декабря 2018 года.

• Жития святых – Пророк Наум;
• Чтение Апостола – Послание к Евреям (глава 7, стихи 18-25);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 20, стихи 19-26);
• Проповедь пастырей – Из проповеди протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 55

Пророк Наум

Дорогие братья и Сестры! Сегодня мы обратимся к Ветхому Завету. Святой пророк Наум – один из 12-ти малых пророков, родом из селения Елкоша́, города в северном Израиле. Время его жизни относится к VII в до Р. X.. Книга пророка Наума представляет собой последовательное изложение грозного определения Божия о погибели Ниневии за то, что из нее произошел Сеннахири́м, умысливший зло против Господа, а Иудейскому царству в ней предсказывается освобождение от ига Ассирии. Затем следует описание осады и разрушения Ниневии. Разъясняется, что Ниневия заслужила такую участь своим идолопоклонством, особенно же своим развратом и колдовством. Каких-то дополнительных сведений о жизни пророка не сохранилось.

Вот как пишет пророк о Господе: Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания […] Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним. Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него (Наум. 1, 3,6,7).

Не правда ли, противоречивые определения для Господа? Он и долготерпелив, и не оставляет без наказания. Он и гневается страшно, и благ при этом, и будет убежищем в день скорби для надеющихся на Него. Святые отцы учат нас, что Бог неизменен, а значит, это не Он меняется, а меняется наше положение по отношению к Нему. Так же как и Солнце может быть и холодным, и теплым, и опаляющим, так же и Господь становится разным в зависимости от того, насколько мы стремимся свою волю сопоставлять с Божественной.

Но более всего хотелось бы поразмышлять на тему долготерпения Господня, о котором пишет пророк. Другой пророк, псалмопевец Давид, тоже писал о долготерпении Божием:

Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его (Пс.102, 8–11).

Важным условием милости Божией является страх Божий. Страх Божий – это не привычный нам животный страх боли и наказания, но смущение и стыд от самой возможности оскорбить любовь, обидеть дорогого, самого заботливого человека – отца. И долготерпение Божие в первую очередь заключается именно в ожидании от человека возвращения в достоинство сына. Мы все помним притчу о блудном сыне, вот пример долготерпения. Мы очень часто забываем о Боге и живем так, как будто Его нет. И в это время Господь долготерпит, ждет, пока мы вспомним о Нем, покаемся и снова станем сынами Божиими. И если бы не это долготерпение, ни у кого не было бы даже шанса на покаяние: за грех мы бы наказывались моментально.

Однако у долготерпения есть и опасная сторона. Когда человек творит зло, у него есть соблазн подумать, что зло уходит в никуда, что Бог этого не видит или что, раз Бог не реагирует, то не такое уж это и зло. Такое состояние, несомненно, является прелестью. Господь ждет от человека осознания и покаяния, а человек себя убеждает, что ничего плохого он не делает. Все мы, братья и сестры, периодически бываем в таком состоянии. Главное не испытывать долготерпения Господня: в каких-то случаях Господь очень медлит, а в каких-то и не очень.

Есть еще одна сторона Божия долготерпения, когда Он терпит не нас, а кого-то рядом с нами, от кого страдаем мы. В такие моменты Господь надеется на нашу праведность, на нашу способность потерпеть ближнего, пока тот образумится. Иногда приходится ждать долго, иногда всю жизнь, а многие из наших новомучеников и исповедников Российских так и не дождались народного вразумления при жизни. Братья и сестры, очень важно не начать роптать на Бога, когда мы долгое время видим ненаказуемое зло. Бог знает, кому и когда прийти к покаянию, или кому, за что и для чего попущены те или иные скорби и стесненные обстоятельства.

В Евангелии описан диалог, случившийся когда в одном из селений не захотели принять Господа Иисуса Христа и Его учеников: Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение . (Лк. 9, 54–56) Поэтому не наше дело желать кому-то злого воздаяния. А если оно приходит, наша задача молиться о тех, кого оно постигло, а не радоваться, как часто у нас бывает.

Любовь к врагам – одна из самых труднопостижимых евангельских заповедей. Но именно она раскрывается в долготерпении Божием. Преподобный Силуан Афонский говорил: «Господь смиренный и кроткий и любит создание Свое, и там, где Дух Господень, там непременно будет смиренная любовь к врагам и молитва за мир. И если ты не имеешь этой любви, то проси, и даст тебе Господь…»

Такая вот сложная антиномия. С одной стороны Господь обязательно наказывает зло в этом мире, хотя и медлит делать это, и терпит, и ждет покаяния. А с другой стороны – заповедь о любви к врагам. Мы не должны внутренне иметь второе дно, когда на первом лежит мнимая любовь, а на втором – желание мести и радость о наказании грешников. Нет. Святой Силуан говорит, что у нас, людей, должна быть только любовь. Долготерпение Божие по сути своей совершенное: ни секунды лишней, ни секундой меньше, и решение о наказании народов и стран Он принимает Сам в Себе. От нас требуется являть миру любовь, какой Бог любит всех нас, – любовь бескорыстную и безусловную.

Святый пророче Божий Науме, моли Бога о нас.

Чтение Апостола, 55

Послание к Евреям (глава 7, стихи 18-25)

ратия!> Отменение… прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. И как сие было не без клятвы, — ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: «клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека», — то лучшего завета поручителем соделался Иисус. Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.

Евангелие дня, 55

Святое Евангелие от Луки (глава 20, стихи 19-26)

И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу. И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком‐либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя. И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лицо, но истинно пути Божию учишь; позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете? Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.

Наставление, 55

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Как дом строят с фундамента, так фундамент нашего дня — это утренняя молитва. Надо помолиться Богу, постоять, попросить у Него помощи, вспомнить о своих грехах. Какие у меня есть грехи, чем я отгоняю от себя Бога Духа Святого, чем Его прогневляю? Зависть ли у меня, раздра­жительность, болтливость, истеричность, себялюбие? О чем мне надо у Бога просить, чтобы от чего Он меня предостерег? Не введи меня во искушение, избавь меня от лукавого. Господи, Ты меня избавь, очисти, сохрани, укрепи. Вот, день передо мной лежит, я хочу в этот день послужить Тебе. Как послужить? Хорошо в церковь прийти, помолиться, излить Богу свою любовь. Можно ради Господа, для того чтобы приблизиться к Нему, Евангелие почитать. Можно жития святых или святых отцов почитать. Это замечательно. Господь говорил: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Значит, ближнему чем-то угодить — не ради этого ближнего, а ради Господа. Он, видя наше такое усердие, благословит нас. Он увидит, что мы не себе угождаем. Кому охота к какому-то больному идти, куда-то ехать кого-то навещать? У самих дел полно. А человек отре­кается от себя. Раз ты себя посвятил, значит, в ущерб себе делаешь что-то, с кем-то возишься, кому-то помогаешь, хотя у тебя самого голова о другом болит. Что-то малое сделал — опять ради Господа: вот, Господи, прими это.

Еще как можно Богу послужить? Какое-нибудь искушение потерпеть. Каждый день случается что-нибудь для нас неприятное, бывает, даже горе нас посетит, или болезнь, или еще какая-то скорбь, или обидел кто-то. Но без воли Божией волос с головы человека не падает. Значит, надо вспомнить, как Господь учит это все преодолеть: со смирением, с терпением, с верою в то, что это с нами случается по нашим грехам; попросить у Бога терпения, чтобы помог преодолеть. Преодолел — опять не своей силой, а силой Божией — поблагодари Бога: слава Тебе, Господи. И среди дня надо всегда о Боге помнить, к Богу обращаться — например, перед едой помолиться. Ведь это же не мы выращиваем пищу, которую едим, кто-то нам готовенькое при­носит, какие-то дяди для нас делают, нам только сварить да съесть — вот вся задача. А выращивает-то Бог, это Он нас кормит, больше никто. И надо хоть поблагодарить Бога, помолиться. И так часто, перед каждым делом.

Вот незаметно день к вечеру подошел. Опять помолиться надо. День венчает вечерняя молитва. Вспомнить: сегодня день прожил, слава Богу; вот ложусь спать. Другие люди сейчас тоже ложатся, и многие сегодня умрут. А умру ли я сегодня? Могу и умереть, сердце остановиться может в любой момент. А может быть, Господь еще даст пожить. Чего я сегодня все-таки не сделал, что не докончил? Чем я согрешил? Может, обидел кого, может, рассердился, может, поленился, может быть, себя как-то особенно пожалел, позавидовал кому, обиделся на кого, не дай Бог, спаси и сохрани. Если что было, покаяться, сказать: Господи, прости, прости меня, нехорошо, скверно. Ты мне все дал, Ты для меня землю сотворил, Ты для меня солнце создал, Ты для меня Сына Единородного на смерть не пожалел, а я обижаюсь на кого-то, еще какие-то глупости делаю, каким-то тряпкам завидую, про­сто смешно и страшно. Прости, Господи, и благослови, чтобы на следующий день я этого не сделал, а опять для Тебя потрудился хоть чем-то, хоть малое что-нибудь сделал.

35

Духовное чтение на 14 декабря 2018 года

Духовное чтение на 14 декабря 2018 года