Духовное чтение на 17 декабря 2018 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 17 декабря 2018 года. На его страницах Вы можете подкрепиться следующей духовной пищей:

• Жития святых – Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский;
• Чтение Апостола – Послание к к Евреям (глава 8, стихи 7-13; глава 9, стихи 8-23);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 20, стихи 27-44; глава 21, стихи 12-19);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 51

Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы поговорим о замечательном святителе земли русской  – Геннадии, архиепископе Новгородском. Родился он в первой половине XV века в благочестивой семье Го́нзовых. Иноческую жизнь начал в Валаамской обители под руководством святого преподобного Савватия Соловецкого. В феврале 1477 года святой был назначен архимандритом Чудова монастыря, а 12 декабря 1484 года был рукоположен в сан архиепископа Новгородского.

Святитель ревностно боролся за чистоту православия и приложил много стараний для просвещения своей паствы. В XV веке на Руси возникло такое явление как «ересь жидовствующих». Как следует из названия, в мировоззрении еретиков присутствовали значительные элементы иудаизма. По меньшей мере этими элементами были непризнание Божественной природы Господа Иисуса Христа и отрицание связанных с этим догматов, а также следование некоторым обрядовым предписаниям иудаизма. Архиепископ Геннадий, столкнувшись с книжностью жидовствующих, не смог найти в новгородском Софийском доме необходимых святоотеческих книг. С просьбой помочь ему в разрешении книжного вопроса он пишет ростовскому владыке Иоасафу, в епархии которого находился тогда Кирилло-Белозерский монастырь, известный своей библиотекой. Список запрашиваемых книг был очень пестрый, в том числе Менандр, «Логика», Дионисий Ареопагит, часть книг Ветхого Завета, книги противоеретической полемики.

Другим способом изменить ситуацию в обществе была активная переводческая деятельность, которая развилась при святителе Геннадии в Новгороде. В первую очередь был сделан полный и систематический перевод Священного Писания на славянский язык. «Геннадиева Библия» стала первым полным изданием книг Ветхого и Нового Заветов на славянском языке. Делались переводы и других книг, необходимых для полемики с еретиками. Важно отметить, что история с объявившейся апостасией со всей очевидностью поставила вопрос о недопустимо низком уровне образованности не только мирян, но и клира. Митрополит Макарий писал о недопустимо низком уровне образования среди духовенства той поры: «Сами пастыри Церкви в большинстве едва умели читать и писать, и в кругу архипастырей встречались лица, которые не в состоянии были отвечать, сколько было евангелистов и подобное».

Конечно же, в такой среде как на дрожжах росли разного вида суеверные страхи. В конце XV века над русскими умами тяготела грозная мысль о скорой кончине мира, которой ждали по истечении седьмой тысячи лет «от сотворения мира» по принятому на тот момент летоисчислению. По окончании миротворного круга в 1408 году на Руси не осмелились даже продолжить пасхалию далее 1491 года. В сентябре 1491 года Архиерейский Собор Русской Церкви в Москве при участии святителя Геннадия определил: «Написать Пасхалию на осьмую тысячу лет». В богословском толковании пасхалии, основанном на Слове Божием и свидетельстве святых отцов, святитель писал: «Не скончания мира страшиться подобает, но ждать пришествия Христова на всякое время. Сколько благоволит Бог стоять миру, столько продлится и обхождение времен». С 1504 года святитель Геннадий находился на покое в Чудовом монастыре и 4 декабря 1505 года мирно отошел ко Господу.

Весьма показательной является ситуация с уровнем духовного образования на Руси в XV веке. Показательной и, к сожалению, актуальной до сих пор. Братья и сестры, почему же так происходит, что миряне перекладывают ответственность на священников и в решении личных вопросов, и в знании Священного Писания, и в богословских вопросах? Кто-то говорит о том, что если всем мирянам дать знание Священного Писания и богословия, то у нас начнутся еретический разброд и шатания. Но история говорит нам об обратном. Именно невежество становится почвой для ересей и разного рода губительных духовных явлений. Потому что волки всегда найдутся, а овцы, по Евангелию, должны знать голос Пастыря. Господь говорит о Себе: И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса (Ин. 10, 4,5). Что значит знать голос Пастыря? Это жить настоящей духовной жизнью в Церкви и обязательно знать Слово Божие. Чтение Священного Писания должно быть в нашей жизни регулярной практикой. Никакой специалист не сохранит своей квалификации, если не будет регулярно читать литературу по основе своей профессии. Но если потерять специальность, это еще не так критично, а вот перестать быть христианином –ужасная и печальная участь, которой не хотелось бы желать никому. Поэтому, братья и сестры, будем с усердием читать Слово Божие, труды святых отцов и лекции замечательных современных богословов. Слава Богу, в наше время все это является настолько доступным, что можно ознакомиться с ними, не выходя из дома, через интернет на компьютере или в телефоне. Святитель Геннадий даже мечтать не мог о таких возможностях для просвещения христиан.

Святителю отче Геннадие, моли Бога о нас.

Чтение Апостола, 51

Послание к к Евреям (глава 8, стихи 7-13; глава 9, стихи 8-23)

ратия!> если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но пророк, укоряя их, говорит: «вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более». Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению. 9. Сим Дух Святой показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя, непорочного, Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному! И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. Ибо где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив. Почему и первый завет был утвержден не без крови. Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: «это кровь завета, который заповедал вам Бог». Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные. Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. Итак, образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное — лучшими сих жертвами.

Евангелие дня, 51

Святое Евангелие от Луки (глава 20, стихи 27-44; глава 21, стихи 12-19)

Тогда пришли <к Иисусу> некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его: Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему. Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным; взял ту жену второй, и тот умер бездетным; взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей; после всех умерла и жена; итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою? Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им: ка́к говорят, что Христос есть Сын Давидов, а сам Давид говорит в книге псалмов: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»? Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему? 21. Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства. Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все, противящиеся вам. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, — терпением вашим спасайте души ваши.

Проповедь пастырей 51

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Протоиерей Димитрий Смирнов

… «Замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим». Каждый человек живет и устраи­вает свою жизнь по-своему, он сам себе определяет меру, как ему поститься, сколько ему в храм ходить, сколько молиться. Сам вот так на глазок, сколько ему хочется, столько и отмеривает: хочу, пощусь среду и пятницу, а хочу, не пощусь среду и пятницу — только Великим постом одну неделю перед причастием, и хватит. Хочу, в храм раз в месяц хожу, хочу, каждый день хожу, хочу, два раза в день. Но какой мерой ты меришь, такой будет отмерено и тебе, то есть сколько ты усилий предпринимаешь для того, чтобы достичь Царствия Небесного, настолько ты к нему и приблизишься. Чем больше подвиг христианский, чем больше человек трудится, чем больше эта мера, которою он свои шаги управляет в Царствие Небесное, тем он к нему ближе. Вот о чем эти слова. Что значит: «Вам прибавлено будет, слушающим»? Кто слушает слова Господни, у того потихоньку расширяется его духовный кругозор, тот постепенно возрастает в Царствии Небесном, оно незаметно в нем прибавляется.

«Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». На первый взгляд, вроде несправедливо: как же так, один имеет, а ему прибавляется, а другой не имеет, а у него отнимается и последнее. Что ж, Бог несправедлив? Нет, здесь просто речь совсем о другом, не о том, чтоб богатому богатеть, а бедному беднеть. Речь идет о духовной жизни. Если у человека есть вера и он возгревает ее чтением Священного Писания, молитвой, исполнением заповедей Божиих, то она прибывает. Если имеет человек благодать — а каждый крещеный человек хоть маленькую толику благодати, но обязательно имеет, — и возгревает ее, увеличивает в меру своего подвига, то в нем благодать прибывает. А если он не трудится над своей душой, то у него отнимается и то малое, что он имеет. Наступает смерть, и все земное, что у человека было (а у него на земле есть два блага, духовное и материальное), отнимается, остается только духовное. И если духовного человек не приобрел, то он остается ни с чем, то есть жизнь его прошла впустую.

Дальше Господь говорит о Царствии Божием и о том, как мы его приобретаем: «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва». Царствие Небесное в человеке растет незаметно, недаром Господь сравнивает прибавление Царствия Небесного в человеке с ростом колоса. Вот посади семечко и смотри, хоть ночью выходи, хоть днем, все равно не увидишь, как зерно прорастет, как стебелечек появится, как колос будет расти, как он зерном наполнится, — все происходит совсем незаметно для самого человека. Он живет, старается, молится, постится, впадает в грехи, кается, встает, начинает опять все сначала, и ему кажется, что ничего с его душой не происходит. А на самом деле ум его светлеет, по­нимание углубляется, он начинает различать то, чего раньше не различал. Сначала, придя в храм, он еще ничего не понимает, не чувствует, для него все чуждо, незнакомо, странно. А через годик-другой, глядишь, многое из того, что было непонятным, стало понятным; и так постепенно, посте­пенно растет в человеке Царствие Божие. А когда колос созреет, наступает жатва. Жатва — это смерть. Смерть приходит, и Господь сжинает эти колосья. Цель нашей земной жизни — приобрести Царствие Небесное, по­этому, когда человек, потрудясь на земле, приобрел себе Царствие Небесное, жизнь земная уже просто ни к чему. Ну что еще здесь делать? И Господь человека берет к Себе.

«И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изо­бразим его? Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укры­ваться птицы небесные». Когда у человека возникает вера в Бога, его стрем­ление приблизиться к Богу еще очень мало. Те часто греховные желания, которые кипят в душе, заслоняют это стремление. Человеку хочется пить, есть, спать, веселиться, гневаться, завидовать, ругаться, злиться, мстить, блудить, хохотать, но где-то уже это семечко в его душе присутствует: ему также хочется тишины, смирения, покоя, любви, Царствия Божия, ему хочется приблизиться к Богу.

И вот по мере возрастания в человеке Царствия Небесного все остальные его желания начинают угасать, потому что человек постоянно делает выбор между грехом и Царствием Небесным. И постепенно так перестраи­вается, переквашивается до тех пор, пока в его душе не останется одна вожделенная мысль: он хочет только Царствия Небесного и больше ничего. Ему уже не надо ни детей, ни внуков, ни денег, ни сберкнижки, ни пенсии — ничего; это его абсолютно перестает волновать. Ему совершенно неважно состояние собственного здоровья. Ему важно только одно: угоден он Богу или нет, хорошо он поступает или нехорошо. Эта мысль постепенно подчиняет себе всю его жизнь. Пока этого нет, человек еще нетверд, еще путается в нем мирское и духовное, и он часто делает нечто противоречащее заповедям Божиим, поскольку не понимает, что, собственно, цель молитвы, поста, посещения храма, чтения Священного Писания только одна — при­обретение Царствия Небесного. И когда Царствие Небесное вырастет в его душе, тогда все остальное, вся мирская жизнь: и семья, и воспитание детей, и отношения на работе, и пенсия — устроится само собой, Сам Бог устроит.

Эти притчи из Священного Писания надо запомнить. Прежде всего, об этом семечке, которое попадает в землю. Оно самое маленькое изо всех семян, а потом вырастает такое большое дерево. Пусть этот образ в нашу па­мять западет, чтобы мы всегда думали о том, проросло ли семечко, которое Господь в нас заложил, дало ли какой-нибудь росток, листики-то есть какие-нибудь или все пока еще одни почки, то есть мы еще почву не удобрили, слезами не полили эту землю и ничего пока на ней не растет.

35

Духовное чтение на 17 декабря 2018 года

Духовное чтение на 17 декабря 2018 года