Духовное чтение на 18 декабря 2018 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 18 декабря 2018 года.

• Жития святых – Преподобный Савва Освященный;
• Чтение Апостола – Послание к Галатам (глава 5, стихи 22-26; глава 6, стихи 1,2);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от от Матфея (глава 11, стихи 27-30);
• Толкование Евангелия – Свт. Иоанн Златоуст;
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 52

Преподобный Савва Освященный

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами снова поразмышляем о нашем церковном уставе. И поможет нам в этом преподобный Савва.

Преподобный Савва Освященный родился в V веке в Каппадокии, в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак. В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Проведя десять лет в обители Флавианы, преподобный отправился в Иерусалим, а оттуда в обитель преподобного Евфимия Великого. Но преподобный Евфимий направил святого Савву к авве Феоктисту, настоятелю близлежащего монастыря со строгим общежительным уставом. В той обители пробыл преподобный Савва послушником до тридцатилетнего возраста. После смерти старца Феоктиста его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере, святой лишь в субботу покидал затвор и приходил в обитель, где участвовал в богослужении и принимал пищу.

Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и святой Савва подвизался в пещере в течение 5 лет. Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью юного инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря). Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях. Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу в 473 году, святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского. Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики – все кто хотели иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра Саввы Освященного, расположенная на территории Западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне, в долине Кедрон. По указанию свыше иноки устроили в пещере церковь.

Преподобный Савва основал еще несколько обителей. Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, происходили исцеления больных и бесноватых. Преподобный Савва написал первый устав церковных служб, так называемый «Иерусалимский», принятый всеми палестинскими монастырями, а впоследствии закрепленный в России Стоглавым собором 1551 года и книжной справой патриарха Никона. Святой Савва мирно преставился к Богу в 532 году.

Братья и сестры, идет Рождественский пост и многие задаются вопросом, как же нам нужно правильно поститься. Только что мы с вами узнали, каким подвигам предавался создатель церковного устава, принятого в нашей Церкви. Думаю, не нужно долго размышлять, чтобы понять, что не для наших условий жизни и не для мирян писался этот устав. Тогда что же такое – правильно поститься? Если следовать Типикону, так называется устав по-гречески, то мы должны поститься так: в постные, без послабления дни должно вкушать пищу только один раз в день. В случае Рождественского поста, кроме понедельника, среды и пятницы, можно вкушать даже горячую пищу с маслом два раза в день, а в субботу и воскресенье – рыбу. Вообще православный устав не предполагает более двух трапез даже в скоромные дни. При этом блюда на обед и ужин полагается вкушать одинаковые. Готовить специально для вечерней трапезы Типикон не разрешает. В течение поста, но праздничными днями, когда совершается полиелейный или бденный праздник, положено две трапезы, вино и елей. Мне удалось насчитать около 20 таких дней. Надо добавить, что вино в византийской традиции употреблялось повсеместно, преимущественно разведенное горячей водой, и считалось естественной составляющей обычной трапезы. Этим объясняется довольно частое разрешение на употребление вина в уставе о трапезе. Естественно, речь идет только о натуральном виноградном вине без добавления спирта или сахара. С началом Предпразднества Рождества, то есть с 21 декабря по старому стилю разрешение на рыбу отменяется даже для субботних и воскресных дней.

Братья и сестры, думаю всего перечисленного довольно, для того чтобы понять – мы с вами по уставу не постимся. Никто. И думаю, уже очень давно. Значит, напрашивается вывод: устав – это не прямое руководство к действию, это некая икона, образ. Вопрос в том, кто насколько отходит от этого монашеского образа. Но все ли мы призваны к монашеству? Отнюдь. Для людей семейных, максимально удаленных от монашеского образа, мучиться тем, что они не соответствуют иноческим идеалам, думаю, было бы глупо. Тем более что святые отцы единогласно расставляют в посту совершенно четкие приоритеты – сперва любовь, милосердие, покаяние, а уж потом воздержание. И не выполняющий первого вряд ли оправдается последним. Вот как пишет об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Если хочешь быть с Богом, если хочешь быть вечно благополучным, то ты должен согласиться, что тебе надобно попоститься душою своею, собрать свой ум, помышления исправить, мысли очистить, вместо рубища дел неправедных украсить себя драгоценною одеждою добрых дел. Телесный пост установлен для того, чтобы легче было поститься душе».

Преподобне отче Савво, моли Бога о нас.

Чтение Апостола, 52

Послание к Галатам (глава 5, стихи 22-26; глава 6, стихи 1,2)

ратия!> Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. 6. Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Евангелие дня, 52

Святое Евангелие от от Матфея (глава 11, стихи 27-30)

казал Господь Своим ученикам:> Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Духовное чтение на 18 декабря 2018 года

Свт. Иоанн Златоуст

Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть

Далее, чтобы ты не подумал, что, когда Господь говорил: Славлю Тебя…, что Ты утаил сие… и открыл то младенцам (Мф. 11:26), сам по Себе не имел той же силы и не мог совершить того же, – так благодарит, говоря: Все предано Мне Отцем Моим. И тем, которые радуются, что им повинуются бесы, говорит: чему вы удивляетесь, что бесы вам повинуются? Моя суть вся: Все предано Мне. Когда же слышишь – предано, не предполагай тут ничего человеческого. Это выражение не должно вести тебя к той мысли, будто два Бога нерожденных. А что Он родился и вместе есть Владыка всего, это видно из других многих мест.

Далее Он предлагает нечто еще более важное, и тем направляет твое разумение: И никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына. Незнающим кажется, что эти слова не зависят от предыдущих, между тем как они стоят с ними в тесной связи. Сказавши: Все предано Мне Отцем Моим, Господь дает разуметь эти слова, говоря: чему тут дивиться, что Я Владыка всего, когда Я имею и нечто большее? Я знаю Отца, и единосущен Ему. И на это последнее указывает Он прикровенно, говоря, что Он один так Его знает, потому что слова: Отца не знает никто, кроме Сына – это и означают.

И заметь, когда Он говорит это апостолам: тогда, когда они получили доказательства силы Его из самых дел, когда не чудодействующим Его только видели, но и сами во имя Его могли производить такие чудеса. Далее, так как он сказал раньше – открыл то младенцам (см. Мф. 11:26), (разумея Отца), то показывает, что и это Его же дело. Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Не сказано: кому заповедует, или кому повелевает, но: кому Сын хочет открыть. Сын же, открывая Отца, открывает и Себя. Но это последнее, как известное всем, оставляет, а первое предлагает подробнее; и везде так же поступает, когда например говорит: Никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14:6). Этими словами Он научает и другому, именно объясняет, что Он во всем согласен и единомыслен со Отцем.

Не только Я, говорит Он, не противлюсь и не враждую против Него, но никому невозможно и придти к Нему, как только чрез Меня. Так как фарисеев вводило в соблазн в особенности то, что Он казался им противником Бога, то Он всеми мерами и опровергает эту мысль, и старается об этом не менее, чем и о знамениях, или еще и гораздо более. Когда же говорит: Отца не знает никто, кроме Сына, не то разумеет, что все Его не познали, но что никто не имеет об Отце такого знания, какое имеет о Нем Сын.

 

Проповедь Пастырей, 52

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 18 декабря 2018 года

… Где мы можем получить бла­годать Святаго Духа? Нигде, только в храме, потому что только в храме мы имеем возмож­ность причащаться Святых Христовых Тайн. Чем мы причащаемся? Мы причащаемся Телом Хри­стовым. Каким Телом Христовым? Тем самым Телом, которое пребывает одесную Бога Отца. Тем са­мым Телом, которым Господь воз­несся на небо. То есть в тот момент, когда мы причащаемся, мы воисти­ну делаемся гражданами неба, по­тому что наша плоть смешивается с Пречистой Плотью Христа Спасителя. А коли Он Своим Телом пребывает на небесах одесную Бога Отца, то и мы в этот миг пребываем там же. И если бы мы достойны бы­ли этого причастия, то мы там, на небесах, всегда и оста­вались бы, будучи еще здесь, на земле. Но так как мы недо­стойны этого, мы тут же впадаем в грехи, тут же какие-то мысли греховные принимаем — и ту благодать, которую мы в храме получили, мы тут же, к сожалению, теряем.
Поэтому цель нашей духовной жизни заключается в том, чтобы как можно лучше трудиться над тем, чтобы душу свою очистить от всякой нечистоты, чтобы постоянно стремиться к общению с Богом через причастие, чтобы вновь и вновь обновлять ее благодатью Святаго Духа. И для этого нужно по возможности в храме пребывать всегда. А если у нас есть к тому возможность, но мы почему-то в храм не идем, мы что-то другое выбираем вместо храма, то значит, мы отказываемся от неба, значит, мы не хотим быть совознесены с Богом, значит, в этом мире есть что-то более для нас привлекательное, чем быть гражда­нами неба. Следовательно, мы сами добровольно от неба отказываемся. А если мы добровольно отказываемся от неба, значит, мы хотим быть жителями земли, значит, мы хотим быть животными, значит, у нас нет никакого стрем­ления к небу. И раз этого стремления нету, то мы неба и не получим.
Поэтому, когда человек говорит, что ему некогда ходить в храм, это утверждение совершенно равноценно тому, что он не хочет на небо, он не хочет знать Бога, он ничего общего не хочет с Ним иметь. Потому что тот, кто хочет иметь нечто общее с Богом, тот постоянно к Богу стремится, постоянно хочет вступить с Ним в общение, постоянно над этим трудится. Только таким образом можно свою душу управить, только таким образом можно стать истинным учеником Христовым. Об этом и в Евангелии написано. Поэтому Святая Церковь нам рекомендует, чтобы мы каж­дый день читали Евангелие, пока не выучим его наизусть. Чтобы мы знали, понимали, чему Господь нас учил, чтобы Господь нам «отверз ум к уразумению Писаний». И тогда из Писания мы все это усвоим и поймем, а если поймем, то начнем делать, а если начнем делать, то станем гражданами неба, вознесемся с нашим Господом на небеса.

32

Духовное чтение на 18 декабря 2018 года

Духовное чтение на 18 декабря 2018 года