Духовное чтение на 19 декабря 2018 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 19 декабря 2018 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец;
• Чтение Апостола – Послание к Евреям (глава 13, стихи 17-21);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 6, стихи 17-23);
• Толкование Евангелия – Прав. Иоанн Кронштадтский;
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 53

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы уделим все свое внимание любимому и близкому для русского сердца – Николаю Чудотворцу.

Святитель Николай, будущий архиепископ Мир Ликийских, родился в семье состоятельных родителей-христиан в Малой Азии, в греческой колонии Пата́ра римской провинции Лики́я (на южном побережье Малоазийского полуострова) в III веке, когда этот регион был эллинистическим по своей культуре. Из-за того, что в ходе истории его биография спуталась с биографией Николая Пинарского, несколько веков существовало ошибочное мнение, что родителями Николая Ликийского были Феофан (или Епифаний) и Нонна.

Известно, что Николай с раннего детства решил полностью посвятить свою жизнь Христу. С детских лет он преуспевал в изучении Священного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел в сан священника, сделав своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве.

Когда родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако отдал его на нужды благотворительности. Служа Господу, юноша горел духом. Постоянно трудясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим. Существует ряд преданий о святителе. Например, узнав однажды о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их в публичный дом, чтобы спастись от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Именно это сказание легло в основание легенды о всем известном западном персонаже Санта Клаусе. Первоначально именно от имени святого Николая дарились в Европе подарки детям в день почитания святителя – 6 декабря. В Голландии подарки детям до сих пор продолжает дарить Синтерклаас, то есть буквально святой Николай, которого изображают как величественного старика в красном епископском облачении. В Северной Америке, видимо, в основанном голландцами Нью-Йорке, Синтерклаас превратился в Санта Клауса, и его образ окончательно оторвался от своего историко-церковного прототипа, оброс новыми мифами и стал коммерческим инструментом в индустрии подарков и потребления.

Но вернемся к святителю. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния. По кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшему вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий – святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. Это было особенно дорого для Ликийской Церкви рубежа III–IV веков, время гонений на христиан при императоре Диоклетиане. Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым.

По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника. Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Воюя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища.

Существует предание, что святитель Николай был участником I Вселенского Собора в 325 году, принявшего Никейский Символ веры, но величайший профессор церковной истории Василий Васильевич Болотов в IV томе своего монументального труда «Лекции по истории Древней Церкви» пишет: «Ни одно из сказаний о Никейском соборе, хотя бы со слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мирликийского».

Также в умах верующих живет яркая картина, когда в пылу обличения Ария святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже ударил лжеучителя, за что был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако факты заушения Николаем Ария и суда над святителем целиком и полностью отсутствуют в житии Николая, написанном Симеоном Метафрастом в X веке, ничего подобного нет и в житии святителя, помещенном в греческом Синаксаре, как нет этих событий и в Великих Четьи Минеях, собранных и изданных святителем Макарием в середине XVI века. Грек Дамаскин Студит, митрополит Навпактский и Артский XVI века первый в своей книге «Сокровище» излагает сказание, будто во время Вселенского Собора Николай «ударил по щеке» своего оппонента Ария. А в русской агиографии описание пощечины впервые появляется лишь в конце XVII века в Житиях святых, написанных митрополитом Димитрием Ростовским. Поэтому, братья и сестры, не будем настаивать на этом не самом добром и душеполезном сюжете жития. Важно то, что Николай Чудотворец был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было насыщено солью премудрости. Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Достигнув глубокой старости, он мирно отошел ко Господу примерно в 345–351 году. Честные его мощи хранятся ныне в итальянском городе Бари.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас.

 

Чтение Апостола, 53

Послание к Евреям (глава 13, стихи 17-21)

ратия!> Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам. Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса [Христа], да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

 

Евангелие дня 53

Святое Евангелие от Луки (глава 6, стихи 17-23)

… Стал Он <Иисус> на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах.

 

Духовное чтение на 19 декабря 2018 года

Прав. Иоанн Кронштадтский

И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие

Говоря эти блаженства, Господь во всем свете видит будущие, бесконечно великие радости Своих последователей, и потому речь Его необыкновенно сильна и впечатлительна, будущие блага представляются как бы настоящими.

 

 

Наставление, 53

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 19 декабря 2018 года

… Господь хочет, чтобы каждый человек был спасен, и Он для этого создал прекрасную вселенную, и нашу совершенно изумительную планету, и нас всех создал, одарил бес­смертной душой, удивительно могучим разумом, способ­ностью к творчеству, чтобы мы то прекрасное, что Бог нам дал как талант, развили, приумножили, и это все принес­ло плод. Мы живем уже на закате человеческой цивили­зации. И что же видим? Во что мы превратили землю, во что превратили все живое, самих себя, свои семьи, своих детей? Каждый человек представляет собой мрачное, раз­дражительное существо, которое не может переваривать никого, ни дальнего, ни близкого, всех стремится исполь­зовать только для собственной выгоды и ничем, даже минимальным, ни для кого: ни для детей, ни для мужа, ни для матери и отца — не хочет ничем пожертвовать. То есть любовь полностью отсутствует. Слава Богу, есть у нас покаяние. Господь знает, что мы грешники. На зем­ле нету людей без греха. Вот и будем каяться: Господи, про­сти нас, мы люди грешные, но мы всею силою нашей души стремимся к свету. И пусть не по делам нашим, но хотя бы за наше устремление помилуй нас и прости.

Заглавие, окончание 33

Духовное чтение на 19 декабря 2018 года

Духовное чтение на 19 декабря 2018 года