Духовное чтение на 23 декабря 2018 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Воскресного дня!

В сегодняшнее воскресенье предлагаем Вам к духовному и молитвенному прочтению:

Жития святых – Священномученик Иаков Шестаков;
• Чтение Апостола – Послание к Колоссянам (глава 3, стихи 12-16);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 17, стихи 12-19);
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 57

Священномученик Иаков Шестаков

Яков Васильевич Шестаков — будущий священник, краевед, писатель, издатель — родился 28 апреля 1858 года в селе Камасино Пермского уезда Пермской губернии в семье священника. Юноша окончил духовное училище, в 1879 году — Пермскую духовную семинарию по 1-му разряду. С 1879 года Яков Шестаков был учителем и законоучителем в Редикорском земском училище Чердынского уезда Пермской губернии, с 1881 года — в Юксеевском пермяцком (инородческом) училище того же уезда.

В 1887 году Яков Васильевич был рукоположен во иерея к церкви села Новотуринского Верхотурского уезда Пермской губернии, был законоучителем в местной школе. В следующем году отец Иаков был переведен в церковь села Хохловки, преподавал в Хохловском духовном училище. С 29 августа 1889 года служил в церкви Успения Пресвятой Богородицы города Чердынь, преподавал в приходском училище. 24 мая 1891 года отец Иаков переведен старшим священником в церковь во имя святителя Николая Чудотворца в селе Кудымкорском Соликамского уезда и назначен благочинным 3-го Соликамского округа. Одновременно он был и законоучителем Кудымкорского двухклассного мужского училища.

В 1891–1894 годах отец Иаков состоял наблюдателем коми-пермяцких церковно-приходских школ и миссионером по Соликамскому уезду. В 1894–1898 годах был членом Пермской комиссии Уральского общества любителей естествознания (что ныне является Пермским краевым музеем). В 1898 году священник уволен от обязанностей благочинного. А 27 сентября 1899 года, в возрасте 41 года, отец Иаков Шестаков вышел за штат и с того времени жил в Перми, преподавал в Пермской духовной семинарии, состоял членом Пермской ученой архивной комиссии, собирал средства на создание церквей и монастырей, странноприимных домов, приютов. С его именем связано строительство церквей при Кутимском заводе Чердынского уезда, в деревне Милюхиной Соликамского уезда и других; основание странноприимного дома в деревне Токовой, создание двух женских монастырей в Пермской епархии.

Отец Иаков организовал комиссию по переводу книг на коми-пермяцкий язык, ходатайствовал об открытии в селах Юксеевском и Кудымкорском складов для книг, переводил богослужебную, учебную и художественную литературу. В начале ХХ века он организовал издательство «Кама» сначала в Сарапуле, затем в Москве. Отец Иаков издавал книги по истории и краеведению Пермской, Екатеринбургской, Вятской епархий, публиковал материалы по истории местных церквей и монастырей в виде путеводителей, справочников и адрес-календарей.

Отец Иаков Шестаков издал на коми-пермяцком языке азбуку, литургию Иоанна Златоуста, Закон Божий, а также занимался изданием брошюр, листовок, плакатов на религиозные, краеведческие, санитарно-гигиенические темы. Священник также писал статьи для журналов «Пермские епархиальные ведомости», «Исторический вестник», «Записки общества изучения Севера», «Труды Пермской губернской ученой архивной комиссии», «Уральская жизнь»; собирал фольклор Прикамья, под псевдонимом Яков Камасинский опубликовал этнографические очерки «Около Камы». Во время одной из поездок по епархии нашел в верховьях реки Камы племя, «не просвещенное христианской верой».

В начале ХХ века отец Иаков впервые обратил внимание общественности на проблему сохранения культурного наследия Прикамья и памятников церковной старины. Для этой цели он предложил создать Пермский епархиальный церковно-археологический комитет и в 1909 году издал проект его устава. Пермское церковно-археологическое общество было организовано 17 октября 1912 года, но в это время отец Иаков уже постоянно с 1909 года жил в Санкт-Петербурге, формально оставаясь заштатным священником церкви села Кудымкорского. В 1909–1913 годах он работал в цензурном комитете Святейшего Синода.

Священник Иаков Шестаков много путешествовал по русским городам, встречался с известными людьми, собирал факты и описывал события, очевидцем которых был. Эти записи и впечатления стали материалом для его воспоминаний «Летопись отца Иакова Компинского». Кроме того, священник был прототипом героя романов Михаила Андреевича Осоргина «Свидетель истории», «Книга о концах» и очерка «Отец Яков». Неоднократно отец Иаков посещал Соликамск, сотрудничал с краеведческим отделом Педагогического музея (ныне его фонды находятся в Соликамском краеведческом музее), по заказу отдела написал в 1917 году «Исторический путеводитель по Соликамску».

Мученическая кончина отца Иакова наступила совершенно внезапно. В декабре 1918 года в Соликамске священник был арестован красноармейцами. Его вывезли за десять верст от села Хохловки Оханского уезда, расстреляли и добили штыками. Сохранились свидетельства, что мученик был похоронен на Хохловском кладбище.

Святый священномучениче Иакове, моли Бога о нас!

Чтение апостола, 57

Послание к Колоссянам (глава 3, стихи 12-16)

ратия!> облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

Евангелие дня, 57

Святое Евангелие от Луки (глава 17, стихи 12-19)

И когда входил Он <Иисус> в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Проповедь пастырей, 57

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 23 декабря 2018 года

…В Евангелии от Марка мы читали об исцелении бесноватого. Господь, когда переплыл Галилейское озеро, вступил в область, называвшуюся Гадаринской страной. И вот выбежал ему навстречу человек, одержимый нечистыми духами. Местные жители пытались его как-то усмирить, заковывали даже в железные цепи, но бесы в нем были настолько сильны, что он рвал эти цепи и держал в страхе все окрестные селения. И вдруг этот безумный, бесноватый бежит сломя голову прямо навстречу Господу — на ногах и на руках у него болтаются обрывки цепей, волосы всклокочены, глаза горят, — склоняется перед Ним и восклицает: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!» Почему, встретив Христа, он испытал такую муку? Потому что Господь и этот человек были носителями разных духов. Вот бывает, мы встречаем человека — правильные черты лица, одет обычно, а в нас он вызывает какое-то раздражение. Он еще ни слова не сказал, а нам уже что-то в нем не нра­вится. Отчего это происходит? Оттого, что мы с этим человеком носители разных духов. Мы так и говорим: человек не нашего духа. С такими людьми мы трудно находим язык, но все-таки можем в рамках вежливости начать с ними какую-то беседу. А бывают духи прямо противоположные, как у дьявола и у Христа, и такая полярность духов вызывает у человека просто муку. Оказывается, что мир нашей души, ее благополучие, зависят от  духов, которые в душе поселяются. Потому бесноватый и мучился, подходя ко Христу, что сам-то он был носителем духа тьмы, причем не одного, а многих, имя им было легион, то есть несколько тысяч бесов находилось в его душе, а перед ним — Сын Божий, воплощение благодати, Дух противоположный.

Каждый человек в своей жизни управляется духом. И таких духов очень много. В бесноватом человеке, о котором мы сегодня слышали, был легион духов, но и в каждом из нас их хотя, может быть, и не легион, но все-таки очень много. И когда количество нечистых духов в душе человека достигает апогея, человек уже полностью бывает ими порабощен, он пере­стает иметь собственную волю. Сейчас духи почти полностью завладели человечеством — свидетельство этому то, что люди полностью утратили всякие возможности нормального поведения. Человек полностью подчинен духам. Вот он чего-то захотел — и тут же это делает: захотел — ушел от жены, бросил детей; захотел выпил, захотел перепил; захотел хорошо пора­ботал, захотел — плохо; захотел кому-то вежливо поклонился, захотел на­хамил; захотел ребеночка родил, захотел его зачатого убил. Те духи, которые возбуждают желания в душе, заставляют человека идти у них на поводу, они мучают его и муку свою ослабляют только тогда, когда человек их слушается. Поэтому, чтобы муку не испытывать, он начинает духов слушаться и ста­новится их рабом: рабом общества, рабом собственного внука, рабом моды, рабом того, что про него скажут, — то есть человек теряет сам себя, теряет свою свободу, которую дал ему создавший его Господь.

Почему гадаринский бесноватый исцелился? У каждого из нас много всяких бесов в душе — и вот мы не исцеляемся, а он исцелился. Все дело в том, что он нашел силы преодолеть ту страшную муку, которую испыты­вал, подходя ко Христу, — а можно представить, как жег его огонь. Когда человек наполнен нечистыми духами, он всегда испытывает это жжение при встрече с Духом Божиим. Каждый из нас, например, по опыту знает: когда человек начинает ходить в храм, на него сразу ополчаются домашние или начинается гонение на работе, хотя пиджак у него остался тот же, лицо то же, прическа та же. Господь так и сказал: «Враги человеку домашние его». Что же людей вдруг возмущает в этом человеке? Они чувствуют, что что-то в нем не то — чувствуют не тот дух, Дух Христов, который мучает их.
Как же нам победить нечистых духов, которые в нас сидят? Как из­бавиться от них? Во-первых, нужно познать, какие именно духи нами управляют; надо последить за собой, за своими словами, своими мыслями, чувствами, поступками — тогда мы поймем, что в нас преобладает: дух ли это зависти, дух ли осуждения, гордости, блуда, дух ли еще какой-нибудь. И тогда мы вступим с ним в борьбу — с помощью Божией, конечно, потому что только Христос может исцелить, как этого бесноватого, который все-таки подошел ко Христу. Но он так желал исцелиться от этих бесов, что упал и поклонился Господу. И каждый из нас, если поклонится Христу, то есть свою гордую шею согнет под заповеди Божий, может бесов победить и осво­бодить душу от этих железных уз, которые его связывают.
И надо терпеть, — чтобы исцелиться от греха, человеку приходится терпеть страшную муку. Вот кто-то тебя раздражает, — попробуй изо дня в день не раздражаться — и ты увидишь, какая это мука. Гораздо проще наговорить ему дерзостей, нахамить — и сразу на душе будет приятно, потому что бес, который возбуждает в душе раздражение, ослабит свое давление. А потом начнется опять сначала, и так бесконечная игра: он нас раздражает, мы злобу сорвем, нам полегчает. И это будет продолжаться не только до са­мой смерти, но и после смерти, потому что свое раздражение мы унесем и туда, в тот мир. И муку, которую терпим, мы будем терпеть вечно. Вот это и называется вечный огонь, вот это и называется ад. Здесь он тебя раздра­жает — ты злобу сорвал, и полегчало. А там раздражение будет в тебе кипеть, а сорвать его будет не на чем. Поэтому адская мука в тысячу крат сильнее.

Грехом человек насытиться не может, бес его не оставит в покое, он бу­дет постоянно дергать за ниточку, а человек будет все его команды выпол­нять. То есть он полностью является рабом беса, и не одного, а многих, и вот из этого складывается его жизнь. Дожил человек до смерти и не понимает, что всю жизнь его дергали за бесчисленные нитки, и он по этим ниткам и жил и не знал даже, что есть Христос, что есть спасение, что есть свобода от греха, есть совершенно новая жизнь. И пример этого бесноватого показывает нам, что мы можем освободиться от греха. Надо нам к этому стремиться, если, конечно, мы хотим вечной жизни, хотим Царствия Небесного, хотим соединиться со Святой Троицей. И надо стараться оставшееся время как раз этому и посвятить, чтобы нам не зря прожить, а то будет просто обидно. Сколько страдали, сколько мучились, и все напрасно. Уж если страдать и мучиться, то ради чего-то великого, нужного и ценного, ради Царствия Небесного. Выше ценности нет на земле. А для этого надо избавиться от того, что этому мешает, избавиться от бесов, которые сидят в нашей душе и руководят всей нашей жизнью.

37, красный

Духовное чтение на 23 декабря 2018 года

 

Духовное чтение на 23 декабря 2018 года