Духовное чтение на 25 декабря 2018 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 25 декабря 2018 года.

• Жития святых – Священномученик Александр, епископ Иерусалимский;
• Чтение Апостола – Послание к Евреям (глава 12, стихи 25,26; глава 13, стихи 22-25);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Марка (глава 8, стихи 22-26);
• Толкование Евангелия – Блж. Иероним Стридонский;
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 52

Священномученик Александр, епископ Иерусалимский

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами молитвенно обращаемся ко святому Иерусалимской Церкви.

Священномученик Александр, доблестно подвизавшийся и пострадавший за веру Христову, принадлежал к многочисленным ученикам, которых знаменитейший учитель Церкви III века Климент Александрийский собирал около себя в Александрии. Александр находился и в тесной дружбе с Оригеном. Климент Александрийский был одним из известнейших христианских ученых первых веков, в 217 году он был учителем знаменитого Александрийского огласительного училища, принявшего вид богословского образовательного заведения и привлекавшего в свои стены массы слушателей.

Император Септимий Север в 202 году воздвиг гонение на христиан. Огласительное училище было закрыто, а Климент был вынужден оставить Александрию, где его место вскоре занял молодой Ориген. Он перебрался в Палестину, где нашел защиту и покровительство у поминаемого сегодня ученика, святителя Александра Иерусалимского. Там он и умер. В силу своей близости к Оригену Климент не был канонизирован в православной традиции.

А Ориген, с которым также тесно общался священномученик Александр, был замечательным христианским ученым, библеистом и философом. Но, к сожалению, уклонился в ряд заблуждений, самое известное среди которых – учение о спасении всех людей – апокатастасис. Хотя выработанная Оригеном система понятий широко использовалась при построении церковной догматики (у него, например, впервые встречается термин «Богочеловек»), эсхатологический оптимизм Оригена отразился в учении о циклическом времени (или апокатастасисе), которое предполагает, что посмертное воздаяние и ад относительны, так как Бог по своей благости в конечном счете спасет от адских мук не только праведников, но и всех людей, всех демонов и даже самого сатану.

Ориген и его заблуждения были осуждены на V Вселенском Соборе в 553 году. Ведь Господь в Евангелии ясно говорит о будущем Страшном Cуде и о том, что там будут те, кто пойдут в одну сторону: Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34), и те, которые будут по другую сторону: Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его(Мф. 25, 41). И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46).

А святой апостол Павел писал о Господе, что мы ждем Его, как в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,  когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству  (2 Фес. 1, 8-10).

Святой Александр впоследствии, когда уже управлял Иерусалимской Церковью, из уважения и дружбы к Оригену позволил ему даже говорить поучение в своем присутствии. За это позволение мирянину поучать в церкви при епископе архипастырь подвергся осуждению Димитрия, епископа Александрийского, врага Оригена. В ответ святой Александр указал ему на пример других церквей. После он даже рукоположил Оригена во пресвитера, чрез что опять возгорелся спор между ним и Димитрием. И хотя кончина Оригена была мученической, несмотря на великие заслуги перед церковной наукой того времен, к лику святых он, конечно же, не причислен из-за ряда своих глубоких заблуждений. А вот Иерусалимский святитель Александр оказался свободным от заблуждений своего учителя Климента Александрийского и друга Оригена и потому, приняв мученическую кончину, стал заступником нашим и ходатаем перед Престолом бессмертного Царя.

В начале III века святой Александр был поставлен епископом во Флавии, Каппадокии, что составляло обширную область в восточной части Малой Азии. В гонение Септимия Севера, около 209 года, за ревность к вере Христовой он претерпевал заключение в темнице, в которой томился несколько лет. По освобождении из заключения в 212 году святой возымел желание поклониться святым местам в Иерусалиме, где был встречен народом и пустынниками, извещенными свыше о его прибытии, и по ясному небесному откровению избран соправителем престарелого Патриарха Иерусалимского Наркисса. В течение целого поколения, 38 лет, святой Александр мудро управлял Иерусалимской Церковью. В первую очередь он был известен своей любовью к просвещению.

Он устроил за свой счет значительную библиотеку из книг Священного Писания и существовавших в то время творений христианских писателей. Этой библиотекой, между прочим, пользовался в свое время (в IV веке) знаменитый церковный историк Евсевий Кесарийский, автор труда «Церковная история», который и сохранил в своей истории сведения о жизни святого Александра Иерусалимского. Но и Евсевий, несмотря на свои труды, не сподобился называться святым, потому что уклонился в арианство и не был достаточно последователен в своих размышлениях.

Но вернемся к епископу Александру. В гонение Декия святой Александр Иерусалимский был призван в Кесарию Палестинскую на суд и там вторично исповедал Христа. Брошенный в темницу он пробыл там довольно продолжительное время и там же предал свой дух Господу в 251 году.

Братья и сестры, сколько замечательных людей мы сегодня встретили в житии святого Александра, все они очень много потрудились во благо Церкви, но лишь святой Александр оказался тверд и предан Православию «на сто процентов». В связи с этим вспоминаются слова святого апостола Иакова: Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак. 3, 1-2). Велика ответственность церковного учителя. Если бы Климент, Ориген или Евсевий воздержались от неправославных речей, то, возможно, были бы прославлены у Господа в лике святых. А высказав ересь, они подверглись осуждению, и теперь мы молимся о них, а не они о нас.

Святый священномучениче Александре, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 52

Послание к Евреям (глава 12, стихи 25,26; глава 13, стихи 22-25)

ратия!> Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, Которого глас тогда поколебал землю и Который ныне дал такое обещание: «еще раз поколеблю не только землю, но и небо». 13. Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам. Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас. Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские. Благодать со всеми вами. Аминь.

Евангелие дня, 52

Святое Евангелие от Марка (глава 8, стихи 22-26)

Приходит <Иисус>в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого, и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.

Духовное чтение на 25 декабря 2018 года

Блж. Иероним Стридонский

Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему

Итак, пришли они в Вифсаиду – селение Андрея и Петра, Иакова и Иоанна. Вифсаида означает «дом охотников», и из этого самого дома во всю вселенную были посланы охотники и рыболовы. Поразмыслите, о чем идет речь! История очевидна, и буквальный смысл ясен; следует искать смысл духовный. В том, что Он пришел в Вифсаиду, что в этом месте был слепой, что Он ушел оттуда – что здесь великого? Великое в том, что Он совершил; и, если бы сегодня не происходило то, что однажды сделано было, мы не спешили бы назвать это великим.


Смотрите внимательно и замечайте, что говорится. В доме апостолов – слепой: в том же самом месте, где апостолы родились, – слепота. Разумеете, что я говорю? Слепой, бывший в доме апостолов, – это народ иудейский.

 

 

Проповедь Пастырей, 52

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 25 декабря 2018 года

… Жизнь духовная называется духовной, потому что приближает чело­века к Богу, а Бог есть Дух. Чем мы будем ближе к Богу, тем чаще мы начнем чувствовать Бога; наше сердце будет чаще посещать умиление, молитва наша от этого сделается более сосредоточенной, более внимательной; мы станем более терпеливыми, более рассудительными; мы станем гораздо умнее, потому что свой ум будем приносить Богу, все время будем к Богу обращаться, будем с Ним в общении находиться, и благодать Божия будет нас обоготворять.

Наша жизнь начнет улучшаться, наши чувства, наши мысли — все будет постепенно очищаться, светлеть. Всякий мрак из жизни нашей уйдет. У нас в сердце всегда будет радость, потому что Господь будет нас ею посе­щать. Мы узнаем то, чего никто не знает. Люди все стремятся к радости, но они заменяют ее суррогатами, как-то воздействуют себе на нервную систему, кто музыкой, кто вином, кто покурит, кто сходит погулять. Это тоже доставляет человеку удовольствие, но оно ни в какое сравнение не идет с той радостью, когда человека посещает Бог, когда человек действительно к Богу приблизился. Это то самое блаженство, отблески того блаженства, о котором говорит Господь, что блаженны нищие духом, блаженны плачу­щие о своих грехах, блаженны алчущие и жаждущие праведной жизни. Это, собственно, и есть Царствие Небесное.

32

Духовное чтение на 25 декабря 2018 года

Духовное чтение на 25 декабря 2018 года