Духовное чтение на 26 декабря 2018 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 26 декабря 2018 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Священномученик Владимир Лозина-Лозинский;
• Чтение Апостола – Послание Иакова (глава 1, стихи 1-18);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Марка (глава 8, стихи 30-34);
• Толкование Евангелия – Блж. Феофилакт Болгарский;
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 53

Священномученик Владимир Лозина-Лозинский

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы обратимся к памяти священномученика Владимира Лозины-Лозинского. Будущий протоиерей родился 26 мая 1885 года в городе Духовщина Смоленской губернии, в семье земских врачей. Родители его по убеждениям были народники. В 1888 году мать будущего священномученика заразилась тифом, ухаживая за больными в земской больнице, и умерла. Овдовев, отец Владимира с сыновьями вернулся в Санкт-Петербург, получил место врача на Путиловском заводе и через некоторое время женился. Большая семья, в которой родилось еще трое детей, была очень дружной, но особым благочестием не отличалась.

Владимир рос очень болезненным и впечатлительным ребенком, необыкновенно добрым и бескорыстным. Ему был присущ врожденный аристократизм, он прекрасно говорил на европейских языках. В 1904 году Владимир успешно окончил гимназию Императорского Человеколюбивого общества и сразу поступил на юридический факультет университета. В 1910 году он был взят на службу в Правительствующий Сенат. Одновременно молодой юрист продолжал изучать историю архивного дела и через два года окончил археологический институт.

Когда началась Первая мировая война, Владимир Константинович, как и многие патриотически настроенные люди, стремился на фронт, но не был взят на действительную службу по состоянию здоровья. В должности помощника начальника Петроградской санитарной автомобильной колонны он руководил перевозкой раненых с Санкт-Петербургских вокзалов и распределял их по госпиталям, самозабвенно работая целыми сутками.

Когда в 1917 году большевики закрыли Сенат, Владимир Константинович поступил на работу статистиком на Московско-Виндаво-Рыбинскую железную дорогу. Желание стать священником, по-видимому, вызревало в будущем мученике постепенно, под влиянием русской катастрофы 1917 года. Большим потрясением для него явилось и самоубийство любимого родного брата Алексея в 1916 году.

Впервые Владимир заявил о своем решении стать священником в дни, когда начались открытые гонения на Церковь. В 1920 году Владимир Константинович был зачислен на первый курс Богословского института в Петрограде, а в ноябре подал прошение о рукоположении. После посвящения в сан он служил в университетской церкви Всех Святых, в 1923 году являлся настоятелем этого храма, который к тому времени был переведен на Биржевую линию, дом 8.

В 1924 году батюшка был арестован по делу «Спасское братство». Затем он был заключен под стражу в феврале 1925 года и приговорен к десяти годам лагерей по обвинению в монархическом заговоре и служении панихид с поминовением Императорской семьи.

Сначала отец Владимир отбывал срок на Соловках. Лагерную жизнь батюшка принимал смиренно и безропотно. Он со всеми был приветлив, ласков, любил шутку. По воспоминаниям соузников-соловчан, аристократизм его поведения не исчезал даже тогда, «когда он отвешивал вонючую воблу» в продовольственном ларьке, разносил посылки или мыл управленческие уборные. Об отце Владимире вспоминали, что его врожденный такт «и, главное, светившаяся в нем глубокая любовь к человеку сглаживали внешние различия с окружающими». Он был «так воздушно-светел, так легко-добр, что кажется являлся воплощением безгрешной чистоты, которую ничто не может запятнать».

На Соловках отца Владимира посещали родные, которые вскоре добились смягчения приговора: в ноябре 1928 года заключение в лагере было заменено пятилетней ссылкой в Сибирь. Пробыв несколько месяцев в пересыльной тюрьме Ленинграда, батюшка был отправлен в глухую деревню Пьяново, что в 150 километрах от города Братска Иркутской области.

Одновременно с отцом Владимиром в той же деревне отбывал ссылку также отправленный с Соловков епископ Василий (Зеленцов), непримиримый противник политики митрополита Сергия (Страгородского). После освобождения отец Владимир с 1934 года служил в Новгороде, став в 1935 году настоятелем кафедрального Михаило-Архангельского собора, что на Прусской улице. Правящим архиереем Новгородской епархии в то время являлся архиепископ Венедикт (Плотников), знакомый отцу Владимиру по совместному служению в Петрограде.

14 мая 1936 года протоиерей Владимир Лозина-Лозинский был вновь арестован, отправлен на обследование в областную больницу для душевнобольных, где признан вменяемым. 8 декабря 1937 года вместе с группой прихожан подвергнут аресту по 58-й статье, оговорен как член группы «Народная демократия на основе негосударственного капитализма», а 26 декабря того же года расстрелян в Новгороде по решению «особой тройки». Место его захоронения Господь оставил сокровенным.

Святый священномучениче Владимире, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 53

Послание Иакова (глава 1, стихи 1-18)

Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться. С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что‐нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. Да хвалится брат униженный высотою своею, а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве. Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих. Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.

Евангелие дня 53

Святое Евангелие от Марка (глава 8, стихи 30-34)

И запретил <Иисус> им, чтобы никому не говорили о Нем. И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

Духовное чтение на 26 декабря 2018 года

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 31-33 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое

Приняв от учеников Своих исповедание, что Он есть истинный Христос, Господь открыл им и тайну Креста. Но открыл ее еще не вполне, ибо апостолы не понимали того, что Он говорил, и не разумели, что значит воскреснуть, но думали, что лучше Ему вовсе не страдать. Поэтому Петр и начинает возражать, говоря, что напрасно предавать Себя на смерть, когда может и не страдать. Но Господь, показывая, что страдание Его будет во спасение им и многим и что один сатана не хочет, чтоб Он пострадал и спас людей, называет Петра «сатаною» за его мысли, свойственные сатане, за то, что он не желал Христу пострадать, но прекословил Ему; сатана – значит противник. «Отойди от Меня», – говорит, то есть следуй Моей воле, не прекословь и не будь противником Моим, но следуй Мне. Петр, по словам Господа, думал о «человеческом», ибо мыслил плотское, хотел, чтоб Господь оставался в покое, не предавал Себя на Распятие и не подвергался напасти за спасение мира.

 

Наставление, 53

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 26 декабря 2018 года

… Господь в силах дать каждому человеку такое обилие мате­риальных благ, которое он даже не сможет и освоить. Для Бога это не составляет никакого труда. Почему же Господь не дает, хотя все люди хотят жить богато и счастливо? Толь­ко по одной причине: потому что богатому и счастливому очень трудно войти в Царствие Божие. А Господь пришел на землю, чтобы даровать человеку Царствие Божие, а не сытую и счастливую жизнь. Поэтому, как бы человек ни старался устроиться в жизни богато и счастливо, для не­го к несчастью, а для Бога к счастью это совсем не всегда получается.

Заглавие, окончание 33

Духовное чтение на 26 декабря 2018 года

Духовное чтение на 26 декабря 2018 года