Духовное чтение на 27 декабря 2018 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 27 декабря 2018 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Мученики Фирс, Левкий, Каллиник и священномученик Николай Ковалев;
• Чтение Апостола – Послание Иакова (глава 1, стихи 19-27);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Марка (глава 9, стихи 10-16);
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Духовное чтение на 27 декабря 2018 года

Мученики Фирс, Левкий, Каллиник и священномученик Николай Ковалев

Дорогие братья и сестры! Житие древних мучеников действительно краткое. Святые мученики Фирс, Левкий и Каллиник пострадали за Христа при императоре Декии, в середине III века в Кесарии Вифинской. Святой Левкий, укоривший правителя Кумврикия за несправедливое преследование христиан, после истязаний был усечен мечом. Святой Фирс, приговоренный к жесточайшим пыткам и истязаниям, перенес их невредимо и Божиим изволением мирно скончался. Языческий жрец Каллиник, видя мужество и чудеса святого Фирса, уверовал во Христа и смело исповедал истинную веру, за что и был усечен мечом. И, как говорит владыка Иларион Алфеев: «О […] реальной жизни святого мы иногда знаем кое-что, иногда — очень мало, иногда — почти ничего».

Но почему же тогда, открывая житие в редакции святителя Димитрия Ростовского, мы видим не одну, не две, а почти два десятка страниц текста? И снова нам отвечает владыка Иларион: «Житие святого — это его словесная икона, некий идеализированный образ: оно всегда пишется в соответствии с каноном, за пределы которого автор позволяет себе выйти лишь в исключительных случаях […]. Однако во многих случаях житие даже и не претендует на историческую достоверность, как не претендует икона святого на портретное сходство». А это значит, что мы должны, знакомясь с житием, искать для себя уроки. Открывая жития святителя Димитрия Ростовского, не нужно думать, что мы читаем учебник по истории, мы должны понять, что же именно хотел нам сказать святитель Димитрий Ростовский на примере страданий тех или иных мучеников.

Святитель Димитрий в уста каждого мученика вкладывает некоторое поучение. Вот перед правителем защищается святой Фирс: «Что же можно сказать полезнее того, что полезно для души? И вот, я вижу, что ты многих утесняешь и лишаешь спасения, отвлекая их от истинной веры и по злобе своей привлекая к служению идолам. Чрез сие ты на свою душу разжигаешь всю геенну огненную. Посему я решился смело и свободно говорить с тобою и узнать от тебя, ради чего ты поставил законом — оставив Создателя неба и земли и всех людей, — поклоняться делу рук человеческих, как бы говоря дереву: “Ты мой отец” […] и камню: “Ты меня родил?” И ради чего вся забота твоя о том, чтобы убедить всех людей (если бы это было возможно) разделить с тобою твой пагубный образ мыслей […]. Много размышлял я о настоящем деле, […] и не думай, что ты застал меня неподготовленным и не обдумавшим всего заранее. Ведь я сначала долгое время обсуждал все сам с собою и после тщательного исследования убедился, что ваши боги суть бездушные идолы и храмы их — нечисты; и я посмеялся над ними и избрал чистую и истинную христианскую веру. Итак, не медли исполнить то, что тебе приказано царем относительно нас, христиан».

А несколько позже у бывшего жреца Калинника возникает диалог с правителем:

«— Что с тобою, Каллиник, — говорил он, — разве чудеса этого чародея возымели над тобою такую силу, что даже твою благородную душу, — душу служителя богов, получившего от них многие милости, отвратили от веры отцов и вовлекли в окончательную погибель?

Каллиник сказал:

— В перемене моей более всего виновен сам Геркулес, который совершив, как рассказывается о нем, столько побед, теперь не мог противостоять одному слову сего мужа и пал столь жалким образом, показывая, что смеха достойны те басни, которые известны у людей о нем и о прочих богах.

— Вовсе нет, — возразил правитель, — но ты прельстился волшебством Фирса и надеешься, что и сам ты посредством чар будешь творить такие же чудеса. Однако ни тому волхву, ни тебе христианские волшебства не принесут пользы, если ты не раскаешься и не воздашь по-прежнему чести богам».

Конечно, братья и сестры, авторство этих диалогов принадлежит церковным писателям, жившим многими столетиями позже святых мучеников, потому как и святитель Димитрий Ростовский не сочинял жития сам, а в основном перерабатывал, редактировал те материалы, что дошли до его времени. Жития учат нас верности Богу, они учат нас не отступать от веры во Христа, Господа нашего, они учат нас быть служителями Слова Божия.

Совсем другое дело – жития новомучеников Российских. Они даже и не являются житиями в традиционном смысле этого слова. Сегодня мы поминаем священномученика Николая Ковалева. Его жизнеописание, как и других новомучеников, принципиально отличается от древнего канона. Здесь мы не видим тех художественных элементов, которые есть в древнем житии, а видим лишь жесткую и буквальную правду мучений.

Священномученик Николай родился в 1884 году в Новочеркасске в семье канцелярского служащего. В 1919 году в Анапе он был рукоположен в сан иерея. Краткие сведения о его служении известны из уголовного дела, заведенного на отца Николая в Ленинграде в начале 30-х годов. В деле говорится, что «…в период нахождения в Анапе барона Врангеля, священник Николай Ковалев был избран Городской Думой в комиссию по защите населения от красных». В 1934 году священник был арестован в Ленинграде, куда приехал жить и где совершал богослужения на дому.

Как «социально опасного элемента» отца Николая приговорили к высылке из Ленинграда. С 1935 по 1937 год он находился в ссылке в Казахстане, где был 22 ноября 1937 года вторично арестован и обвинен в «проведении среди населения к/р агитации, направленной на компрометацию мероприятий партии и правительства». На допросе отец Николай виновным себя не признал. 28 ноября тройка при УНКВД по Северо-Казахстанской области приговорила священника Николая Ковалева к высшей мере наказания, и 27 декабря 1937 года он был расстрелян.

Святии мученицы, молите Бога о нас!

Духовное чтение на 27 декабря 2018 года

Послание Иакова (глава 1, стихи 19-27)

Братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией. Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании. Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие. Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

Духовное чтение на 27 декабря 2018 года

Святое Евангелие от Марка (глава 9, стихи 10-16)

ченики удержали слово Иисусово>, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых. И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену. Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем. Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его. Он спросил книжников: о чем спорите с ними?

Духовное чтение на 27 декабря 2018 года

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 27 декабря 2018 года

… Евангелие повествует о том, как Господь трижды спра­шивал Своего ученика Симона, которому Он дал новое имя, Петр: «Любишь ли ты Меня?» Спросил раз, Петр говорит: да, люб­лю. Потом второй раз спросил, Петр говорит: Ты Сам знаешь, я Тебя люблю. И когда спро­сил третий раз, Петр понял, почему Господь трижды его вопрошал: незадолго до этого он трижды отрекся от Спасителя — отрекся, по­тому что испугался за свою жизнь, за свою сво­боду. Воскресший Христос этим троекратным вопрошанием восстанавливал его в апостоль­ском достоинстве, потому что, отрекшись от своего Учителя, он перестал быть Его учеником. А вот это троекратное вопрошание в некотором смысле было исповедью и по­каянием. Поэтому в Евангелии сказано: «Оскорбе же Петр, яко рече ему третие: любиши ли Мя?» И эта скорбь его была скорбью покаяния оттого, что ему не хвати­ло мужества, а раз не хватило мужества — значит, не хватило любви.

Часто можно слышать, особенно на исповеди: я ничего не могу с собой сделать. То есть человеку не хватает мужества, чтобы противостоять греху. В чем тут дело? Только в одном: что нет любви к Богу. Любил бы Бога — не грешил бы. А не хва­тает любви — поэтому человек отвергается от Бога. Петр отрекся словами, но мы ча­сто и делом отрекаемся, отрекаемся и мыслями, отрекаемся и нечистыми чувствами. Как Господь сказал: «Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Значит, пока мысленно, в голове у тебя блуд, ты уже вне Церк­ви, вне Бога, вне Христа. Как только душа уклонилась от Бога, ты уже изменил.

Отчего происходит измена? От недостатка любви. Потому что если любишь, то и в голову не придет изменить. Если человек любит свое дело, он этому делу служит. Если человек любит свою семью, он все для своей семьи старается сделать. Если человек любит жену, он жену всячески опекает. Если Родину свою любит, он для славы своей Родины, для своего народа трудится, а если не любит, то он в Ав­стралию уедет. Так и в духовной жизни. Поэтому Господь дал нам одну-единственную заповедь: «возлюби Господа Бога». И если сумеем мы Бога возлюбить, тогда спасем свою душу от греха.

Заглавие, окончание 33

Духовное чтение на 27 декабря 2018 года

Духовное чтение на 27 декабря 2018 года