Духовное чтение на 28 декабря 2018 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 28 декабря 2018 года.

• Жития святых – Священномученик Василий Виноградов;
• Чтение Апостола – Послание Иакова (глава 2, стихи 1-13);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Марка (глава 9, стихи 33-41);
• Проповедь пастырей – Из проповеди протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 55

Священномученик Василий Виноградов

Василий Алексеевич Виноградов родился 24 июня 1891 года в деревне Дубниха Толмачевской волости Бежецкого уезда Тверской губернии в благочестивой крестьянской семье. До пятнадцати лет он жил со своими родителями, окончил земскую школу. В 1907 году Василий поступил в Соловецкий монастырь, где прожил до 1913 года. Юноша предполагал остаться в полюбившемся ему монастыре на всю жизнь, но в 1913 году тяжело заболел и, по-видимому, не надеясь уже выздороветь, уехал повидаться с родителями и пробыл дома до 1914 года. Однако Василий Виноградов выздоровел, вернулся в Соловецкий монастырь и подвизался в нем до 1919 года.

Начинались гонения, обитель стала подвергаться набегам большевиков, и стало ясно, что дни ее существования сочтены. Василий Алексеевич уехал к себе на родину, в деревню Дубниха. В 1923 году он поступил псаломщиком в Покровскую церковь в селе Новый Стан, в 1927 году был рукоположен в сан диакона, а затем – во священника. В 1929 году власти арестовали его за то, что он не смог сдать требуемого от него количества зерна. Отец Василий был приговорен к полугоду принудительных работ и штрафу.

Вернувшись из заключения, он поступил служить в храм села Толмачи, где прослужил до своего ареста в 1931 году. Следователь спросил, считает ли священник себя виновным в антисоветской агитации. На это отец Василий твердо и решительно ответил: «Виновным себя в антисоветской агитации не признаю». 11 июля тройка при ОГПУ вынесла постановление: священника Василия Виноградова заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на три года.

В 1934 году батюшка вернулся домой, в родную Тверскую область, испытав тюремное заключение, утомительные этапы, изнурительную каторжную работу в лагере, когда и лагерное начальство, и само окружение, состоящее зачастую из воров и убийц, превращали условия непосильные в физическом отношении в условия крайне тяжелые в отношении нравственном. Но, пройдя в течение трех лет этот крестный путь, отец Василий не собирался оставлять службу в храме, отказываться от духовного окормления паствы, служения Божественной литургии.

Теперь он служил в храме села Селезениха Лихославльского района. Ничуть не уступил он безбожию — также проповедовал, также ходил по домам прихожан с молебнами. Отец Василий служил и жил так, словно не было никаких гонений. Таких священников и боялись антихристианские правители. На таких служителей Христовых не действовали ни угрозы, ни материальное утеснение, ни тюрьма, ни каторжная работа — ничто не могло принудить их отказаться от веры и служения Русской Православной Церкви.

В 1937 году был составлен указ об арестах и расстрелах церковно- и священнослужителей и православных мирян. Для того чтобы получить начальные сведения, которые могли послужить основанием для ареста, в НКВД требовали от председателей сельсоветов пофамильные характеристики на жителей категорий, планировавшихся для ареста.

Председатель Селезениховского сельсовета написал соответствующую характеристику и на отца Василия: «Прибыл Виноградов В.А. в село Селезениха в 1934 году из Новокарельского района. Виноградов В.А., проживая и служа при церкви в селе Селезениха, окружал себя подозрительными, без определенных занятий лицами, якшался с бывшими кулаками, как например, с Лебедевым Василием Ивановичем, каковой арестован органами НКВД за контрреволюционную агитацию. Виноградов, проживая на территории Селезениховского сельсовета, не подчинялся сельсовету, без разрешения сельсовета производил подворные обходы крестьянских дворов, за что был оштрафован в 1935 году на 200 рублей, но, не обращая внимания на штраф, он продолжал это делать. Мало этого, он подговаривал женщин, которые толпой приходили в сельсовет и нарушали общественный порядок. Проводил агитацию среди верующих женщин и вообще населения, извращая сталинскую конституцию в своих религиозных целях, указывая, что сталинская конституция разрешает подворные обходы… Среди верующих проводит антисоветскую агитацию за соблюдение религиозных праздников, а этим самым срывает полевые работы…»

В ночь с 21 на 22 декабря отец Василий был арестован. Следствие проводилось стремительно. 23 декабря следователь допросил председателя сельсовета, чтобы тот подтвердил в своих показаниях данную им характеристику. Собранных против священника сведений следователю показалось недостаточно, и он допросил секретаря Селезениховского сельсовета. Но тот ничего особенного не добавил. Допрос был окончен; на следующий день было составлено обвинительное заключение, и дело передали на решение тройки НКВД. 26 декабря тройка приговорила заключенного к высшей мере наказания. Священник Василий Виноградов был расстрелян 28 декабря 1937 года.

Святый священномучениче Василие, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 55

Послание Иакова (глава 2, стихи 1-13)

Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, невзирая на лица. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: «тебе хорошо сесть здесь», а бедному скажете: «ты стань там» или «садись здесь, у ног моих», то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? Если вы исполняете закон царский, по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как себя самого», — хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и перед законом оказываетесь преступниками. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем‐нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: «не прелюбодействуй», сказал и: «не убей»; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Та́к говорите и та́к поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.

Евангелие дня, 55

Святое Евангелие от Марка (глава 9, стихи 33-41)

Пришел <Иисус и ученики Его> в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал Двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня. При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас. И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

Наставление, 55

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Мария Магдалина была первым человеком, увидевшим воскресшего Христа. Почему Мария сподобилась такой чести, ведь изначала она была вовсе не самой праведной, и недаром о ней говорили, что Господь изгнал из нее семь бесов? Мария возлюбила много — она очень любила Христа, и вот за такое ее сердце, открытое Христу, Он пришел, чтобы ее утешить. И она пошла, как сказано в Евангелии, и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим. Но они, услышав, что Он жив, и она видела Его, не поверили.
После этого Он явился в ином образе двум другим ученикам. Лука и Клеопа шли в Эммаус, и повстречался им Путник, Который из Священного Писания доказал, что то, чему они удивляются — что Христос распят, — должно было произойти, что Он должен был пострадать. И когда они сели вместе ужинать, Господь преломил хлеб, и они узнали Его в преломлении хлеба. Они тут же вернулись в Иерусалим к братьям и сказали: Христос жив, Он будет встречать нас в Галилее, идемте туда. А те опять не поверили.
Наконец, Он явился одиннадцати, возлежащим на вечери, и упре­кал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшим не пове­рили. Марию ученики хорошо знали. Знали, что она уже давно отошла от греховной жизни, и ей нет никакой нужды обманывать. Лука и Клеопа тоже были их друзья и вместе с ними ходили за Господом, слушали Его слова. И вот они говорят, а им не ве­рят. Отчего это происходит? Господь через Евангелие отвечает: Он «упрекал их за неверие и жестокосердие». Жест­кое сердце не дает человеку веровать. Человек свое сердце так ожесточил, что оно стало твердым и в него не про­никает слово истины. Отсюда сомнения в истине. Про маленького ребенка говорят: он наивный, доверчивый, потому что верит тому, что ему скажут. А когда становится постарше, взрос­лые развращают его ум своей лживостью, чистота и прямота души уходят от него, и он начинает сомневаться: а правду ли они говорят, можно ли им верить? Ведь они одно говорят, а делают совсем другое. И сердце его начи­нает все более и более ожесточаться от этой лжи, от этого служения дьяволу, который отец лжи.
Вот мы читаем Евангелие (многие его даже несколько раз уже прочли), мы слушаем проповеди, а жизнь наша не меняется. От чего это происходит? От того, что ум наш и ухо воспринимают слово, а сердце жесткое не пускает его в себя. Мы ходим в церковь, делаем поклоны, читаем утренние и вечер­ние молитвы, причащаемся, некоторые даже читают книги святых отцов о молитве, о подвиге, о том, как избавиться от страстей, — но все как об стену горох, в нас ничего не входит. Мы вроде числимся в учениках Христовых, но, когда слышим слово Христово, мы его отвергаем, потому что не верим. Человеку не страшно и не стыдно, потому что сердце его представляет собой твердыню несокрушимую.
Как же сокрушить твердыню нашего сердца? Мы должны глубоко осознать свою падшесть, глубоко осознать свою виновность перед Богом, глубоко поскорбеть о том, что наши дела никак не соответствуют тому, чему учил Христос. Мы должны пролить об этом слезы, вперить ум наш в эту страшную трагедию: Христос жил, Христос умер, Христос проповедовал, а мы продолжаем жить в грехе. И только постоянным усилием, постоянным подвигом, постоянным насилием над своей греховной волей можно заста­вить свое окаменелое сердце опять зажить, стать духовным.
Будучи по природе своей порочны, злы, завистливы, блудливы, имея в себе только саможаление и никакой жалости к ближнему не испытывая, должны заставлять себя жить так, как будто мы это все имеем. Нужно волю свою, всю силу души направить на спасение. Не хочешь молиться — заставь себя молиться; не хочешь делать доброе дело — а ты заставь себя сделать это доброе дело; не хочешь читать книги духовные — заставь себя их читать. И так во всем; надо все время переламывать себя, все время совершать насилие над этой каменной коркой, которой покрыто наше сердце. Тогда постепенно оно начнет трепетать, постепенно начнет реагировать, в нем появятся человеческие свойства: жалость, смирение, кротость, любовь, ми­лосердие. Мы научимся любить не только себя, а будем иметь сострадание к другому, будем иметь какое-то терпение, снисхождение.
Сколько же нужно труда приложить, сколько нужно сил затратить? В любом деле, чтобы что-то сделать, начиная от табуретки и кончая электронно-вычислительной машиной, нужно обязательно вложить труд. Но самый большой труд вкладывается при достижении Царствия Небесного, потому что оно требует от человека всей воли, всего времени, всего напря­жения ума, всего напряжения сердца, рук, ног; мы должны всем естеством, каждой клеточкой нашего существа Богу служить, то есть постоянно думать о том, не согрешаем ли мы, постоянно думать о том, не делаем ли мы того, что противно заповеди Божией, и все время себя переламывать и застав­лять. Постоянно себя перемалывать — должна идти именно такая «мясо­рубка» нашего сердца, потому что оно есть сплошной грех, от начала до конца, а надо его сделать милостивым.
И это возможно не иначе, как только с помощью благодати Божией. Ведь чтобы починить какой-то прибор, нужен человек, который знает, как этот прибор устроен. И чтобы наше сердце исправить, то есть вернуть ему эту чистоту изначальную, нужна сила, которая сердце создала. Только Сам Господь может нас исправить. Потому Церковь и называет Его Спаси­телем, что только Он, Сам Христос, может нас спасти из этого состояния. И если Господь увидит, что действительно наша воля, все силы нашего сердца, весь наш ум — все обращено к спасению, — то постепенно мы будем исправляться. Господь будет нам давать силу. «От дней Иоанна Крестителя Царствие Божие нудится, и только употребляющие усилие восхищают его».

35

Духовное чтение на 28 декабря 2018 года

Духовное чтение на 28 декабря 2018 года