Духовное чтение на 29 декабря 2018 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

В сегодняшний субботний день предлагаем Вам к духовному прочтению следующие рубрики, включающие в себя:

• Жития святых – Священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий;
• Чтение Апостола – Послание к Колоссянам (глава 1, стихи 3-6);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 14, стихи 1-11);
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 56

Священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий

Будущий священномученик Аркадий, епископ Лубенский, викарий Полтавский, в миру Остальский Аркадий Иосифович, родился в апреле 1888 года в селе Яковицы Житомирской губернии в семье священника Иосифа Остальского. Впоследствии родители будущего святителя переехали в Житомир, куда перевели служить батюшку Иосифа. Кроме Аркадия в семье было еще двое детей: сын и дочь.

После окончания Волынской духовной семинарии, с сентября 1911 года, Аркадий был священником соборного храма в городе Староконстантинов, затем – настоятелем Никольской единоверческой церкви в городе Полтава. Во время войны он стал полковым священником. Являясь с 1917 по 1922 годы настоятелем церкви в Житомире, отец Аркадий организовал при храме православное братство. Его пламенные проповеди привлекали множество народа, а братство в тяжкие годы гражданской войны осуществляло практическую помощь бедным и больным; тут обучали детей, хоронили умерших, занимались благотворительностью.

Батюшка Аркадий не только других побуждал к нищелюбию и милосердию, но и сам показывал пример этой жертвенности и крайнего нестяжания. Однажды он вышел из Житомира в сапогах, а в Киев пришел уже в лаптях. Оказалось, ему на дороге встретился какой-то бедняк, и они поменялись обувью. Отец Аркадий часто служил и всегда исповедовал. Иногда исповедь затягивалась до двух часов ночи.

Весной 1922 года священника Аркадия Остальского арестовали по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей прямо на выходе из храма, после совершения Божественной литургии. Весть об аресте любимого пастыря облетела город, в тюрьму стали приносить передачи в таком количестве, что их хватало и заключенным, и надзирателям.

Батюшку приговорили к расстрелу. Рассказывают, что во время чтения обвинительного заключения и приговора отец Аркадий заснул, и конвоиры вынуждены были разбудить его, чтобы сообщить, что он приговорен к смерти. «Ну что ж, — сказал священник, — благодарю Бога за все. Для меня смерть — приобретение». После суда верные христиане стали хлопотать о смягчении приговора, и он был заменен пятью годами заключения.

Пока отец Аркадий находился в заключении, его супруга вышла замуж за офицера Красной Армии и потребовала, чтобы после освобождения из тюрьмы батюшка дал ей развод. Детей у них не было. Так Господь разрешил отца Аркадия от семейных уз.

После досрочного освобождения в 1925 году батюшка поехал в паломничество в Дивеевский женский монастырь. Там его встретила блаженная Мария Ивановна, которая внимательно поглядела на приехавшего помолиться священника и сказала ему: «Будешь епископом, но из тюрьмы не выйдешь». В Саровской Успенской пустыни он был пострижен в мантию с оставлением того же имени.

Вернувшись в Житомир, иеромонах Аркадий все время стал отдавать молитве и аскетическим подвигам. В начале 1926 года иеромонах Аркадий был возведен в сан архимандрита, а 2 сентября того же был хиротонисан во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии, однако епархией управлять не мог, поскольку в октябре был арестован и выслан в Харьков, а в феврале 1927 года – в Туапсе.

Въезд в епархию, в город Лубны, ему был запрещен, однако владыка все же решил выехать, чтобы отслужить хотя бы пасхальное богослужение. В Лубны он выехал тайно и перед самым началом пасхальной полунощницы, около половины двенадцатого, вошел в алтарь. Он был в пальто, темных очках и в таком виде мало походил на епископа. Диакон собора стал прогонять незнакомца, говоря, что они ждут приезда назначенного к ним архиерея, и ему совсем не место сейчас в алтаре. Незнакомец попросил вызвать настоятеля, диакон уступил, и когда пришел настоятель, епископ Аркадий открылся ему и сказал, что он и есть назначенный к ним архиерей.

После объяснений владыка облачился, и началось пасхальное богослужение. Но еще не закончилась служба, как в соборе стали появляться представители власти. Дальнейшее пребывание владыки Аркадия в соборе грозило арестом, и он был вынужден скрыться. Это было единственным богослужением в назначенной ему епархии. Архиерей уехал в Новоафонский монастырь на Кавказ, жил в горах, встречался с подвижниками, населявшими в то время пропасти и ущелья Кавказских хребтов. Однако и здесь положение было неспокойным. Власти с помощью охотников выслеживали подвижников, арестовывали и расстреливали их.

Владыка был вновь арестован в апреле 1927 года и сослан в Казань. Из этой ссылки он бежал в марте 1928 года и нелегально поселился в Ленинграде при подворье Киево-Печерской лавры. Служил он тайно. В мае 1928 года последовал новый арест святителя, уже в Москве. Его заключили в Бутырскую тюрьму. В июле того же года епископ Аркадий был приговорен к пяти годам заключения в лагере, а в дальнейшем срок продлили еще на пять лет.

Владыка находился в умеренной оппозиции митрополиту Сергию. Как-то, будучи тайно в Москве между бесконечными ссылками, архиепископ попытался обратиться к митрополиту Сергию (Страгородскому) за разъяснениями о современной церковной жизни, однако тот не стал с ним разговаривать, предложив ему прежде явиться в НКВД.

С 1928 по 1937 годы с небольшим перерывом владыка находился в заключении на Соловках. Там он был определен на самую тяжелую работу. Из этого лагеря владыка Аркадий вернулся совершенно седым в феврале 1937 года. После освобождения он был назначен епископом Бежецким, но назначения не принял. Постоянное проживание ему было разрешено в Калуге.

В сентябре 1937 года епископ Аркадий был арестован. Поначалу его держали в Калужской тюрьме, а затем перевели в Бутырскую тюрьму в Москве. 17 октября начались допросы. Владыку обвинили в контрреволюционной деятельности. Виновным себя святитель не признал и обвинений, выдвинутых против него, не подтвердил. 29 декабря 1937 года епископ Аркадий (Остальский) был расстрелян на полигоне НКВД в поселке Бутово под Москвой и погребен в общей могиле.

Святый священномучениче Аркадие, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 56

Послание к Колоссянам (глава 1, стихи 3-6)

ратия,> благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине…

Евангелие дня, 56

Святое Евангелие от Луки (глава 14, стихи 1-11)

Случилось Ему <Иисусу> в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним. И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью. По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил. При сем сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? И не могли отвечать Ему на это. Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: «уступи ему место»; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но, когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: «друг! пересядь выше»; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

 

Поучение, 56

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 29 декабря 2018 года

… Мы знаем, что любовь может разгораться и может потухать, как пламя. Так и любовь к Бо­гу может сначала пламенеть, а потом сходит на нет. Поче­му так, был пламень и вдруг кончился? «По причине умно­жения беззакония, во многих охладеет любовь», — сказал Господь. Охлаждение к Богу происходит из-за беззаконий. Человек нарушает закон Бо­жий, человек хочет делать то, что Богу противно, хочет и делает. И раз он делает то, что противно Богу, у него начинается борьба с его совестью. Поэтому ему нужно либо преодолеть грех, либо забыть Бога — и большинство людей забывает Бога. Почему человек в Бога не верует? Не потому, что ему родители не расска­зали, а потому, что он грешник и хочет грешить. Поэтому он отрицает Бога. Если он Бога признает, ему нужно пере­стать грешить, а грех он любит больше. Поэтому тот, кто не верует в Бога, это закоренелый грешник.

Двести лет назад люди стеснялись признаться в своем безбожии, потому что понимали: раз я безбожник, значит, я уже и не человек, а всего лишь животное, разумное, ко­нечно, может быть, наделенное всякими талантами, но я зверек, потому что во мне нет вечной жизни. А сейчас уже наоборот, сейчас сядет в кресло: «А ты мне докажи. А где это ваш Бог?» А что доказывать? По твоей жизни видно, чем ты живешь, по твоим глазкам видно, что у тебя в душе. Что там разбираться-то, все очевидно: ты выбираешь зло, вот и все.

36, желтый 2

Духовное чтение на 29 декабря 2018 года

Духовное чтение на 29 декабря 2018 года