Духовное чтение на 2 января 2019 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 2 января 2019 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Святитель Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский;
• Чтение Апостола – Послание Иакова (глава 3, стихи 11-18; глава 4, стихи 1-6);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Марка (глава 10, стихи 11-16);
• Толкование Евангелия – Блж. Августин;
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 53

Святитель Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский

Будущий святитель, в миру Авраамий Гаврилович Смирницкий, родился 29 октября 1773 года в слободе Повстин Пырятинского уезда Полтавской губернии. Старший сын в многодетной семье протоиерея, он учился грамоте дома по Часослову и Псалтири, читал и пел на клиросе. По окончании Киевской духовной академии одним из лучших студентов в августе 1796 года Авраамий Смирницкий поступил послушником в Киево-Печерскую лавру и 21 февраля 1797 года был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Антония Печерского. В апреле последовала хиротония во диакона. Иеродиакон Антоний был заведующим лаврской библиотекой, впоследствии был известен как блестящий проповедник.

20 ноября 1799 года будущий Воронежский святитель был рукоположен во иеромонаха. В 1808 году назначен заведующим лаврской типографией. Отец Антоний был строгим постником, молитвенником, аскетом, отличался нестяжательностью, раздавал нищим большую часть своего жалованья.

20 сентября 1814 года иеромонаху Антонию было определено быть начальником Ближних пещер. После этого вскоре им было подано прошение о принятии великой схимы, но оно было отклонено. 2 января 1815 года иеромонах Антоний (Смирницкий) был назначен наместником Киево-Печерской лавры. В течение всей жизни он имел благоволение императоров и милость всего царского двора, что в дальнейшем особенно проявилось на Воронежской кафедре.

В начале 1826 года наместник Киево-Печерской лавры архимандрит Антоний был избран епископом на вдовствующую Воронежскую кафедру. 31 января в Киево-Печерской лавре состоялось его рукоположение во епископа Воронежского и Черкасского, которое возглавил киевский митрополит. Вскоре после рукоположения епископ Антоний сказал: «Вот, при всем своем недостоинстве, я — архиерей. Господу угодно было показать Свое милосердие и всемогущество надо мною. Скоро должен я ехать на Воронежскую епархию. Не надеюсь на себя, но там есть два святителя Христовых — Митрофан и Тихон. Их молитвы, как благонадежный якорь душе моей, меня подкрепят и мне помогут».

Воронежская епархия была в ту пору весьма обширной: она включала в себя всю область Донской земли, простираясь до Азова. Начав обозрение епархии, владыка старался глубоко вникать в приходскую жизнь, стремился посетить каждую церковь, встречавшуюся ему на пути. При всей своей неутомимости епископ Антоний был не силах посетить самые дальние пределы вверенного ему края ввиду обширности епархии. Поэтому Святейший Синод в 1829 году выделил наиболее удаленную часть Воронежской епархии в отдельную Новочеркасскую епархию. Тогда же Воронежский архипастырь получил титул епископа Воронежского и Задонского.

Особой заботой преосвященного Антония было устроение в епархии монашеской жизни. Его трудами была восстановлена древнейшая обитель Воронежского края – Свято-Успенский Дивногорский монастырь. За годы архипастырства святителя Антония на Воронежской земле было построено 63 новых храма. Он был одним из сторонников и инициаторов перевода на русский язык творений святых отцов, помимо этого, способствовал развитию церковного издательского дела.

Особое попечение о своей пастве святитель Антоний проявил во время эпидемий холеры в 1830 и 1831 годах. По милости Божией, молитвами святителя Антония в те дни эпидемия не коснулась Воронежа. Одной из главнейших забот епископа Воронежского и Задонского Антония стала подготовка к прославлению святителя Митрофана, первого епископа Воронежского.

Преподобный Серафим Саровский, по свидетельству современников, называл преосвященного Антония не иначе как «великим архиереем Божиим» и своим «старшим братом», хотя они ни разу не встречались.

Особое внимание архиепископ Антоний уделял развитию духовного образования в Воронежском крае. В 1837–1838 годах были открыты духовные училища в Задонске и Павловске. Воронежский архипастырь регулярно посещал экзамены в семинарии и училищах, приглашал на них губернатора, дворянство и купечество, которые охотно материально поддерживали духовные школы. Сам святитель Антоний с отеческой любовью относился к семинаристам, из личных средств поддерживая бедных воспитанников семинарии и училищ.

В 1830 году святитель Антоний открыл особый Воронежский тюремный комитет, жертвовал значительные суммы на устройство благотворительных обедов.  Дважды, в конце 30-х и начале 40-х годов XIX века, архиепископ Антоний подавал императору и обер-прокурору прошения об увольнении на покой в Киево-Печерскую лавру по состоянию здоровья, но оба раза получил отказы. Более святитель об увольнении на покой не просил.

20 декабря 1846 года, в полдень, благословив присутствующих, святитель Антоний, архиепископ Воронежский и Задонский, тихо отошел ко Господу. Он был погребен 27 декабря у Благовещенского собора Митрофанова монастыря, в склепе, близ усыпальницы святителя Митрофана. Над местом его погребения была положена чугунная плита.

В августе 1956 года состоялось перенесение останков святителя Антония с места уничтоженного безбожниками Митрофанова монастыря на городское кладбище, где они и были захоронены, после чего место нахождения могилы святителя было утеряно.

Святителю отче Антоние, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 53

Послание Иакова (глава 3, стихи 11-18; глава 4, стихи 1-6)

ратия!>Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду. Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. Но мудрость, сходящая свыше, во‐первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир. 4. Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не про́сите. Про́сите и не получаете, потому что про́сите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Прелюбодеи и прелюбодеицы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»? Но тем бо́льшую дает благодать; посему и сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
(Послание Иакова 4:1-6)

Евангелие дня 53

Святое Евангелие от Марка (глава 10, стихи 11-16)

казал Господь:> Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует. Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.

Духовное чтение на 2 января 2019 года

Блж. Августин

Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее

Жена связана законом, доколе жив муж ее (1 Кор. 7:39). Как следствие, связан и муж ее, пока жена его жива. Эта связанность делает невозможными прочие связи без прелюбодейства; в случае такой связи из двух супругов получаются четыре развратника: если жена выйдет замуж за другого и если муж женится на другой. И хотя более распутствует тот, кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой (это прелюбодеяние упоминает Матфей) (Мф. 19:9), прелюбодеем считается не только такой человек, но, как сказано у Марка, тот, кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

 

Наставление, 53

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 2 января 2019 года

… Из храма каждый выходит с чувством, что сделал единственное, ради чего вообще стоит существовать, единственное по-настоящему важное для его души. Спрашивается: но ведь человек ничего не делает, он просто стоит, он даже не думает, потому что во время молитвы надо все ненужные мысли из головы изгонять. Так что же с ним происходит? А происходит жизнь, потому что жизнь — это есть общение с Богом. А все остальное — это не жизнь, это прозябание. Все остальное, что вне молитвы, человека совершенно недостойно. Потому что все это остальное и собаки, и обезь­яны, и тараканы исполняют охотно и совершенно автоматически, как им повелева­ет инстинкт. А для человека это остальное должно быть как бы по необходимости: к сожалению, нужно есть — поэтому надо какую-то пищу себе доставать. К сожа­лению, необходимо одеваться, потому что мы живем в северной стране. К сожале­нию, нужно отапливать дом, надо крышу крыть от непогоды. Но понятно, что не это смысл человеческой жизни, потому что это все равно временно. И кто на этом всем застревает, тот пребывает в полнейшем безумии, тот с точки зрения даже простой логики просто ненормальный.

Заглавие, окончание 33

Духовное чтение на 2 января 2019 года

Духовное чтение на 2 января 2019 года