Духовное чтение на 5 января 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

В сегодняшний субботний день предлагаем Вам к духовному прочтению следующие рубрики, включающие в себя:

• Жития святых – Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский;
• Чтение Апостола – Послание к Галатам (глава 3, стихи 8-12);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 13, стихи 18-29);
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 56

Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский

Дорогие братья и сестры! Время и место рождения святого Феоктиста нам неизвестны. Знаем лишь, что в конце XIII века, собрав вече у новгородского собора Святой Софии, князь Борис Андреевич и все новгородцы почтительно привели игумена Благовещенского монастыря Феоктиста и посадили во Владычном дворе. В то самое время святой митрополит Максим оставил Киев и переселился во Владимир-на-Клязьме. В 1300 году в Великий Новгород приехали митрополит Максим, а с ним епископ Ростовский Симеон и епископ Тверской Андрей. Они и поставили Феоктиста архиепископом в Новгороде. Торжество для города было поистине необыкновенное: в первый раз владыка Новгорода был посвящен в новгородском храме Святой Софии.

О пастырской деятельности святого Феоктиста летописи сообщают лишь отрывочные сведения. В недолгие годы его святительства в Новгороде происходит усиленная постройка храмов. В 1300 году по благословению владыки Феоктиста была заложена каменная церковь во имя Архангела Михаила на Михайловской улице и через два года освящена. В 1301 году новгородцы срубили еще четыре деревянных храма. В 1302 году заложили каменную церковь во имя святых князей-мучеников Бориса и Глеба, «которая порушилася». В следующем году в Новгороде были срублены еще четыре деревянных храма.

В 1305 году святитель Феоктист участвовал в переговорах Новгорода со святым великим князем Михаилом Тверским о сохранении прежних взаимных отношений. Через два года новгородцы пожаловались святому великому князю Михаилу на его новгородских наместников. На жалобе была печать святителя Феоктиста. Вообще, время тогда было смутное: московский князь Георгий Даниилович препирался с великим князем Михаилом за княжение в Новгороде. Несправедливые домогательства московского князя причиняли Новгороду много неприятностей. Писец книги «Апостол» 1307 года со скорбью говорит: «При сих князьях сеялись и росли усобицы, и жизнь наша гибла от ссор княжеских, и век людей укорачивался». К тому же в это время у владыки Феоктиста и у новгородцев было «немирье» с псковичами.

Все это должно было огорчать святителя и влияло на его здоровье. В том же 1307 году, в декабре, после восьмилетнего управления новгородской паствой святитель Феоктист «своего ради нездоровья» оставил архиепископскую кафедру. Благословив новгородцев, он удалился в Благовещенский монастырь, где «изволил молчальное житие». Так, в безмолвии, то есть свободным от людской суеты, святитель прожил в обители три года. Архиепископское место святителя Феоктиста по его уходе в монастырь занял его духовный отец Давид, которого все новгородцы с игуменами и со всем иерейским чином возлюбили и с честью посадили во Владычном дворе, а святитель Феоктист благословил Давида на свое место.

23 декабря 1310 года блаженный святитель Феоктист мирно почил. «Он много пострадал для Бога», – говорит современник. Когда он преставился от этой временной жизни, его святая душа взошла на небо, а лицо как бы озарилось светом. Видевшие это дивились и прославляли Бога. Честное тело святителя было положено всем иерейским собором в монастырской Благовещенской церкви. Летописец свой рассказ о кончине святителя завершает так: «Дай же, Господи Боже, ему Небесное Царство, а Новгороду – молитву его и благословение».

Таковы немногочисленные известия о трудах и подвигах земной жизни святителя Феоктиста. После блаженной кончины Бог прославил его многими чудесами. Упомянем лишь некоторые из них.

В первый раз Бог прославил святителя Феоктиста через 300 лет после его преставления. Супруга царского дьяка Иулиания долго была больна, так что потеряла всякую надежду на выздоровление. Но вот однажды ночью ей во сне явился муж в священном облачении и сказал: «Поищи гроб архиепископа сего города Феоктиста и получишь исцеление». Дьяк справился по летописям о гробе святителя, привез больную жену в Благовещенский монастырь, отпел здесь панихиду и раздал щедрую милостыню. Женщина тогда же почувствовала облегчение, а скоро и совсем выздоровела. Благодарный дьяк пожелал, чтобы тогда же была написана икона святителя по явлению, бывшему его жене. В то же время пономарь Софийского собора Феодор, занимавшийся иконописанием, написал образ святого Феоктиста с древнего подлинника, который сохранился на стене Софийской паперти. На иконе святитель изображен в молитвенном положении перед иконой Благовещения Пресвятой Богородицы.

В 1664 году князь Василий Ромодановский, наместник Новгорода, по благоговейному усердию к святителю велел среди остатков Благовещенской церкви очистить гроб святителя и устроить над ним часовню. Затем князь устроил над мощами раку с ликом святителя и, наконец, возобновил каменный храм. Между тем святитель продолжал изливать благодать чудотворений.

Почитание памяти святого Феоктиста началось, вероятно, вскоре после его кончины. В Благовещенском монастыре ему было установлено местное празднование (до 1786 года), а также устроен придел в его честь. В 1786 году по ходатайству митрополита Петербургского Гавриила мощи святителя Феоктиста с разрешения Святейшего Синода были перенесены из упраздненного Благовещенского монастыря в Юрьев монастырь под Новгородом и помещены в соборном храме во имя святого великомученика Георгия Победоносца у северной стены близ алтаря. В 1827 году архимандрит Фотий устроил здесь придел во имя святителя Феоктиста. В советское время место погребения святого было утеряно, но в 2015 году в ходе археологических работ в Георгиевском соборе была обнаружена гробница с мощами святителя.

Святителю отче Феоктисте, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 56

Послание к Галатам (глава 3, стихи 8-12)

ратия!> Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: «в тебе благословятся все народы». Итак, верующие благословляются с верным Авраамом. А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона». А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.

Евангелие дня, 56

Святое Евангелие от Луки (глава 13, стихи 18-29)

казал Господь притчу сию:> чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: «Господи! Господи! отвори нам»; но Он скажет вам в ответ: «не знаю вас, откуда вы». Тогда станете говорить: «мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты». Но Он скажет: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды». Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.

Поучение, 56

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 5 января 2019 года

… Если ты делаешь добро детям и внукам — знай, что это ты себе делаешь, это ты свою страсть реализуешь. Потому что дети, внуки — это свое, ты в них видишь себя, поэтому ты для них все и де­лаешь. А ты чужому сделай, даже тому, кто к тебе плохо относится, вот это перед Богом будет ценно. А то у нас как? Мы любим только тех, кто к нам хорошо относится. Как мы определяем, хороший человек или плохой? Очень просто: если к нам от­носится хорошо, мы говорим, хороший человек; если к нам плохо — значит, плохой. А может быть, он только к нам относится плохо, а ко всем остальным хорошо, потому что мы сами по себе дрянь? Может быть, об этом надо задуматься? Может быть, мы и не достойны доброго отношения?

36, желтый 2

Духовное чтение на 5 января 2019 года

Духовное чтение на 5 января 2019 года