Духовное чтение на 6 января 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Воскресного дня!

В сегодняшнее воскресенье предлагаем Вам к духовному и молитвенному прочтению:

Жития святых – Cвященномученик Сергий Мечев;
• Чтение Апостола – Послание к Евреям (глава 11, стихи 9-40);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 1, стихи 1-25);
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 57

Cвященномученик Сергий Мечев

Священномученик СергиЙ Мечев родился 17 сентября 1892 года в семье известного московского старца, святого протоиерея Алексия Мечева, настоятеля храма святителя Николая в Кленниках. К моменту рождения мальчика здоровье его матери значительно ухудшилось. Ребенок родился на два месяца раньше срока, его с трудом выходили. Мальчик был четвертым в семье и рос в благодатной атмосфере церковной жизни, глубокой веры и любви к Богу.

В 1902 году скончалась мать Сергея. В это же время он поступил в первый класс 3-й Московской мужской гимназии, которую окончил в 1910 году с серебряной медалью. Будучи очень музыкальным, юноша стал петь у отца на клиросе.

Образование Сергей Мечев продолжил в Московском университете на словесном отделении историко-филологического факультета. Имея желание ознакомиться с достопримечательностями Запада, Сергей в 1913 году, во время летних каникул, посетил города Швейцарии и Италии. Знакомясь с религиозной живописью художников эпохи Возрождения, он пришел к выводу, что древнерусская икона значительно превосходит достижения западного искусства своей духовностью и глубиной.

В августе 1914 года началась Первая мировая война. Как и другие студенты-патриоты, Сергий Мечев, прервав занятия, прошел подготовку в госпитале и уехал на фронт санитаром-добровольцем. В июне 1916 года Сергей Алексеевич вернулся с фронта и возобновил университетские занятия.

В 1917 году была создана Комиссия Русской Православной Церкви по сношению с гражданской властью. Участие в этой Комиссии дало возможность Сергею присутствовать на Всероссийском Поместном Соборе. Тогда же произошло его знакомство с патриархом Тихоном.

В 1918 году Сергей Алексеевич женился. Решение стать священником было принято им осенью 1918 года в Оптиной пустыни, во время беседы со старцем иеросхимонахом Анатолием (Потаповым). Весной 1919 года, в Лазареву субботу, Сергей Мечев был рукоположен во диакона, а в Великий Четверг, 17 апреля, в Даниловом монастыре – во иерея. Служить отец Сергий стал вместе с родителем в храме святителя Николая в Кленниках. Помимо совершения служб и проповедей в его обязанности входило проведение духовных бесед после богослужений. Особым его детищем стал кружок по изучению творений святых отцов, возникший на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета.

22 июня 1923 года во время отдыха в городке Верее Московской области скончался отец Алексий. Хоронила его вся Москва. В день похорон на Лазаревское кладбище прибыл Святейший Патриарх Тихон, только что освобожденный из заключения.

После смерти родителя начался трудный этап в жизни отца Сергия. Сомнения и неуверенность в своих силах неотступно мучили его. Внезапный арест и заключение в Бутырскую тюрьму сосредоточили его на молитве и ожидании проявления воли Божией. В ночь на сороковой день по смерти батюшки иерей Сергий отчетливо почувствовал присутствие отца и весь день испытывал светлую радость. В душе отца Сергия окрепла решимость принять батюшкино наследство, и этому он посвятил всю дальнейшую жизнь. Отец Сергий ревностно боролся против обновленчества и стремился к тому, чтобы заветы Христовы и поучения святых отцов претворялись его паствой в жизнь.

В 1929 году снова начались массовые аресты священнослужителей и мирян. Отец Сергий был арестован в ночь с 28 на 29 октября. Поезд с арестантами отбыл в Архангельск вечером 24 ноября. Там отец Сергий, осужденный на три года ссылки, получил направление в небольшой город Кадников Вологодской области. Там он снял две смежные комнаты в тихом доме у пожилой хозяйки. На лето и зимние каникулы к нему привозили детей. Матушка приезжала лишь на время отпуска, так как поступила работать в больницу медсестрой.

В апреле 1932 года были арестованы многие миряне и среди них супруга отца Сергия Евфросиния Николаевна. Она получила три года и поехала к мужу в Кадников. Четырех детей взял под опеку младший брат Евфросинии Николаевны.

К концу 1932 года у значительного числа ссыльных подходили сроки освобождения, но оно не последовало. Отец Сергий снова получил пять лет лагерей и был отправлен сначала на лесопильные работы у Кубенского озера, затем – в Вологду. Условия общих работ и лагерный быт были очень тяжелыми, уголовники отбирали все, что присылалось из дома. Состояние здоровья отца Сергия резко ухудшилось.

За «ударный» труд медработником священник был отпущен на свободу годом раньше. По освобождении работал в поликлинике в Твери. Там он мог до начала приема исповедать и причастить приехавших из Москвы ранним поездом духовных детей.

В марте 1940 года батюшка переехал в Рыбинск, где устроился на работу фельдшером в городскую поликлинику. Жилье было найдено в пригороде, на другом берегу Волги. Ввиду неминуемого ареста отцу Сергию советовали уехать куда-нибудь подальше, например, в Среднюю Азию, но он не смог на это решиться. Было найдено жилье в одной из отдаленных деревень на Волге под Тутаевом, где священник собирался прожить лето 1941 года. 7 июля отец Сергий был арестован в Рыбинске, куда ему пришлось поехать по делам прописки и заночевать.

На допросе отец Сергий категорически отказывался называть знакомых. За уклонение от требуемых показаний отцу Сергию назначили заключение в карцер на пять суток. Военный трибунал войск НКВД по Ярославской области приговорил отца Сергия к расстрелу. Протоиерей Сергий Мечев был расстрелян 6 января 1942 года и погребен в безвестной общей могиле.

Святый священномучениче Сергие, моли Бога о нас!

Чтение апостола, 57

Послание к Евреям (глава 11, стихи 9-40)

ратия!> Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель — Бог. Верою и сама Сарра [будучи неплодна] получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город. Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: «в Исааке наречется тебе семя». Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих. Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления. Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел бо́льшим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд. Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их. Верою перешли они Чермное море, как по суше, — на что покусившись, Египтяне потонули. Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении. Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев [и проводив их другим путем], не погибла с неверными. И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и [других] пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Евангелие дня, 57

Святое Евангелие от Матфея (глава 1, стихи 1-25)

Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя. Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Итак, всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя Иисус.

Проповедь пастырей, 57

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 6 января 2019 года

… Христос являл совершенно иную жизнь и говорил, что, кто эту жизнь воспримет, тот достигнет подлинного блаженства. Для кого духовное представляет единственную жажду, кто поистине станет нищим духом, кто будет духовное, как нищий, просить у Бога — только этот человек духовного и достигнет. Поэтому в лествице христианского совершенства первая ступень есть нищета духа. Если человек никак не доволен состоянием своей жизни, если ему корыта, у которого он сидит, недостаточно, и он стремится к духовному, он взыскует, он старается заповеди Божий исполнять, старается победить свое греховное естество, для того чтобы приоб­щиться к небесной жизни, — тогда он и достигает блаженства.. А все остальное, необходимое для жизни, само прилагается. Нам, если мы хотим быть подлинными учениками Христовыми, нужно не беспо­коиться о земном устроении, потому что это не в нашей компетенции. Представим себе, что кто-то из нас стал бы императором или президентом и нам сказали: вот ты теперь президент, устрой эту жизнь так, как ты хочешь, как считаешь нужным. И очень скоро мы увидели бы, что это невозмож­но. Можно делать какие-то попытки более или менее удачные, но все равно получается всегда не то, что хотелось бы. Вся наша жизнь, ее земное устройство нам ярко демонстрирует, что без Бога все рушится. Потому что Бог есть Податель жизни. И если бы мы в первую очередь устрояли свою жизнь духовную, тогда все осталь­ное, земное, оно бы нам приложилось само. Господь видит, кто ищет единого на по­требу, кто у ног Его сидит и слушает и принимает Его слова. И такого человека Господь не оставит, воздаст сторицей даже в нашей обычной жизни. Пример этого мы в истории постоянно видим. Взять Даниила Московского, который ни одной войны не провел, чтобы расширить свои владения. Он воевал, но воевал, защища­ясь, а Господь ему приложил владения, потому что он был не жадный. Умер дядя его бездетный — и все Переяславльское княжество ему отписал. Вот так бывает, когда человек не стремится к земному. Господь ему щедрой рукой дает.

37, красный

Духовное чтение на 6 января 2019 года

 

Духовное чтение на 6 января 2019 года