Духовное чтение на 8 января 2019 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 8 января 2019 года.

• Жития святых – Священномученики Александр Волков и Димитрий Чистосердов;
• Чтение Апостола – Послание к Евреям (глава 2, стихи 11-18);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 2, стихи 13-23);
• Толкование Евангелия – Свт. Иоанн Златоуст;
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 52

Священномученики Александр Волков и Димитрий Чистосердов

Дорогие братья и сестры! В  январе 1919 года, на второй день Рождества Христова, по распоряжению властей Эстляндской трудовой коммуны в Нарве были расстреляны два священника: протоиерей Димитрий Чистосердов и иерей Александр Волков. Оба пастыря, плечом к плечу принявшие свою смерть, вместе несли свою службу, имели сходные вехи в своих биографиях. Они служили в соседних храмах города Нарвы на ивангородской стороне. Отец Александр – в Успенской церкви в крепости, а отец Димитрий – в Знаменской церкви у Петербургского тракта.

Иерей Александр Волков родился в Нарве в 1873 году в семье священника. Отец его был протоиереем и настоятелем нарвской ивангородской Успенской церкви. Вырастив сына, ивангородский настоятель отдал его в Санкт-Петербургскую семинарию, которую Александр окончил в 1893 году по первому разряду.

По окончании курса 20-тилетний Александр Волков был направлен учителем в Меррекюльскую церковно-приходскую школу. Через три года молодой преподаватель подает прошение о переводе в Александро-Невское духовное училище, в котором ему предстоит трудиться на протяжении десяти лет, вплоть до своего отъезда в Нарву. Здесь он сменил несколько должностей, и эта разносторонняя деятельность была его подготовкой к дальнейшему пастырскому служению.

6 ноября 1901 года последовало рукоположение Александра Волкова в сан диакона. В 1904 году за усердную службу он был награжден орденом Святой Анны III степени. 6 ноября того же года отец Александр был рукоположен во священника. Три года отец Александр служит в Санкт-Петербурге. Он преподает в Александро-Невском духовном училище и совершает богослужения в церкви преподобного Сергия Радонежского при Громовском приюте.

В 1907 году в жизни отца Александра произошли серьезные перемены. 27 сентября в возрасте 71 года уволился на покой его отец, протоиерей Павлин Волков. В связи с уходом за штат своего отца иерей Александр в 1907 году был определен на вакансию к Успенской нарвской ивангородской церкви.

Свободное от служения время ивангородский настоятель посвящал преподаванию Закона Божия. Несмотря на существование в городе нескольких приходов и немалого количества пастырей-педагогов, отец Александр состоял законоучителем сразу трех учебных заведений.

Такой же – исполненной трудов на благо Церкви – была жизнь и другого нарвского пастыря, отца Димитрия Чистосердова, служившего по соседству с отцом Александром Волковым. Служил батюшка Димитрий в Знаменском ивангородском храме.

Протоиерей Димитрий был уроженцем Санкт-Петербургской губернии, родился он 14 октября 1861 года в семье диакона. Окончив Петербургскую семинарию по первому разряду в 1882 году, выпускник Димитрий Чистосердов, как и отец Александр, первое время трудился в Александро-Невском училище в качестве комнатного надзирателя. 3 февраля 1889 года он был рукоположен во священника и определен к Знаменской церкви Ивангорода, в которой прослужил настоятелем 30 лет, вплоть до своей мученической кончины.

Священник Димитрий Чистосердов занимал многие руководящие посты в церковной жизни епархии. Он являлся благочинным одновременно двух округов: церквей города Нарвы и 1-го округа Ямбургского уезда. Помимо этого, протоиерей Димитрий был председателем Ямбургского отделения епархиального училищного совета и уездным надзирателем церковно-приходских школ. Несмотря на загруженность, он не оставлял и школьного дела, преподавая Закон Божий в трех школах.

Авторитет его был столь велик, что даже в 1917 году, когда население и многие прихожане были настроены революционно и когда священнослужители везде отстранялись от управления приходами и братствами, он на общем собрании приходов города единственный из духовенства был избран членом совета нарвского отделения Братства Пресвятой Богородицы.

Октябрьский переворот 1917 года со временем дал знать о себе и в Нарве. В ноябре немецкая военная власть, утвердившаяся в Эстляндии в ходе Первой мировой войны, сменилась диктатурой большевиков. Совершив насильственный захват власти и объявив Эстонию трудовой коммуной, представители нового режима первым делом взялись за очищение страны от «религиозного дурмана».

10 декабря 1918 года Совет Эстляндской трудовой коммуны издал декрет о выселении из страны всех лиц духовного звания, как распространителей ложного учения. Через два дня вышло новое постановление, запрещавшее совершение богослужений. А 30 декабря Управление внутренних дел передало все культовые здания в распоряжение местных исполнительных комитетов.

Фактически эти декреты преследовали цель полного уничтожения Церкви в пределах Эстонии. На основании этих указов все нарвское духовенство было арестовано. Священникам было выдано предписание — покинуть страну в течение 24 часов. Не были депортированы только трое из них: отец Александр Волков, отец Димитрий Чистосердов – они были расстреляны – и священник Владимир Бежаницкий, которого подвергли издевательствам. Никакого расследования по делам высылаемых и расстреливаемых не проводилось, списки составлялись заранее.

Иерей Александр Волков и протоиерей Димитрий Чистосердов были расстреляны как черносотенцы, хотя в политической деятельности они замешаны не были. На второй день Рождества Христова, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, 8 января 1919 года их вывели за пределы города и предали мученической смерти.

Святые священномученики Александре и Димитрие, молите Бога о нас!

Чтение Апостола, 52

Послание к Евреям (глава 2, стихи 11-18)

ратия!> и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: «возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя». И еще: «Я буду уповать на Него». И еще: «вот Я и дети, которых дал Мне Бог». А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

Евангелие дня, 52

Святое Евангелие от Матфея (глава 2, стихи 13-23)

Когда же они <волхвы> отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего». Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Духовное чтение на 8 января 2019 года

Свт. Иоанн Златоуст

Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его

Здесь можно иметь некоторое недо­умение и касатель­но волхвов и Младенца. Пусть сами они и не пришли в смущение, а все приняли с верой: однако, мы должны исследо­вать, почему и волхвы и Младенец не остают­ся в прежнем месте, но волхвы удаляют­ся в Персию, а Младенец с матерью бежит в Египет? Что же? Не­ужели Младенцу должно было впасть в руки Ирода, и, впав­ши, не подвергнуться смерти? Но тогда могли бы усомниться в том, что Он принял плоть, и не поверить величию домостро­итель­ства. Если и после этих и многих других человеческих действий, некоторые осмелились наз­вать восприятие плоти басней, то до какой глубины нечестия не ниспали бы они, если бы Он везде действовал так, как прилично Богу и Его могуществу? Что же касает­ся волхвов, то Бог вскоре высылает их, частью потому, что Он посылает их учителями в страну персидскую, а частью – предотвращает неистовство тирана, чтобы этим вразумить его, что он предпринимает невозможное, и чтобы угасить его ярость, и отвести его от этого тщетного труда. Могуществу Божьему свой­с­т­вен­но не только открыто преодоле­вать врагов Сво­их, но и без затруднения попускать им впадать в заблуждение. Так имен­но Он попустил, например, иудеям ввести в заблуждение египтян, и, имея право открыто отдать богатство их в руки евреев, повелевает сделать это тайно и с лестью, – что не менее других знамений сделало Его страшным для врагов.

Так и жители Аскалона и прочих городов, когда взяли ковчег завета, и, будучи поражены, увещевали сво­их сограждан – не враждо­вать и не сопротивляться, то наряду с другими чудесами представляли и выше­указан­ное, говоря: «для чего вам ожесточать сердце ваше, как ожесточили сердце свое Египтяне и фараон? вот, когда Господь показал силу Свою над ними, то они отпустили народ Его и те пошли» (1 Цар.6:6)? Говорили же они так потому, что, по их мнению, и это дело Божье, не менее других, открыто совершив­шихся знамений, доказывало силу и величие Божье. Так и здесь, того, что случилось, довольно было, чтобы привести в ужас тирана. Представь, в самом деле, сколько должен был страдать и мучиться Ирод, обманутый и осмеян­ный от волхвов? Что же из того, если он не сделал­ся лучшим? В том виновен не Тот, Кто устро­ил это, а чрезмерное ослепление того, кто не внимал дан­ным ему достаточным внушениям – отстать от лукавства, а ожесточал­ся еще более, чтобы за таковое безумие подвергнуться тягчайшему наказанию.

Иосиф, услышав это, не соблазнил­ся и не сказал: что это за стран­ность? Ты прежде говорил, что Он спасет народ Свой, а теперь Он даже и Себя не спасает, и нам нужно бежать, удалиться и переселиться в отдален­ную страну? Это противоречит тому, что обещано. Но он ничего такого не говорит, потому что он был муж верный; не любо­пытствует даже о времени возвращения, о котором и ангел не сказал определен­но: «будь там, доколе не скажу тебе». Он и этим не огорчил­ся, но, будучи готов терпеть все, с радостью оказал покорность и послушание. И человеко­любец Бог эти скорби его рас­творил радостью, как и обычно Он поступает со всеми святыми, не попуская им быть и в непрестан­ных опасностях, и не оставляя их в совершен­ном покое, но устраивая жизнь праведных из совокупления того и другого. Так и здесь Он устро­ил. Смотри: Иосиф видел, что Дева имела в чреве; это повергло его в смущение и крайнее беспокойство, потому что он подозревал Деву в прелюбо­действе. Но тотчас предстал ангел, уничтожил подозрение, и рассеял страх, и Иосиф, видя родив­шегося Младенца, объят был величайшей радостью. Снова эту радость сменяет немалая скорбь. Город возмущает­ся, царь беснует­ся и ищет родив­шегося. Но за этим беспокойством последовала новая радость – звезда и поклонение волхвов. После этой отрады опять страх и опасность, сказано, что Ирод ищет душу Младенца, – и опять ангел велит бежать и переселиться ему, как свой­с­т­вен­но человеку, потому что не настало время творить чудеса. Если бы Господь с первого Своего возраста начал творить чудеса, то Его не стали бы призна­вать человеком. Потому и храм не просто зиждет­ся, но про­исходит чревоношение в продолжение обыкновен­ного девятимесячного времени; потом болезни и рождение, и питание молоком, и продолжи­тель­ный покой, и ожидание возраста, приличного мужам, – и все это для того, чтобы сделать более удобовразуми­тель­ным таин­ство домостро­итель­ства. Для чего же, скажешь, были сначала и эти знамения? Для матери, для Иосифа, для Симеона, близкого уже к кончине, для пастырей, для волхвов, для иудеев. Если бы и они захотели тщатель­нее вникнуть в тогдашние события, то немалую бы от этого приобрели пользу на будущее время. Если пророки не говорят о волхвах, то не смущайся; не все они предрекли, как и не обо всем умолчали. Если бы люди были свидетелями совершив­шихся про­исше­с­т­вий, о которых вовсе прежде не слыхали, то это повергло бы их в большое смущение и недо­умение; подобным образом, если бы они узнали все прежде, то ничто бы уже не возбуждало их к исследованию, не оставалось бы ничего делать евангелистам. Если же иудеи и недо­умевают касатель­но пророчества: «из Египта вызвал Сына Моего», как будто бы это о них сказано, то мы им отвечаем, что пророчества, между прочим, имеют и такое свойство, что многое, сказан­ное об одних, исполняет­ся и на других. Так, например, о Симеоне и Левии сказано: «разделю их в Иакове и рассею их в Израиле» (Быт.49:7); между тем это сбылось не на них, а на их потомках, точно также и сказан­ное Ноем о Ханаане сбылось на гаваонитянах, внуках Ханаана. Тоже сбылось и на Иакове, как мы видим; дан­ное ему благословение: «будь господином над братьями тво­ими, и да поклонят­ся тебе сыны матери твоей» (Быт.27:29), исполнилось не над ним (даже и как могло это быть, когда сам Иаков страшил­ся и ужасал­ся брата своего, и многократно ему кланял­ся?), но над его потомками. Тоже должно сказать и в настоящем случае (о Христе). Кого вернее наз­вать можно Сыном Божьим? Того ли, кто покланяет­ся тельцу, или служил Веельфегору и приносил детей в жертву бесам, или Того, кто по естеству Сын, и чтит Родив­шего? Итак, если бы Христос не пришел, то пророче­с­т­во не получило бы надлежащего исполнения.

 

Проповедь Пастырей, 52

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 8 января 2019 года

… Человек обычно идет на поводу у своих страстей, а христианская жизнь — это, наоборот, попытка с помощью Божией все свои страсти обуздать и тем самым приоб­рести свободу от них. Поэтому нужно все страсти по воз­можности отметать. Но каж­дый, кто в этом направлении что-то пытается делать, всегда видит всю невозможность са­мому это исправить. Вот ки­пит мой разум возмущенный, и все. И что тут делать, куда де­ваться? Только встать на коленочки и, скрепя сердце, начинать молиться. Иной говорит: «Я молиться не могу». Ну, не молись, читай «Отче наш», не спеша, спокойно, один раз читай, два, три, четыре, пять, пятнадцать. Потом загляни в свое сердце — и увидишь: легче стало. Все-таки Господь за твой труд приблизился к тебе и эту тьму некоторым образом разогнал. И теперь, когда чувства пришли более или менее в порядок, надо начинать молиться Богу: «Господи, Ты видишь, что со мной творится, какой я несчастный человек, до чего я дошел, как мне тяжело, как мне грустно, как мне скорбно, как мне уныло, как отчаянно. А из-за чего? Из-за того, что у меня внутри все кипит. Ты отгони от меня всю эту бесовскую рать, избави меня от обстояния бесовского. Вот они, бесы, меня окружили и в меня стреляют, «разженные стрелы лукавого» вонзаются в мое сердце».

32

Духовное чтение на 8 января 2019 года

Духовное чтение на 8 января 2019 года