Духовное чтение на 11 января 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 11 января 2019 года.

• Жития святых – Священномученики Димитрий Киранов и Феодор Поройков;
• Чтение Апостола – Второе послание Петра (глава 1, стихи 1-10);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Марка (глава 12, стихи 1-12);
• Проповедь пастырей – Из проповеди протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 55

Преподобный Василиск Сибирский

Лишь редкие избранники Божии, и среди них преподобный Василиск Сибирский, достигли своим подвигом и непрестанной Иисусовой молитвой духовного совершенства – полного незлобия, отсутствия превозношения, глубокого сознания своей немощи и нужды в ежеминутной помощи Божией. Путь преподобного Василиска к этой вершине лежал через тяжкие скорби и искушения.

Пустынник Василиск (в миру Василий) родился в середине XVIII века в семье крестьянина деревни Иваниш Калязинского уезда Тверской губернии. Родители воспитывали своих троих детей в страхе Божием. Отрок Василий с детства познал труд и нужду: просил милостыню, затем некоторое время был пастушком. С малых лет его отличали простота сердца, любовь к Богу и смиренный нрав. Не смея перечить отцу, Василий вступил в брак, но вскоре с согласия жены оставил семью и начал проводить монашеский образ жизни сначала в миру, а затем в различных монастырях.

Некоторое время он жил отшельником в лесах Чувашии. Василий стремился постоянно пребывать в молитве, не давал послабления своей плоти. Когда к нему заходили странники, он всех любезно встречал, но, если кто-нибудь просился к нему жить, отказывал, говоря, что грешен, пребывает в нерадении и дал обет проводить жизнь уединенную.

Как-то один из странствующих братьев рассказал Василию, что в брянских лесах живет в пустыне с учениками иеромонах Адриан – старец великой жизни, многоопытный и простой. Василий, желая предать себя в повиновение искусному наставнику, сразу же отправился к нему. И действительно, жизнь при старце Адриане стала для него новой ступенью монашества. Предав себя ему в послушание, Василий преуспевал в постнических трудах и скоро был пострижен старцем в мантию с именем Василиск.

Через некоторое время отец Адриан был вызван Петербургским митрополитом Гавриилом для обновления Коневской обители, и все его ученики последовали за ним, а отец Василиск остался жить в столь желанном для него уединении. Однако теперь на него напали искушения и страхования, каких раньше он не испытывал. Часто по ночам инок просыпался от жутких голосов, угрожавших ему. От нестерпимого ужаса ему случалось впадать в уныние.

В это время он встретил своего будущего сомолитвенника и духовного брата – отца Зосиму (Верховского), тогда еще носившего имя Захария и желавшего стать отшельником. Однако хотя он и полюбил Зосиму, как свою душу, все же не считал его за сына и ученика, полагая, что по просвещению ума своего Зосима более него сведущ во всех писаниях святых отцов. Кроме того, именно Зосима открыл старцу тайное монашеское сокровище, объяснив учение о сердечной молитве. С возгоревшейся ревностью, усердно начал упражняться Василиск в молитве Иисусовой и так ее полюбил, так прилежно ей обучался, что плоды ее не замедлили явиться в этом простом и смиренном сердце, искренно любящем Господа.

О чудных духовных действиях молитвы в старце Василиске отец Зосима составил особую рукопись – «Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска», куда прилежно записывал все откровения подвижника. Отец Василиск не только доверял собрату тайны своего сердца, но и сам рассматривал и выправлял повествование. Чистота сердца и глубокое смирение перед Богом и ближними позволили преподобному достичь возвышеннейшего духовного преуспеяния. Неоднократно удостаивался он осияния лучезарным светом, сподоблялся лицезрения Спасителя и Пресвятой Богородицы, видений райских блаженств и адских мук.

Около 10 лет провели отцы Василиск и Зосима по благословению отца Адриана близ Коневской обители, упражняясь в монашеских подвигах, и особенно в молитве Иисусовой. Многим помогали они мудрыми советами: десятки богомольцев посещали подвижников, и все находили у них доброе утешение и духовную поддержку. Нередко отец Василиск предузнавал и перемены, грядущие в жизни его или других людей, которые со временем исполнялись.

Затем в течение 20 лет монахи подвизались в отшельничестве в сибирском лесу в районе города Кузнецка. В 50 верстах от Кузнецка пустынники нашли себе удобное место, с помощью благодетелей построили две кельи. Ходить друг к другу они воздерживались до субботы, особенно хранили уединение в среду и пяток. А воскресенья и праздники проводили вместе в чтении и духовных дружеских беседах, прогуливаясь по пустынным окрестностям.

Таково было их житие внешнее. Но невозможно описать то, что совершалось в глубине их душ, ибо никакие слова не могут в точности изобразить внутреннюю жизнь истинных пустынников. Старцы Зосима и Василиск прожили 24 года в пустыне почти неисходно, думая, вероятно, и окончить там свои дни. Однако Господу было угодно, чтобы, стяжав высокие добродетели, они послужили теперь делу спасения ближних.

Некая мещанка города Кузнецка, Анисья Котохова, пожелала начать иноческую жизнь. Получив согласие старцев и доверив им свою волю, она поселилась в деревеньке на берегу реки Томи, к ней стали проситься в сомолитвенницы и другие девицы. Так был возрожден Свято-Николаевский монастырь, близ которого и провел в уединении свои последние годы преподобный Василиск. Блаженная кончина старца последовала 29 декабря 1824 года. Время своего отхода святой Василиск указал с точностью, накануне исповедался и приобщился Святых Христовых Таин. Святые мощи преподобного были обретены в 2000 году и находятся в Спасском храме Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге.

Преподобне отче Василисче, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 55

Второе послание Петра (глава 1, стихи 1-10)

Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа: благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью, — то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь…

Евангелие дня, 55

Святое Евангелие от Марка (глава 12, стихи 1-12)

казал Господь притчу сию:> некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. И послал в свое время к виноградарям слугу — принять от виноградарей плодов из виноградника. Они же, схватив его, били и отослали ни с чем. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали. Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: «постыдятся сына моего». Но виноградари сказали друг другу: «это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше». И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. Что же сделает хозяин виноградника? — Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим. Неужели вы не читали сего в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: это от Господа, и есть дивно в очах наших»? И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

Наставление, 55

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Всякое действие, всякое явление всегда можно оценить по плодам, хорошо оно или плохо. Для этого надо посмотреть, к чему это приводит. На вид может быть все красиво и привлекательно, но если плоды злые, значит, это плохо. И, наоборот, на вид невзрачно и вроде бы неуспешно, а на самом деле плоды приносит добрые. Господь это Своей жизнью прекрасно продемон­стрировал. А если следовать тому, что люди скажут, то можно ошибиться.

35

Духовное чтение на 11 января 2019 года

Духовное чтение на 11 января 2019 года