Духовное чтение на 15 января 2019 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 15 января 2019 года.

• Жития святых – Преставление и второе обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца;
• Чтение Апостола – Послание к Галатам (глава 5, стихи 22-26; глава 6, стихи 1,2);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 6, стихи 17-23);
• Толкование Евангелия – Свт. Филарет (Дроздов);
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 52

Преставление и второе обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы молитвенно обращаемся к одному из самых любимых и почитаемых на Руси святых  –  преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу. Сегодня женский монастырь в Дивеево наполнен особенной радостью, ведь там сегодня сугубое торжество.

Преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор, родился 19 июля 1759 года в городе Курске в благочестивой купеческой семье. Вся его жизнь отмечена знамениями милости Божией. Когда в детстве мать взяла его с собой на строительство храма, он упал с колокольни, и мать уже не надеялась увидеть сына живым, но Господь сохранил его невредимым. Во время одной болезни отрока Божия Матерь в сонном видении обещала матери исцелить его. Вскоре вблизи их дома с крестным ходом несли Курскую Коренную икону «Знамения» Пресвятой Богородицы, мать вынесла больного, он приложился к иконе и после этого быстро поправился.

В семнадцать лет юноша уже твердо решил оставить мир, и мать благословила его на монашеский подвиг своим медным крестом, с которым преподобный не расставался до конца жизни. Старец Киево-Печерской Лавры Досифей благословил Прохора идти спасаться в Саровскую Успенскую пустынь, на границе Нижегородской и Тамбовской губерний, известную строгим исполнением иноческих уставов и подвижнической жизнью насельников. После двух лет монастырских трудов и подвигов послушания Прохор тяжело заболел и долгое время отказывался от помощи врачей. Через три года ему явилась Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном и исцелила его. 18 августа 1786 года послушник принял иноческий постриг с именем Серафим и в декабре 1787 года был посвящен в сан иеродиакона. Уже в то время молодой подвижник удостоился при богослужениях лицезреть святых Ангелов и Самого Господа нашего Иисуса Христа, грядущего по воздуху в окружении Небесных Сил.

В 1793 году святой Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и положил начало подвигу пустынножительства и уединенной молитвы в лесной келлии, на берегу реки Саровки. Диавол усилил брань против подвижника, и преподобный возложил на себя подвиг столпничества. Тысячу дней и ночей он с воздетыми руками молился на камне с молитвой мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Диавол, бессильный духовно низложить подвижника, наслал на преподобного разбойников, нанесших ему сильные раны, но явилась Матерь Божия и в третий раз исцелила его, хотя старец остался согбенным до конца жизни. По выздоровлении преподобный Серафим три года подвизался подвигом безмолвия, а в 1810 году, после 15-летнего пребывания в пустыни, затворился в монастырской келлии.

За любовь к Богу, смирение и подвиги преподобный Серафим сподобился духовных даров прозорливости и чудотворения. 25 ноября 1825 года Матерь Божия со святителями Климентом Римским и Петром Александрийским явилась подвижнику и разрешила окончить затвор. Преподобный старец стал принимать приходящих к нему за благословением, советом и духовным утешением, с любовью приветствуя всех: «Христос воскресе, радость моя!».

Преподобный Серафим опекал и руководил сестер Дивеевской обители и по указанию Матери Божией основал для девиц отдельную Серафимо-Дивеевскую мельничную общину. Царица Небесная заранее возвестила подвижнику об его отшествии в горние обители. В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келлии и приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где его следовало похоронить, – близ алтаря Успенского собора.

1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную церковь к литургии и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился, сказав: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся». Второго января келейник преподобного отец Павел в шестом часу утра вышел из своей келлии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келлии преподобного; в келлии святого всегда горели свечи, и он говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром». Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный. Его чистая душа во время молитвы была взята от земли к Престолу Бога Вседержителя, верным рабом и служителем Которого преподобный Серафим был всю жизнь. По молитвам преподобного Серафима совершались многочисленные знамения и исцеления на его могиле, и вот в 1903 году совершилось прославление угодника Божия.

Братья и сестры, как передать ту отеческую любовь, что изливает святой старец Серафим на всех, притекающих к его молитвенному предстательству? Он наш батюшка, он наш старец. Одной только его фразы «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи» достаточно, чтобы понять глубину его подвижнической жизни и осознать колоссальное влияние преподобного Серафима на всю жизнь нашей Церкви.

Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас.

Чтение Апостола, 52

Послание к Галатам (глава 5, стихи 22-26; глава 6, стихи 1,2)

ратия!> Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. 6. Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Евангелие дня, 52

Святое Евангелие от Луки (глава 6, стихи 17-23)

…Стал Он <Иисус> на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах.

Духовное чтение на 15 января 2019 года

Свт. Филарет (Дроздов)

Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь

Как же определить, какие плачущие находятся на пути к блаженству? Христос Спаситель ублажает нищих – не просто, но нищих духом (Лк.6:20). И когда, по сказанию Святого Луки, говорит: Блажени алчущии ныне: яко насытитеся, Он ублажает не алчущих хлеба, потому что насыщение хлебом не есть блаженство, но, как полнее и яснее сказует Святой Матфей: Блажени алчущии и жаждущии правды (Мф.5:6). Сообразно с сим надлежит рассуждать и о плачущих. Блаженны плачущие духом и по духовному побуждению, плачущие о правде и добродетели, которой не имеют, оплакивающие неправды и грехи, которыми обременены, плачущие от скорби духа, что прогневали и прогневляют Бога, и потом от любви духа, что, при всем желании, видят себя не довольно соответствующими Божией любви и милосердию.

Из сего можно усмотреть и то, почему желающий достигнуть блаженства не должен миновать пути слезного. Первозданный непорочный человек блаженствовал в раю без слез и путем радости шел к высшему блаженству небесному. Но когда, прельщенный духом злобы, человек преткнулся и пал грехом, райский путь радости скрылся от него, и сам Бог, как Праведный Судия и вместе как Человеколюбивый Врач, поставил его на путь плачевный, когда сказал Адаму, указуя на проклятую в делах его землю: В печалях снеси тую вся дни живота твоего (Быт.3:17), когда сказал Еве: Умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя (ст.16).

 

Проповедь Пастырей, 52

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 15 января 2019 года

… Познание Бога возможно только через Иисуса Христа. Поэтому никакое познание Бога вне Церкви невозможно, потому что Христос присутствует только в Церкви. И познание душой Бога Иисуса Христа происходит только через таинства Церкви, прежде всего Святое Причащение, когда человек соединяется с Богом и духом, и душой, и телом. Соединение может быть только в люб­ви, а любая ненависть, любое зло, наоборот, разъединяет. И только покаянием можно вернуть эту возможность познания.
Познание Бога, сращение человека с Богом, эта их обоюдная жизнь в любви — это и есть жизнь вечная, потому что она никогда не кончается. Если эта жизнь началась здесь, на земле, она будет продолжаться в вечности. Как говорят, с милым и в шалаше рай. По­этому когда человек любит Бога, ему совершенно неважно, здоров он или болен, на улице дождь идет или снег, гуляет он по полю или сидит в тюрьме, — все это ему со­вершенно неважно, потому что любовь, которая наполняет его сердце, неизмеримо выше всего. Что для него все эти цены, зарплаты, тряпки, «кто как ко мне отно­сится» — для него это не имеет абсолютно никакого значения. У него есть только одна печаль: как бы Бог от него не отошел ни на одну секунду. Ни на секунду! Он хочет всегда быть с Богом, потому что он Его любит. И это общение двух духов, могущественного Создателя, Творца и тварного духа, но созданного по образу Божию, — это и есть любовь Божия и жизнь вечная.
Поэтому когда тело, закончив свой естественный путь развития, отмирает, душа, конечно, устремляется к Богу и пребывает с Ним уже в новом теле — для того, чтобы полнота общения с Богом, Который тоже во плоти пребывает, была бесконечной. То есть ту радость, которую имели апостолы, не только с Богом беседовать, не только Его слушать, не только Его видеть, но даже дотрагиваться до Него, как апостол Иоанн говорит: Его «осязали руки наши», — эту радость получит каждый настоящий христианин. Потому что Христос воскрес в теле и вознесся в теле на небеса. И мы тоже воскреснем. «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века». Мы с Христом Богом останемся во веки веков, если сохраним Ему верность и если победим в себе все то, что нас от Него отделяет.

32

Духовное чтение на 15 января 2019 года

Духовное чтение на 15 января 2019 года