Духовное чтение на 16 января 2019 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 16 января 2019 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Мученик Гордий Каппадокийский;
• Чтение Апостола – Второе послание к Тимофею (глава 2, стихи 1-10);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 10, стихи 16-22);
• Толкование Евангелия – Свт. Филарет (Дроздов);
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 53

Мученик Гордий Каппадокийский

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы познакомимся с сокращенным вариантом жития святого мученика Гордия Каппадокийского, приведенного у святителя Димитрия Ростовского. Сам святитель Василий Великий упоминает о мученике Гордии, но впоследствии, к сожалению, его житие смешалось с текстом жития мученика Исихия Антиохийского и дополнилось различными деталями. Тем не менее мы постараемся извлечь пользу из жития в том виде, в котором оно до нас дошло.

Мученик Христов Гордий родился в Кесарии Каппадокийской от родителей-христиан и был воспитан в православной вере. Возмужавший юноша был взят на военную службу и поставлен на должность сотника, потому что превосходил многих крепостью тела и силой духа.

В то время римский император Ликиний излил на христиан всю свою злобу и воздвиг свою богоборческую руку на Церковь. По всем торговым площадям и наиболее людным местам были разосланы царские повеления и указы о том, чтобы не поклоняться Христу и чтобы всякого нарушителя царского запрещения подвергали смертной казни. Всех приводили к каменным и деревянным идольским изображением, чтобы поклониться им, а неповиновавшиеся были принуждаемы к этому мучениями.

По всему городу началось смятение: имение христиан предавалось разграблению, дома опустошались, люди избивались, благочестивые женщины были влачимы по городу. Не было ни пощады юности, ни почтения к старости. Те, которые были ни в чем не повинны, страдали, как злодеи; в темницах было тесно; хорошие и богатые дома лишились своих обитателей; пустыня наполнялась людьми, изгнанными только за то, что они веровали во Христа.

Отец выдавал на смерть своего сына, сын влек на суд своего отца, брат воевал против брата, и раб восставал на своего господина. Молитвенные дома разорялись руками нечестивых, святые алтари ниспровергались, и не было никакого приношения, ни каждения, ни места, где бы можно было совершить божественную службу. Все было объято унынием, как бы каким-то темным облаком; служители Божии были изгоняемы, всякое благочестивое собрание проходило в ужасе, а демоны ликовали, оскверняя вселенную чадом и кровью жертвы.

Видя такие бедствия, Гордий решился добровольно удалиться из города. Скинув с себя воинский пояс и оставив богатство, родственников, друзей, рабов, житейские удобства и все, что вожделенно для тех, кто любит мир и его наслаждения, он ушел в глубокие и непроходимые для людей пустыни, почитая жизнь со зверями для себя более приятной, чем общение с идолопоклонниками. Гордий сподобился Божественных откровений и познал великие тайны. Перейдя к размышлению о жизни, как она бесполезна и коротка, подобно сновидению и тени, он всей силой души возжелал вечного пребывания на небесах и, как сильный борец, стал готовиться к борьбе постом, бдением, молитвой и поучением в слове Божьем.

С особенным нетерпением он ожидал того дня, в который весь город должен был совершать праздник языческого бога Марса или, правильнее, демона, любящего войны. Когда этот день наступил, весь народ пришел в цирк смотреть на конские бега, и все расположились на высоких местах. В городе тогда не осталось никого; в числе зрителей, смотревших на быстрый бег коней и искусство возничих, было и множество христиан, не радевших о своей жизни и не уклонявшихся от праздного сборища. В тот день рабы были освобождаемы от работ и собирались там же, дети из школ спешили сюда, и здесь же присутствовали блудные и бесстыдные женщины.

Так цирк наполнился бесчисленным множеством людей, внимательно смотревших на конские бега. Тогда доблестный и великий духом Гордий, сойдя с высокой горы в цирк, не устрашился народа, не стал раздумывать, какому множеству вооруженных рук он предает себя, но с бестрепетным сердцем и бесстрашной душой, протеснившись сквозь сидевших в цирке людей, стал посредине. Когда присутствовавшие в цирке узнали, кто стоял пред ними, то тотчас поднялся крик: верующие рукоплескали от радости, а неверующие кричали судье, чтобы тот отдал приказ казнить Гордия.

Все наполнилось криком и смятением, перестали смотреть на коней, перестали смотреть на возниц. Напрасно шум от колесниц наполнял воздух: никто не хотел видеть ничего, кроме Гордия, никто не хотел ничего слышать, как только слова Гордия. Весь цирк наполнился криком, который, разносясь в воздухе подобно ветру, покрывал собой шум от коней. Когда же глашатай подал знак к молчанию, умолкли трубы, утихли свирели, замолчали музыкальные инструменты: все смотрели только на Гордия, все слушали его одного.

Сидел в цирке и градоначальник, который наблюдал за порядком на бегах и назначал награды участникам. К нему тотчас подвели святого, и сему последнему был дан вопрос: «Кто он и откуда? Из какого он семейства и рода?» Тогда Гордий рассказал о себе все: какой он имел сан, и почему, оставив службу, удалился в пустыню, и зачем вернулся. Гордий сказал: «Вернулся я, чтобы самым делом показать, что пренебрегаю твоими повелениями и исповедую Иисуса Христа, мою надежду и защиту. Узнав же, что ты многих превосходишь своею свирепостью, я нарочно выбрал этот день, как удобное время для исполнения моего намерения и обета».

От этих слов гнев градоначальника возгорелся, как огонь, и он обратил всю свою лютость на святого Гордия. Он велел позвать палачей с орудиями пыток. Но никакие мучения и льстивые предложения не переменили решимости святого. Тогда нечестивый градоначальник, с гневом обнажив меч и повелев позвать палача, осудил святого Гордия на отсечение головы.

Перед совершением казни в присутствии множества народа Гордия окружили знавшие его люди, обнимали его и давали ему последнее целование. Со слезами они умоляли его, чтобы он не предавал сам себя на смерть, не губил бы своей жизни во цвете лет. Мученик же оставался непоколебим в своем добром решении. Святой Гордий без боязни пошел на казнь. Будучи усечен мечом, он стяжал блаженную жизнь и был перенесен в место вечного упокоения, где вместе с ангелами во веки прославляет Господа нашего Иисуса Христа, за Которого и пострадал.

Святый мучениче Гордие, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 53

Второе послание к Тимофею (глава 2, стихи 1-10)

адо Тимофей!> укрепляйся… в благодати Христом Иисусом, и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить. Итак, переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем. Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз. Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.

Евангелие дня 53

Святое Евангелие от Матфея (глава 10, стихи 16-22)

казал Господь своим ученикам:> Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что́ сказать; ибо в тот час дано будет вам, что́ сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

Духовное чтение на 16 января 2019 года

Свт. Филарет (Дроздов)

и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется

Спастися, в обыкновенном употреблении сего слова, значит избавиться от опасности, от врага, от беды, от страдания, от смерти, от погибели. Так Ной посредством ковчега спасся от вод потопа, Лот бегством спасся от огня содомскаго. В высшем духовном разуме, спастися значит избавиться от врага диавола или от опасности подвергнуться его мучительству, сохраниться или очиститься от греха, как источника всех бед и страданий, освободиться от клятвы закона, связующей и поражающей грешника, избегнуть осуждения от вечнаго правосудия, быть безопасным от поглощения бездною, идеже червь не умирает, и огнь не угасает, где жизнь и безсмертие непрестанно убиваются смертию неумирающею. Кто таким образом спасется от всякаго зла: того жребием, очевидно, должно быть благо и блаженство.

Поелику в приспособлении оных к душе и жизни человека встречаются препятствия и затруднения; то, для устранения сих препятствий, и для препобеждения сих затруднений, вновь требуются некоторыя вспомогательныя средства. Одно из таких средств указуется нам изречением Господним: претерпевый до конца, той спасен будет. Спасется только тот, кто претерпит, и претерпит до конца. Следственно, вспомогательное средство спасения есть терпение, и притом терпение до конца.

 

Наставление, 53

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 16 января 2019 года

… Господь сказал: «Царствие Небесное нудится». Только кто сможет себя понудить, и понуждать постоянно, тот может сдвигаться в сторону Царствия Небесного, постепенно от мира отходить. Потому что этот мир есть нечто прехо­дящее, временное: сегодня большевики, завтра коммунисты, потом опять боль­шевики. Нельзя сказать, что это нас не затрагивает. На нас все влияет, даже луна влияет на при­ливы, на отливы. Но это же неважно; важно то, что у меня в душе. Совершенно неважно, какая будет внешняя жизнь, приспособиться к этому не так уж трудно. К чему только люди за свою жизнь не приспосабливаются. Разные совер­шенно бывают ситуации. Человек без рук, без ног остается, и то в конечном итоге каким-то образом его жизнь устраи­вается, хотя это и большое неудобство. Потому что на са­мом деле по большому счету это не так важно, если, конеч­но, у человека нет зависти к тем, у кого руки и ноги целы. Вот если есть зависть, то попробуй приспособься; так и бу­дешь всю жизнь роптать, что вот они здоровые, а я больной.
Заглавие, окончание 33

Духовное чтение на 16 января 2019 года

Духовное чтение на 16 января 2019 года