Духовное чтение на 17 января 2019 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 17 января 2019 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Собор 70-ти апостолов;
• Чтение Апостола – Послание к Римлянам (глава 8, стихи 8-14);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 10, стихи 1-15);
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Духовное чтение на 17 января 2019 года

Собор 70-ти апостолов

Сегодня, 17 января, Православная Церковь празднует собор семидесяти апостолов.

По избрании двенадцати апостолов, Господь наш Иисус Христос избрал еще семьдесят меньших апостолов для благовестия Христова. Избрав их, он разослал их пред собою по двое в каждый город и в каждое местечко, куда Сам хотел идти, и при этом заповедал им:

Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою. Идите: Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви и никого на дороге не приветствуйте. В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему. И если там будет сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть: ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. И если придете в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат. И исцеляйте находящихся в нем больных и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие. Если же придете в какой город и не примут вас, то, вышедши на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако ж знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому… Слушающий вас, Меня слушает и отвергающийся вас, Меня отвергается, а отвергающийся Меня, отвергается и Пославшего Меня (Лк. 10, 1–12, 16).

Исполнив возложенное на них Господом великое дело благовестия Христова, семьдесят апостолов возвратились с радостью и говорили своему Божественному Учителю: Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоем. Господь отвечал им на это: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию. Се даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию; и ничто не повредит вам. Однако же тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. И в тот час Иисус возрадовался духом и сказал: Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых, разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благословение. И, обратившись к апостолам, Христос продолжал: Все предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын восхощет открыть… Блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари, желая видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали (Лк. 10, 17–24).

Имена семидесяти апостолов, избранных Христом для проповеди евангельской, не открыты в евангельском сказании, так же как и в других новозаветных писаниях. Несомненно лишь, что первоначальный лик семидесяти апостолов, которых избрал Сам Господь, впоследствии изменил свой состав, так что в числе ныне чествуемых Церковью семидесяти апостолов есть такие, которых Сам Христос непосредственно не посылал на проповедь, равно как нет некоторых из тех, которых избрал Господь.

По свидетельству святого евангелиста Иоанна Богослова, многие из учеников Христовых отошли от Него впоследствии, что дало повод Господу обратиться к двенадцати с вопросом: не хотите ли и вы отойти? (Ин. 6, 67).

Мы знаем также из евангельских сказаний, что когда приблизилось вольное страдание Господа нашего Иисуса Христа, то число учеников Его чрезвычайно уменьшилось, и не только из семидесяти учеников едва несколько осталось при Нем, но и из двенадцати отпал один. По Воскресении Христовом лик двенадцати апостолов дополнился Матфием; но лика семидесяти апостолов еще, несомненно, не было. Впоследствии он мало-помалу наполнился из вновь уверовавших чрез проповедь двенадцати апостолов, из их ближайших учеников и сотрудников.

Имена семидесяти апостолов, ныне чествуемые Церковью и известные нам из церковного месяцеслова, заимствованы из сказания о семидесяти апостолах позднейшего происхождения и приписываемого святому священномученику Дорофею, епископу Тирскому. Но один из списков этого сказания включает в число семидесяти апостолов таких, которых нет в нашем месяцеслове и из которых иные, по свидетельству писаний апостола Павла, отпали от веры Христовой (2 Тим. 1, 15; 4, 10 и др.).

Наш месяцеслов следует в перечислении имен семидесяти апостолов другому списку, известному также под именем сказания Дорофеева. И все лица, внесенные из этого списка в месяцесловы, действительно были современниками двенадцати апостолов, сами апостолы особенно чтили их в своих посланиях как преимущественных сынов той или другой Церкви, следовательно, после двенадцати апостолов – это первые камни, на которых наздана была Вселенская Церковь. Естественно чтить их и последующим христианам; естественно, что Церковь Православная внесла имена их в месяцеслов как семидесяти апостолов.

По другим известиям лик меньших апостолов Христовых состоял не из семидесяти, а из семидесяти двух. К числу семидесяти причисляют еще Дионисия Ареопагита и Симеона святого, именуемого Нигером. Имена их перечисляет святой Епифаний, говоря о лике апостолов. Во всяком случае православного христианина не должно смущать размышление о том, было ли семьдесят или семьдесят два апостола, потому что все святые, входящие в состав этого собора, достойны имени апостола Христова и должны быть чествуемы именно как апостолы, как непосредственные ученики и ближайшие сотрудники двенадцати апостолов в деле благовестия Христова и наздания Церкви Вселенской.

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Духовное чтение на 17 января 2019 года

Послание к Римлянам (глава 8, стихи 8-14)

ратия,> живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.

Духовное чтение на 17 января 2019 года

Святое Евангелие от Луки (глава 10, стихи 1-15)

После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Не берите ни мешка, ни сумы́, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. В какой дом войдете, сперва говорите: «мир дому сему»; и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: «приблизилось к вам Царствие Божие». Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: «и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие». Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому. Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.

Духовное чтение на 17 января 2019 года

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 17 января 2019 года

… Люди все стремятся к радости, но заменяют ее суррогатами. Как-то воздействуют себе на нервную систему, кто музыкой, кто вином, кто покурит, кто сходит погулять. Это тоже доставляет человеку удовольствие, но оно ни в какое сравнение не идет с той радостью, когда человека посещает Бог. Это то самое блаженство, о котором говорит Господь, что блаженны нищие духом, блаженны плачущие о своих грехах, блаженны алчущие и жаждущие праведной жизни. Вот это, собственно, и есть Царствие Небесное, и оно достигается очень просто, например регулярным мытьем по­суды. Не хочется мыть посуду, пусть бабушка вымоет или племянница — а взять преодолеть себя и вымыть, не ради нее, а ради Христа, ради этого преодоления. Казалось бы, при чем здесь посуда и Царствие Небесное? Оказывается, они очень связаны, прямо непосредственно. Не­множко себя преодолеешь, немножко уступишь кому-то или что-то потерпишь — тут же Господь будет к тебе близок.
Так постепенно вся наша жизнь станет продолжением службы. Вот мы помолились Богу, прославили Его как могли и выходим из храма — и все то, что мы набрали в себя, может улететь в один момент. А нам надо это сохранить, чтобы вся жизнь наша была богослужением. Ешь ли, спишь, идешь ли куда, делаешь ли что-нибудь — все ради Господа. И совершенно понятно, что, если ты будешь так жить, тебе не придет в голову ругаться, кого-то обижать, с кем-то спорить, чего-то дока­зывать, упаси Бог, драться с кем-то. Это будет уже как бы ни к чему, совершенно тебя это не будет волновать, ты будешь все время в общении с Богом, будешь думать, как бы Господь не отвернулся от тебя, как бы Он от тебя не ушел, как бы ты Его ничем не оскорбил, не обидел.
Конечно, сразу это трудно. Мы будем и отвлекаться среди дня, на несколько часов даже про Бога забывать, а иногда и согрешим, и Бог отойдет, а опомнимся, может, только к вечеру. Ничего страшного, мы все только начинающие, мы все ученики. Постой, помолись, покайся, если какой-то поступок совесть твоя обличает, на исповедь сходи, скажи: Господи, прости меня. Причастись. Господь очистит тебя, и начинай снова. И так всю жизнь. Каждое утро надо нам начинать новую жизнь. Пусть эта ступенечка будет маленькая, полсантиметрика, но все-таки кверху, к Небу.

Заглавие, окончание 33

Духовное чтение на 17 января 2019 года

Духовное чтение на 17 января 2019 года