Духовное чтение на 19 января 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

В сегодняшний субботний день предлагаем Вам к духовному прочтению следующие рубрики, включающие в себя:

• Жития святых – Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа;
• Чтение Апостола – Послание к Титу (глава 2, стихи 11-14; глава 3, стихи 4-7);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 3, стихи 13-17);
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 56

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Дорогие братья и сестры! О сегодняшнем торжестве очень многие святые произносили проповеди, сочиняли слова. Одним из таких светильников Церкви является святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский. Обратимся к его проповеди, которую он произнес на праздник Богоявления в 1958 году, за три года до своей блаженной кончины.

«Когда празднуем мы один из величайших праздников наших – Крещение Господне или Богоявление, – то встает перед нами недоуменный вопрос: зачем пришел на Иордан, зачем крестился Господь наш Иисус Христос, Предвечный Сын Божий, воспринявший плоть человеческую ради спасения нас, окаянных грешников.

Этот недоуменный вопрос возникает только у нас, а ни у кого из толпы народа, стоявшей на берегу Иордана и созерцавшей крещение Господа Иисуса, он не мог возникнуть, так как никто еще не знал Его как Единого Безгрешного, как истинного Сына Божия.

Что же, скажем ли, что не нужно было Ему креститься от Иоанна? Нет, не скажем: не посмеем сказать, ибо Сам Господь Иисус сказал Своему Предтече, что им надлежит исполнить всякую правду, и крещением Своим засвидетельствовал Господь Иисус Христос великую важность, великую правду покаяния. Самую проповедь Свою он начал словами: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17).

Он пришел открыть нам путь в Царство Небесное, в которое нет доступа никому, не омывшему скверну души своей горячими слезами покаяния. Только очищенное покаянием сердце человеческое может воспринять величайшее слово Спасителя: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6).

Вся великая проповедь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна имела главной своей целью призыв к покаянию, которым уготовал он Господу путь Его.

А без глубокого покаяния невозможно начать трудный путь в Царство Небесное, указанный нам Господом Иисусом Христом. И другое величайшее Божие дело совершилось в этот преславный день Крещения Господня. Когда выходил Предвечный Сын Божий из воды Иордана, на главу Его спустился с небес в виде голубя Дух Святой. И услышал народ, стоявший на берегу Иордана, возгремевший с небес глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17). Это было никогда прежде не виданное и не слыханное явление миру человеческому Триединого Бога. Это было свидетельство о Богочеловеке Иисусе Христе, как бы представление Его миру от самого Бога. И, несмотря на это столь чудесное свидетельство о Сыне Божием, преклонился пред Ним и уверовал в Него далеко не весь народ Израильский.

Сатана, осмелившийся искушать Господа Иисуса в пустыне после сорокадневного поста, которым готовился Христос к началу Своей проповеди, был посрамлен ответами Господа Иисуса Христа, но оставил Его только до времени, ибо нашел множество сообщников себе в ненависти к Господу Иисусу среди священников, книжников, фарисеев и старейшин народа и даже среди простых людей, не раз хватавших камни, чтобы до смерти побить своего Спасителя.

Уйдем же подальше от врагов Христовых и падем ниц в порыве глубокой любви к Сыну Божию, Сошедшему с небес для спасения нас, погибавших в грехах и беззакониях наших.

Возвратимся мысленно еще раз на берег Иордана и послушаем, что говорил Предтеча и Креститель Господень Иоанн на другой день после Крещения Господня. Он говорил: Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (Ин. 1, 29–34).

Слышите, слышите, братия и сестры мои, что не только Отец наш Небесный и Дух Святой свидетельствовали о Господе Иисусе Христе как о Предвечном Сыне Божием, но и величайших из рожденных женами со всей доступной человеку силой свидетельствует о том же.

Неужели не достаточно для нас этого свидетельства Самого Бога, этого Божественного представления Его миру, как Возлюбленного Сына Божия? Неужели не достаточно и свидетельства о Нем как Сыне Божием величайшего из всех когда-либо рожденных женами? Неужели не достаточно этих величайших свидетельств о Христе как Сыне Божием, ежегодно повторяемых в великий день Богоявления?

О как страшусь я того, чтобы хотя один из вас, Богом данная паства моя, не потерял горячей веры в Спасителя нашего и не ушел бы в число тех несчастных, которые уже много веков и доныне повсюду вторично распинают Христа.

Да не случится этого самого страшного ни с кем из вас.

Да будете сынами Царства Христова, глубоко утвержденными в истинном учении Его».

Братья и сестры, святитель Лука знал, о чем он говорил. Он проповедовал в то время, когда православная вера была под запретом, сравнительно недавно стихли страшные гонения 30-х годов, миновали ужасы Великой Отечественной войны. В одном из своих указов 1948 года святитель Лука писал: «Тяжкие испытания и страдания перенесла Церковь наша за время Великой революции, и конечно, не без вины […]. И с отчаянием видим мы, что многих, многих […] и революция ничему не научила». Именно о таких людях и говорит в своем слове на Богоявление святитель, о тех, «которые уже много веков и доныне повсюду вторично распинают Христа». Будем молиться, да явится Господь наш Иисус Христос в сердце каждого из нас и да спасет нас от погибели, омоет нас Таинством покаяния, будто повторным крещением нашим.

Чтение Апостола, 56

Послание к Титу (глава 2, стихи 11-14; глава 3, стихи 4-7)

адо Тит,> явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. <…> 3. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.

Евангелие дня, 56

Святое Евангелие от Матфея (глава 3, стихи 13-17)

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Поучение, 56

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 19 января 2019 года

Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него (Мф. 3, 13). на берегу Иоардана собирались люди, которые искали духовного смысла своей жизни. Собирались, потому что там нашёл себе место великий последний пророк Бога Вышняго Иоанн, которому надлежало исполнить великую роль Крестителя Христа Спасителя. И когда Господь к нему подошёл, Иоанн удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3, 14). Откуда он узнал, что это Господь? Духом Святым просвещён был Иоанн и увидел во Христе Того, Кого ждал Израиль не одну сотню лет. И конечно, хотя и многие люди думали, что он как раз и есть долгожданный Мессия и Спаситель, он это всегда отрицал и говорил: Я недостоин развязать ремень у обуви Его (Ин. 1, 27).

Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 15). А в чём же эта правда? Правда, к сожалению, такова, что человек настолько далеко удалился от Бога, что все представления о Боге в нём перевёрнуты. И вот Христос, чтобы утвердить подлинную божественную сущность и красоту, являет Своё смирение. Он абсолютно не нуждался в крещении, потому что крещение предназначено для омовения, для покаяния, для очищения грехов, а Господь был безгрешен, единственный на земле из всех людей. Кроме Адама до грехопадения – некоторый отрезок своей жизни Адам был вне греха, пока не нарушил одну единственную заповедь, которую дал ему Господь, и через этот шлюз вся жизнь Адама и всех его потомков, и наша в том числе, наполнилась грехом. Господь не нуждается в крещении, но смиряется, для того чтобы исполнить правду и для того, чтобы всему остальному человечеству показать начало пути ко спасению.

Но человек и тут всё извратил. Десятки и сотни миллионов людей крестятся и крестят своих детей, сами не знают зачем, повинуясь какому-то странному инстинкту, но не в состоянии это объяснить, хотя все книги, которые это объясняют, давно написаны, и напечатаны, и переведены на все языки мира. Но даже сейчас, уже когда мы прожили 15 лет нового тысячелетия, пожалуйста, включайте телевизор, вам скажут, что погружение в воду, которое совершают наши не боящиеся мороза мужики и бабы – это есть великое Таинство Церкви. Здрасьте вам! Приехали. То есть даже не удосуживаются просто взять, два раза нажать на клавишу – и получишь полный отчёт, любой сайт ответит на этот вопрос. Что, зачем, когда почему, с какой целью, какой в этом смысл. Нет! Видят и не разумеют (см. Мф. 13, 13). Давеча летел на самолёте, там семейная пара такая замечательная, и мальчонка у них такой, ещё годика нет, Сашенька, всё хотел гладить мою бороду, потом мы с ним целовались. И папа так что-то расчувствовался: «Мы собираемся его крестить!» Я говорю: «Да что ты! А зачем?». Не знает. Я спрашиваю: «Ты мужчина?», он отвечает: «Вроде да» – «Ну каждый твой шаг должен быть осмыслен. Ведь ты же знаешь, куда ты летишь» – «Знаю» – «А зачем ты летишь? Тоже знаешь. А зачем крестить тебе сына?». Не знает. Вот, к сожалению, в таком бреду находится основная часть человечества. Сами не знают, что хотят. И сами не знают, где и что нужно искать. Всё в голове перевёрнуто грехом. А ведь ничего тут мудрёного нет. Богословие Священного Писания – это, конечно, и для докторов, но это и для простых людей. В нём абсолютно нет ничего запредельного для человеческого понимания. Нужно только немножко потрудиться своим умом.

Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Если человек хочет узнать, в чём благоволение Божие, в чём Его, Отца Небесного и Творца нашего, воля, каково Его желание о нас, надо послушать, что говорит Сын Божий. А то так получается, что Сын Божий приходил и учил, испытал страшные страдания, начиная от гонений, кончая мучительной смертью на Кресте, открыл нам дорогу в Царствие Небесное, первый прошёл этим путём, научил, как жить и в чём спасение, а мы это не усваиваем, потому что не исследуем слово Божие. А Писание говорит: Исследуйте Писания <…> они свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 39). Так сказал Господь. И если мы будем исследовать Писание по слову Христа Спасителя, то мы исполним и волю Отца Небесного. А то получается так, что наш Отец и Творец нас создал из ничего, дал нам жизнь, а когда мы в Адаме отпали из-за греха, Он послал для нас на землю Своего Единородного Сына, Который вочеловечился, а мы продолжаем жить своей жизнью, отдельной от Бога. Каждому человеку нужно понять, что Отец Небесный от нас хочет, что Он как Отец желал бы от своих сыновей и дочерей. Надо это понять, усвоить и всю жизнь посвятить исполнению этого, потому что каждый строит жизнь как-то по-своему: кто чему-то научиться хочет, кто – что-то заработать, кто – что-то построить. Всё какие-то человек ставит себе нелепые задачи, потому что даже выполнение всех этих задач кончается только одним – моргом. Вот человек трудится, чего-то добывает, всякие ему там железки дают, он их на грудь вешает, деньги дают. Потом? Потом заболел и умер. И так бесконечно. Ну неужели жизнь существует для того, чтобы только умереть? Ну это же нелепо. Нет, Господь нас вызвал из небытия не для того, чтобы мы наследовали смерть, нет. Он хочет, чтобы каждый из нас достиг Жизни Вечной в Боге, и указывает путь. Мы упорно и глупо продолжаем делать то, что все люди вокруг делают. Люди сходят с ума – ну и что ж, обязательно и нам сходить? У нас есть совершенно другая возможность. Мы вошли в церковь – единственное место на земле, где мы можем научиться той жизни, которую уготовал нам Господь. Учение не предполагает только каких-то теоретических занятий, нет. Обязательно и практическое должно быть занятие, то есть мы должны упражняться в христианском делании. Да, христианство без знаний невозможно, поэтому даже первые ученики Христовы, которые были практически неграмотными людьми, нашли грамотных и записали слова Господни, чтобы мы имели возможность их познать, выучить, усвоить и исполнить. Вот это подлинный смысл жизни, ради чего стоит жить. Всё остальное не имеет никакого смысла. Всё остальное на земле заканчивается моргом. Не для этого мать страдала, нас вынашивала, не для этого отец работал на двух работах, чтоб нас выкормить и поставить на ноги. Не для этого. А для того, чтобы мы познали волю Божию. Что Господь от нас хочет? Чтобы мы поняли, что такое жизнь в Боге.

Всех поздравляю с праздником Богоявления – явления Его человеку ради его спасения!

36, желтый 2

Духовное чтение на 19 января 2019 года

Духовное чтение на 19 января 2019 года