Духовное чтение на 20 января 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Воскресного дня!

В сегодняшнее воскресенье предлагаем Вам к духовному и молитвенному прочтению:

Жития святых – Собор Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна;
• Чтение Апостола – Послание к Колоссянам (глава 3, стихи 4-11);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 14, стихи 16-24);
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 57

Собор Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Дорогие братья и сестры! Говоря сегодня о святом Предтече Господа – Иоанне Крестителе, мы будем учитывать, что его памяти посвящен  целый ряд церковных праздников: Зачатие, Рождество святого пророка, Собор Иоанна Крестителя, Усекновение главы и несколько праздников, связанных с обретением и перенесением его мощей. Каждый из праздников имеет свои характерные особенности и акценты.

Что означает слово «собор» в названии праздника? Когда мы отмечали Рождество Христово, то на следующий день следовал Собор Пресвятой Богородицы, и мы отмечали память Девы Марии, святого Иосифа Обручника, царя Давида (древнего предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова, брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника, то есть святых людей, так или иначе связанных с событием Рождества Христова.

На следующий день после празднования памяти первоверховных апостолов Петра и Павла празднуется Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов, то есть праздник расширяется от двух до двенадцати апостолов. А на следующий день после Сретения Господня мы вспоминаем праведных Симеона Богоприимца и Анну Пророчицу – снова тех святых персонажей библейской истории, что были непосредственно связаны с предшествующим праздником. Такова логика нашего церковного устава: на следующий день после большого церковного торжества вспоминаются непосредственно приближенные участники священных событий.

Но сегодня Собор Иоанна Предтечи имеет еще одно значение, как пишет святитель Димитрий Ростовский: «Итак тотчас после праздника Крещения Господня соборно почитается и прославляется песнопениями Креститель. Само же слово – “собор” означает, что народ собирается в церковь для совершения богослужения в честь и похвалу прославляемого ныне великого Предтечи и Крестителя Иоанна».

Как мы уже отметили, сегодня мы не будем подробно говорить о зачатии и рождестве пророка, его трагической кончине. О событиях самого крещения Господня мы уже говорили вчера, и в других программах нашего телеканала эта тема является центральной в последние дни. О чем же мы тогда будем говорить? Вчера святитель Лука (Войно-Ясенецкий) помог нам рассказать о самом торжестве Богоявления, а сегодня мы обратимся к нему за разъяснением роли святого предтечи Господня Иоанна в деле спасения человеческого рода.

Сам святитель Лука задается таким же вопросом: «Как нам восхвалить того, который выше всех святых после Пресвятой Богородицы?

Это первый из святых в Царстве Небесном.

Заслуги святых так велики, что их не можем исчислить. Что же сказать о нем, о том, кто явился миру в духе и силе Ильиной?!

Каков был дух у Илии Пророка, вы знаете: знаете, что это был пламенный дух, горевший любовью к Богу. А сила Пророка Илии тоже неописуема, ибо силой своей молитвы он остановил дождь в земле Ханаанской на три с половиной года и в состязании с языческими жрецами о вере он вызвал огонь с неба на жертву, политую водой.

Вот в таком духе и в такой силе пришел и Предтеча Господень Иоанн.

Святой пророк Исаия говорит, что он тот, кого надо назвать глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (Ис. 40, 3).

И он исполнил эту задачу. А какова была эта задача?

Великий преподобный Макарий Египетский страну, населенную грешниками, уподобляет лесу дремучему, кустарниками колючими заросшему, уподобляет густым зарослям камыша и говорит, что в такой чаще пройти крайне трудно, надо раздвигать руками ветви, раздвигать заросли камыша.

А именно такова была страна, населенная евреями, пред пришествием Господа Иисуса Христа.

Это была страна чрезвычайно грешная, отступившая от веры в Истинного Бога и уходившая в идолопоклонство […]. И вот пред Предтечей Иоанном стояла задача – в этом дремучем лесу уготовить путь Господу. Такая задача никогда не возлагалась на человека, и нужны были величайшие силы духовные для того, чтобы исполнить ее.

Вспомним, что к исполнению этой задачи святой Предтеча Господень готовился, более двадцати лет живя в дикой Иудейской пустыне. Он жил один и вдали от людей, со зверями; он носил колючую одежду из войлока и спал на камнях пустыни.

Зачем это нужно было? Затем, чтобы в непрестанной молитве к Богу, в тягчайшем посте, воздержании и бдении стяжать силы, подобные силе и духу Илии. И святой Предтеча Господень стяжал такие силы.

Он потряс сердца иудеев своей проповедью на берегах Иордана. Он приготовил путь Господу этой своей проповедью, этим пламенным призывом к покаянию.

Проповедь его была так могущественна, так влияла на сердца человеческие, что толпами шел народ со всей Иудеи слушать обличения Предтечи, каяться и креститься крещением покаяния.

Это крещение было нужно для того, чтобы приготовить к истинному крещению во имя Отца и Сына и Святого Духа, которое установил Господь наш Иисус Христос.

Предтеча был совершенно бесстрашен: он не думал никогда о своей безопасности, он так строго стоял за правду, что не побоялся обличить в безобразном прелюбодеянии и беззакониях даже царя Ирода. И за это он претерпел казнь.

Не Сам ли Бог засвидетельствовал миру о его неизмеримом величии, когда послал архангела Гавриила возвестить священнику Захарии, что родится от него этот величайший из людей!»

Святый Предтече Спасов и Крестителю Иоанне, моли Бога о нас!

Чтение апостола, 57

Послание к к Ефесянам (глава 4, стихи 7-13)

ратия!> Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам». А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. И Он поставил одних Апостолами, других — пророками, иных — Евангелистами, иных — пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.

Евангелие дня, 57

Святое Евангелие от Иоанна (глава 1, стихи 29-34)

На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: «за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня». Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым». И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.

Проповедь пастырей, 57

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 20 января 2019 года

… Господь послал Иоанна Крестителя, чтобы он немножко расшевелил своим словом народ израильский, погрязший в своих грехах, хотя, конечно, в меньшей степени, чем окружающие его народы, потому что, исполняя заповеди, данные ему Моисеем, Израиль нравственно был много выше тех, кто жил во тьме язычества.
Выйдя на проповедь, Иоанн избрал такой подвиг: он жил в пустыне, одевался в верблюжью шкуру — а верблюжья шерсть очень колкая, из нее власяницы делали, чтобы постоянно тело свое уязвлять, — был жестоким постником, ел только дикий мед и акриды (по одним сведениям акриды — это вид саранчи, а другие исследователи утверждают, что это коренья, но на самом деле это совершенно неважно; жителям той страны, того времени было понятно, что это такое), никогда не пил вина и никаких увеселяющих напитков, то есть был человеком, по всему видно, святым. И в силу его такой внешности, такого подвига его слово производило впечатление на лю­дей, даже внешних от благодати Божией.
Иоанн Креститель, как пророк, то есть человек, имеющий в себе Духа Божия, возвещал людям волю Божию, давал им иной образ жизни, утверж­дал иную жизнь; приходивших к нему людей он уязвлял своим словом, как бичом, разил их, был для них тем сотрясением и потрясением, которое пе­реворачивало им душу. И мы знаем из Евангелия, что многие приходившие к Иоанну действительно изменялись, то есть он пробивал трещины в коре грехов, окружавшей человеческое сердце, чтобы, когда придет Спаситель, когда воссияет Солнце Правды на земле, через эти трещины пошли лучи благодати Божией, и люди обратились ко Христу Спасителю. Вот такая была роль Иоанна Крестителя.

37, красный

Духовное чтение на 20 января 2019 года

 

Духовное чтение на 20 января 2019 года