Духовное чтение на 21 января 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 21 января 2019 года. На его страницах Вы можете подкрепиться следующей духовной пищей:

• Жития святых – Мученик Або Тбилисский;
• Чтение Апостола – Послание к Евреям (глава 8, стихи 7-13);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Марка (глава 8, стихи 11-21);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 51

Мученик Або Тбилисский

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы обратимся к памяти святого мученика нашего братского православного грузинского народа. Заранее прошу прощения у наших братьев по вере за возможные ошибки в произношении грузинских названий и имен, но не поделиться таким древним и характерным житием с телезрителями было бы большой ошибкой.

Мученик Або́ Тбилисский, араб по происхождению, жил в VIII веке в Багдаде и был изготовителем благовонных мазей. В возрасте 17–18 лет он оказался в Тбилиси, последовав за правителем Картли, что в Восточной Грузии, – Нерсесом. Нерсес, будучи оговорен перед халифом, провел в Багдаде три года в заключении; освобожденный новым халифом, он взял с собой Або. В Тбилиси Або изучил грузинский язык. Своими добродетелями он заслужил общую любовь и уважение народа. Або стал изучать Священное Писание и все чаще посещать храмы Божии. Пребывая в посте и молитве, он искал удобного случая, чтобы принять святое Крещение. В то время правитель Картли Нерсес вновь был оклеветан перед халифом и вызван в Багдад. Нерсес, желая избегнуть расправы, поехал на север, в Хазарию. В его свите из 300 человек оказался также Або. В Хазарии он и принял святое Крещение.

Через несколько месяцев, следуя за Нерсесом, Або оказался в Абхазии. Там он вел строгую подвижническую жизнь, постоянно размышлял над Священным Писанием, подолгу молился на церковных службах. О благочестивой жизни святого Або стало известно владетелю и епископу Абхазии. Они часто призывали святого Або для духовной беседы, удивляясь его глубокой вере и знаниям. Но, желая избежать мирской славы и подражая подвигу преподобного Антония Великого, святой Або предался безмолвию и лишь через три месяца, в день Светлого Воскресения Христова прервал свое молчание, славя и проповедуя Воскресшего Спасителя.

Вскоре Нерсес решил вернуться в Тбилиси, и Або безбоязненно последовал за ним, хотя правитель Абхазии просил его остаться, опасаясь за его судьбу. В Тбилиси, находившемся тогда под властью мусульман, святой Або открыто исповедовал Христа Спасителя и тем навлек на себя мстительный гнев персов. Святой Або был заключен в темницу, а затем приведен на суд. Уговорами и обещаниями всяческих богатств и почестей его пытались вернуть к магометанству. И когда увидели, что Або остается непреклонным, вновь бросили в темницу. На 9-й день заточения Ангел Господень открыл святому Або о близком дне его мученической смерти.

В третий час праздника Богоявления святой Або приобщился Святых Тайн и вскоре был уведен стражниками на казнь. Надеясь страхом вынудить отречение от Христа, святому Або трижды нанесли удар тупой стороной меча. Мученик остался непоколебим. Скончался он через усекновение честной главы в тот же день, пятницу, 6 января 786 года.

Тело святого Або было облито нефтью и сожжено на краю скалы на том месте, где позже была построена тбилисская Мете́хская церковь. В древнем житии сказано, что «Господь послал на то место звезду, светящуюся, как лампада, которая стояла в воздухе до трех часов ночи и более… и освещала собой весь Тифлис». Кости и пепел были зашиты в шкуру овцы и брошены в реку Куру под мост. На другой день, 7 января, они были прославлены удивительным столпом света, исходящим из воды, о чем свидетельствовал современник святого Або Иоанн Сабанисдзе, составивший его житие. Иоанн Сабанисдзе составил свой труд по благословению Католикоса Ка́ртли Самуила VII в конце VIII века. Труд этот признан одним из основных источников изучения истории Грузии второй половины VIII века по Рождестве Христове.

Братья и сестры, мы никогда не должны забывать, что во Христе, как писал апостол Павел, нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, ни варвара, ни Скифа, ни раба, ни свободного, но все и во всем Христос. Нас непрестанно окружают люди, отличные от нас по цвету кожи, языку, темпераменту и другим внешним и внутренним признакам, и очень часто мы забываем что за незнакомой нам внешностью или непривычными для нас манерами может скрываться добрая христианская, православная душа. Дух злобы, которого навязывает нам враг рода человеческого, старается разделить нас по каким-либо отличительным чертам, но Господь наш Иисус Христос призвал нас к любви и единству. И святой Або – один из ярких светильников Кавказа – напоминает нам о единстве всех православных народов.

Святый мучениче Або, моли Бога о нас.

Чтение Апостола, 51

Послание к Евреям (глава 8, стихи 7-13)

ратия!> если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но пророк, укоряя их, говорит: «вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более». Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.

Евангелие дня, 51

Святое Евангелие от Марка (глава 8, стихи 11-21)

Вышли фарисеи, начали с Ним <Иисусом> спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение. И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону. При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке. А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой. И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас. Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните? Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь. И сказал им: как же не разумеете?

Проповедь пастырей 51

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Протоиерей Димитрий Смирнов

… Многие люди в безумии своем даже духовную жизнь оценивают по своему чувству: вот мне от этого хорошо или плохо; мне здесь удобно, приятно или нет; мне здесь легко молиться или мне здесь молиться не­легко — и, конечно, мгновенно попадают в лапы дьявола, потому что нельзя оценивать бытие с помощью своих ощу­щений. Это все равно, что мерить что-то кривой линейкой, или взвешивать фальшивой гирей, или самого себя вытас­кивать за волосы из болота, не имея точки опоры. Нельзя делать СЕБЯ мерилом вещей, потому что мы искажены грехом, испорчены. Для этого нам даны заповеди Божии.

35

Духовное чтение на 21 января 2019 года

Духовное чтение на 21 января 2019 года