Духовное чтение на 22 января 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 22 января 2019 года.

• Жития святых – Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России;
• Чтение Апостола – Послание Евреям (глава 9, стихи 8-23);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Марка (глава 8, стихи 22-26);
• Толкование Евангелия – Блж. Иероним Стридонский;
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 52

Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы поговорим о святителе Филиппе, митрополите Московском. Печально, что в наше время даже от верующих людей можно иногда услышать выражение «Филькина грамота». А ведь автором этого фразеологизма был царь Иоанн Грозный, презрительно именовавший таким образом обличения святителя Филиппа, направленные против его беззаконий. Но обо всем по порядку.

Святой Филипп (в миру Феодор) происходил из знатного рода бояр Колычевых. С ранних лет Феодор, по выражению жизнеописателя, с сердечной любовью прилепился к богодухновенным книгам, отличался кротостью, степенностью и чуждался забав. По своему высокому происхождению он часто бывал в царском дворце. Его кротость и благочестие оставили сильное впечатление в душе его сверстника, царя Иоанна.

По примеру своего отца Феодор начал военную службу, и его ожидало блестящее будущее, но сердце его не лежало к благам мира. Против обычая времени он медлил жениться до 30-летнего возраста. Один раз в церкви в воскресный день на него сильно подействовали слова Спасителя: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. (Мф. 6, 24). Услышав в них свое призвание к иночеству, Феодор тайно от всех, в одежде простолюдина, оставил Москву и направился в Соловецкую обитель. Здесь в течении девяти лет он безропотно нес тяжкие труды послушника, работал, как простой селянин, то на огороде, то в кузнице и пекарне. Наконец, по общему желанию братии был поставлен в пресвитера и игумена. В этом сане он ревностно заботился о благосостоянии обители в материальном, и еще больше – в нравственном отношении.

Игумена Филиппа вызвали в Москву для духовного совета, где при первом же свидании с царем он узнал, что для него назначена кафедра митрополита. Со слезами он умолял Иоанна помиловать его от этого назначения. Царь был непреклонен и поручил архиереям и боярам убедить Филиппа к принятию митрополии. Соловецкий игумен согласился, но требовал уничтожения опричнины. Архиереи и бояре уговаривали Филиппа не настаивать усиленно на этом требовании из уважения к самодержавию царя и смиренно принять сан. Филипп уступил воле царя, видя в ней Божие избрание.

В первое время святительства Филиппа утихли ужасы опричнины, но так было недолго. Опять начались грабежи и убийства мирных граждан. Митрополит несколько раз в уединенных беседах с царем старался вразумить его, но видя, что убеждения помогают, решился действовать открыто.

21 марта 1568 года, в Крестопоклонную Неделю, перед началом литургии митрополит Филипп стоял на возвышении посреди храма. Вдруг в церковь входит Иоанн Грозный с толпой опричников. Все они и сам царь были в высоких черных шапках, черных рясах, из-под которых блестели ножи и кинжалы. Иоанн подошел к святителю со стороны и три раза наклонял свою голову для благословения. Митрополит стоял неподвижно, устремив свой взор на икону Спасителя.

Наконец бояре сказали: «Владыка святый! Царь требует твоего благословения». Святитель обернулся к Иоанну, как бы не узнавая его, и сказал: «В этой одежде странной я не узнаю царя православного, не узнаю его и в делах царства. Благочестивый, кому поревновал ты, исказив таким образом твое благолепие? С тех пор, как светит солнце на небе, не слыхано, чтобы благочестивые цари возмущали собственную державу… У татар и язычников есть закон и правда, а у нас их нет. Мы, государь, Богу приносим бескровную жертву, а за алтарем льется невинная кровь христиан. Не скорблю о тех, которые, проливая свою невинную кровь, сподобляются доли святых мучеников; о твоей бедной душе страдаю. Хотя и образом Божиим почтен ты, однако ж, смертный человек, и Господь взыщет все от руки твоей».

Иоанн кипел гневом, шептал угрозы, стучал жезлом о плиты помоста. Страшно раздраженный, Иоанн вышел из церкви, но затаил злобу. Вскоре царь велел судить святителя Филиппа. Нашлись клеветники с ложными обвинениями против святого, и он был осужден на лишение кафедры.

8 ноября 1568 года, в праздник Архангела Михаила, святитель в последний раз служил в Успенском соборе, он так же, как и в день обличения царя Иоанна Грозного, стоял на кафедре. Вдруг отворились церковные двери, вошел боярин Басманов в сопровождении толпы опричников и велел прочесть бумагу, в которой изумленному народу объявляли, что митрополит лишается сана. Тотчас же опричники сорвали со святителя облачение и, одев в оборванную монашескую рясу, вывели его вон из храма, посадили на дровни и с ругательствами повезли в один из московских монастырей.

Говорили, что царь хотел сжечь исповедника Христова на костре и только по просьбе духовенства определил ему пожизненное заточение. В то же время самодержец казнил многих родственников святого Филиппа. Голову одного из них, особенно любимого Филиппом племянника Ивана Борисовича Колычева, Грозный послал митрополиту. Народ с утра до вечера толпился вокруг обители, желая увидеть хоть тень славного святителя. Тогда Иоанн велел перевести его в Тверской Успенский Отрочь монастырь.

Год спустя Иван Грозный со всей дружиной двинулся против Новгорода и Пскова и отправил впереди себя опричника Малюту Скуратова в Отрочь монастырь. Святой Филипп за три дня предсказал о своей предстоявшей кончине и приготовился к ней принятием Святых Таин. Малюта с лицемерным смирением подошел к святителю и просил благословения царю, затем бросился на архипастыря и задушил его. Тотчас же вырыли могилу и на глазах убийцы опустили в нее священномученика.

После мученической кончины святителя Филиппа 23 декабря 1569 года тело его было погребено в Успенском Отроче монастыре в Твери, а 20 лет спустя перенесено на Соловки. В 1652 году святые мощи были перенесены в Москву и положены в серебряную раку в Успенском соборе Кремля, около иконостаса, где и хранятся доныне.

Святителю отче Филиппе, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 52

Послание Евреям (глава 9, стихи 8-23)

ратия!> Дух Святой показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя, непорочного, Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному! И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. Ибо где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив. Почему и первый завет был утвержден не без крови. Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: «это кровь завета, который заповедал вам Бог». Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные. Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. Итак, образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное — лучшими сих жертвами.

Евангелие дня, 52

Святое Евангелие от Марка (глава 8, стихи 22-26)

Приходит <Иисус> Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого, и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.

Духовное чтение на 22 января 2019 года

Блж. Иероним Стридонский

И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении

Разве дом его не в Вифсаиде? Посмотрите, что сказано. Если мы поймем это место буквально, то в Вифсаиде этого произойти не могло. Если слепого находят в Вифсаиде, уводят его в место, где он затем получает исцеление, и оттуда уже посылают домой, то, следовательно, он должен был вернуться в Вифсаиду. Однако если он возвращается в Вифсаиду, то почему было сказано: Не заходи в селение? – Видишь теперь, что понимать это следует в духовном смысле? Слепой выводится из дома иудеев, из селения иудеев, из буквы иудеев, из иудейских традиций. Тот, кто не мог быть исцелен законом, исцеляется благодатью Евангелия. Когда ему говорится, чтобы возвращался домой, это означает не тот дом, из которого он вышел, но тот, в котором до него был Авраам. А поскольку Авраам – отец всех верующих (ср. Рим. 4:11, Гал. 3:6, Иак. 2:23), то «увидел Авраам день Мой, и возрадовался» (ср. Ин. 8:56).

 

Проповедь Пастырей, 52

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 22 января 2019 года

… Жизнь здесь, на земле, не такая долгая. Осталось нам совсем немножко для того, чтобы поучиться богоугождению. И если мы сделаем великие дела, нас Цер­ковь прославит, но это не всем дано, а кому уготова­но. Важно, чтобы жизнь не была пуста. А то бывает, человек умер, и сказать-то о нем нечего. Ради чего жил? Непонятно, все для себя: женился для себя, детей родил для себя, работал для себя, учился для себя, оде­вался для себя. Ну и что дальше? Какой смысл для себя жить, если все равно умрешь? Бестолковая какая-то жизнь. Какой смысл ордена получать, если все равно на подушке их за тобой понесут? Другое дело, если ты к этому не стремился, оно как бы само собой вышло. Ты защищал кого-то, кого обижают. Тебе неохота было, страшно, пули свистели, а ты все равно шел, преодо­левал себя, душу свою клал за ближнего. Это совсем другое дело. А если уж за это какая награда вышла, то Бог с ним, но ведь не для награды же лезть, бессмысленно на смерть идти за какой-то кусок металла.
Или деньги зарабатывать. Все хотят пожить побогаче. Конечно, богатым-то оно быть неплохо, но стоит ли на богатство жизнь тратить? Человек работает, работа­ет, а потом взял и купил какие-то сережки. Три месяца вкалывать, чтобы куски металла себе повесить! Это совсем безумие. Другое дело, если от бабушки досталось или кто-то подарил. А работать, мучиться, искать, купить да потом еще уши про­ткнуть и вставить. Ну, неразумная совершенно жизнь, неразумная!
Поэтому надо все время думать: зачем я это делаю? И всю свою жизнь стараться так устроить, чтобы это было ради Бога. Ради Бога можно что угодно делать: и ули­цу подметать, и детей воспитывать, и телевизоры чинить. На любом месте, где бы ты ни был, всегда можно Богу послужить. Тогда мы будем становиться постепенно людьми духовными, все время к Богу приближаться и тот свет, который мы черпа­ем от Христа, сможем еще кому-то донести. А если будем только языком трепать, как мы обычно: вот надо так, надо так, — учить все могут, а важно показать как. Ты сам стань другим. Тогда люди на тебя посмотрят и скажут: да, этот человек действительно необыкновенный. Все у него тихо, скромно, никогда вперед не лезет, делает все хорошо, себе ничего не просит, а если его похвалишь, то он смутится и уйдет. Все совершенно не как у людей. Вот и мы с вами так должны жить, чтобы у нас все было не как у людей, а наоборот. Это есть христианская жизнь.

32

Духовное чтение на 22 января 2019 года

Духовное чтение на 22 января 2019 года