Духовное чтение на 23 января 2019 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 23 января 2019 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Святитель Григорий, епископ Нисский;
• Чтение Апостола – Послание к Евреям (глава 10, стихи 1-18);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 10, стихи 1-8);
• Толкование Евангелия – Свт. Иоанн Златоуст;
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 53

Святитель Григорий, епископ Нисский

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы поговорим об одном удивительном богослове и ближайшем соратнике святителя Василия Великого. Итак, вот что рассказывает нам житие святителя Григория, епископа Нисского, младшего брата святителя Василия Великого. Рождение и воспитание его совпало с самым разгаром арианских споров. Получив прекрасное образование, он был какое-то время наставником риторики и женился на Феосевии или Феозве, благочестие которой описано в письме Григория Богослова к Григорию Нисскому по поводу ее смерти. Смерть жены, случившаяся около 365 года, изменила Григория, оставившего к тому времени обязанности чтеца и увлекшегося изучением языческой литературы – он удаляется в понтийский монастырь своего брата Василия.

В 372 году Григорий был рукоположен своим братом, святым Василием Великим, во епископа города Ниссы в Каппадокии. Святой Григорий был твердым ревнителем православия и вместе с братом Василием Великим боролся против арианской ереси, претерпевая гонения со стороны ариан, которыми в 376 году был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества, лишен кафедры и сослан в Анки́ру. На следующий год святой Григорий был вновь заочно низложен собором арианствующих епископов, но продолжал укреплять свою паству в православии, переходя с места на место. После смерти царя Вале́нта в 378 году был возвращен на свою кафедру и с радостью принят паствой. В 379 году внезапно скончался его брат, святой Василий Великий, в возрасте всего 49 лет. Святой Григорий тяжело переживал потерю своего наставника. Он написал ему надгробное слово и закончил составленное святителем Василием описание шести дней творения, так называемый «Шестоднев». В том же году святой Григорий участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не почитавших непорочного девства Божией Матери, а также еретиков, уклонившихся в другую крайность и поклонявшихся Богоматери как Божеству. Он был избран Собором для обозрения церквей в Аравии и Палестине и утверждения православного учения о Пресвятой Богородице. В 381 году святой Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Святого Духа. На этом Соборе был дополнен Никейский Символ веры теми словами, которые мы в наши дни читаем после слов «И в Духа Святаго, Господа Животворящего», то есть Символ веры приобрел ту форму, что мы исповедуем по сей день.

Вместе с другими епископами святой Григорий утвердил в сане Константинопольского архипастыря святого Григория Богослова. В 383 году святой Григорий Нисский был участником Собора в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Святого Духа. В 394 году святой Григорий вновь присутствует в Константинополе на Поместном Соборе, созванном для решения церковных дел в Аравии. Святитель Григорий Нисский был пламенным защитником православных догматов и ревностным учителем своей паствы, а также милостивым и сострадательным отцом пасомых, их заступником перед судьями; он отличался великодушием, терпением и миролюбием. Дожив до глубокой старости, святой Григорий Нисский мирно скончался вскоре после Константинопольского Собора в 394 году. Вместе со своими великими современниками, святителями Василием Великим и Григорием Богословом, святитель Григорий Нисский имел значительное влияние на церковную жизнь своего времени. Его сестра, святая Макрина, писала ему: «Ты известен и городам, и народным собраниям, и целым областям: Церкви посылают и зовут тебя на помощь».

Братья и сестры, конечно нельзя обойти стороной многоценное сокровище письменного наследия, доставшегося нам от святителя Григория. И вот как пример его удивительных писаний отрывок из поучения о молитве: «Посему надлежит нам тому сперва научиться …, что «должно всегда молиться и не унывать (Лк. 18, 1). Ибо следствие молитвы то, что бываем мы с Богом: а кто с Богом, тот далек от сопротивника. Молитва есть охранная стража целомудрия, доброе направление раздражительности, обуздание кичливости, очистительное средство от памятозлобия, истребление зависти, уничтожение неправды, исправление нечестия. Молитва есть крепость телу, обилие в дому, благоустройство в городе, могущество царства, победный памятник на брани, безопасность во время мира […] Молитва – собеседование с Богом, созерцание невидимого, несомненная уверенность в вожделеваемом, равночестие с Ангелами, преспеяние в добре, низложение зла, исправление согрешающих, наслаждение настоящим, осуществление будущего».

Братья и сестры, не будем пренебрегать писаниями наших величайших учи́телей, пусть их слова написаны в древнем, непривычном для нас стиле, но зато глубина их заставляет остановиться в наших мирских заботах и хоть на минуту окунуться в радость священного богомыслия.

Святителю отче Григорие, моли Бога о нас.

Чтение Апостола, 53

Послание к Евреям (глава 10, стихи 1-18)

ратия!> Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему Христос, входя в мир, говорит: «жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже». Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, — которые приносятся по закону, — Ты не восхотел и не благоизволил», потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей‐то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. И всякий священник ежедневно стои́т в служении и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. О сем свидетельствует нам и Дух Святой; ибо сказано: «вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более». А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.

Евангелие дня 53

Святое Евангелие от Матфея (глава 10, стихи 1-8)

И призвав двенадцать учеников Своих, Он <Иисус> дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.

Духовное чтение на 23 января 2019 года

Свт. Иоанн Златоуст

больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте

Затем, чтобы их проповедь удобнее могла расположить к вере, говорит: больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. Заметь, как Он заботится о правах их: не меньше, чем о чудесах, показывая им, что чудеса без доброй нравственности ничего не значат; говоря: даром получили, даром давайте, – Он смиряет их высокоумие и предостерегает от сребролюбия.

И чтобы не подумали, что производимые ими чудеса плод их добродетелей, и не возгордились тем, говорит: даром получили, даром давайте. Вы ничего своего не даете тем, которые принимают вас; получили вы эти дары не в награду и не за труды: это Моя благодать. Так и другим давайте, потому что нельзя найти цены, достойной этих даров.

 

Наставление, 53

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 23 января 2019 года

… Очень часто люди пожилые жалуются на свои болезни. И это так странно звучит, потому что сейчас уже все дети болеют, сто процентов. Что же требовать от человека, который должен готовиться к смерти? А он почему-то хочет выздороветь. Но ведь смерть и болезнь — это вещи неизбеж­ные. Надо уметь с этим смиряться, надо уметь это терпеть, надо уметь это превозмогать. Конечно, это не значит, что лечиться — грех, но само лечение тоже есть страдание, просто одно заменяет другое, но страдание неизбежно. И чтобы показать неизбежность страдания для всякого, кто желает взойти на Небо, Христос пришел на землю. Надо все время читать Евангелие, и мы увидим, что наша жизнь по сравнению с той жизнью, которую прожил Христос, наполнена гораздо большими утешениями. Единственная радость, которая у Него была, — это общение с Отцом Небесным.
Поэтому наша жизнь должна состоять не из поисков земной радости. Ещё немножечко, совсем чуть-чуть — и мы начнем болеть и умирать, потому что удел нашей земной жизни — это все-таки болезнь и смерть. Хотя, конечно, хочется что-то на земле сделать, но не это важно, а важно свою душу подготовить к вечности и к встрече с Богом. Потому что когда мы с Богом встретимся лицом к лицу на суде, и когда Он на нас посмотрит Своими крот­кими очами, и мы вспомним всю нашу жизнь и все то, что Он для нас сде­лал, как Он нам всегда, словно самый последний слуга, помогал, о чем бы мы Его ни просили, нам будет ужасно стыдно. И чтобы уменьшить этот стыд, нам надо все-таки стараться совершать такие поступки и таким образом жизнь свою проводить, чтобы мысленно соотноситься всегда с Ним: вот то, что я сейчас буду делать, порадует ли это Его или опечалит? Это единствен­ный путь добра.

Заглавие, окончание 33

Духовное чтение на 23 января 2019 года

Духовное чтение на 23 января 2019 года