Духовное чтение на 25 января 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 25 января 2019 года.

• Жития святых – Мученица Татиана;
• Чтение Апостола – Первое послание к Евреям (глава 11, стихи 8-16);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Марка (глава 9, стихи 33-41);
• Проповедь пастырей – Из проповеди протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 55

Мученица Татиана

Святая была дочерью богатого римлянина и была воспитана им в христианской вере в начале III века. Когда Татьяна достигла совершеннолетия, она стала равнодушна к богатству и иным благам и возлюбила всем сердцем духовный образ жизни. Она навсегда отказалась от супружеской жизни и за добродетельную жизнь была назначена диакониссой Римской церкви. В этой должности она с усердием ухаживала за больными, посещала темницы, помогала неимущим, стараясь постоянно угодить Богу молитвами и добрыми делами. При императоре Александре Севе́ре  (годы правления 222–235) святая Татьяна за исповедание Иисуса Христа около 225 года приняла мученическое страдание от римского градоправителя Ульпиа́на. Согласно древнему рассказу, святую Татьяну после разных истязаний бросили на арену Колизея, чтобы свирепый лев растерзал ее для забавы зрителей. Но вместо этого лев стал кротко ласкаться к ней. Тогда святую Татьяну усекли мечом.

Казалось бы, что в этом житии может быть связано с учебой и такой категорией молодежи, как студенты? Ответ достаточно неожиданный — это просто совпадение, связанное с днем ангела матери одного из фаворитов императрицы Елизаветы Петровны.

12 января 1755 года в день памяти святой мученицы Татианы и в день именин матери Ивана Шувалова, основателя Московского университета, российская императрица Елизавета Петровна одобрила прошение Ивана Шувалова и подписала указ об открытии в Москве университета, ставшего одним из центров русской передовой культуры и общественной мысли России. А в 1791 году в «воспоминание достойночтимого дня, в который учрежден проект об Университете» во имя святой была освящена первая домовая университетская церковь. Со временем Татьянин день стал отмечаться как студенческий праздник по всей России, а 25 января 2005 года указом президента Владимира Владимировича Путина был официально установлен как День российского студенчества.

Братья и сестры, давайте вернемся к житию святой. Хочется заметить, что именно благочестие отца, воспитанные им в добром сердце дочери благоразумие и нелюбовь к богатству стали той ступенью, которая помогла мученице встать на духовный путь самоотверженного служения Церкви. Часто в нашем веке мы видим родителей, страдающих из-за неустроенности жизни своих взрослых детей. Может быть, это потому, что с самого детства многих волнуют не понятия добра и зла, усвоенные ребенком, а  лишь вопросы видимого развития. Например, желание чтобы ребенок превосходил сверстников в количестве поездок за границу или ходил на четыре развивающие секции сразу. В конце концов, когда видишь подобных родителей на каком-либо массовом мероприятии, то дети для них становятся лишь предметом банального хвастовства. Но когда ребенок знает названия всех планет, имеет бесчисленное количество одежды и игрушек и при этом повышает голос на родителей, обижает сверстников, жестоко обращается с животными, это говорит об одном: вся его образованность — одна фикция.  Такого рода образование лишь тешит самолюбие родителей и взращивает их гордыню и, увы, ребенка. Об этом говорил блаженный патриарх Сербский Павел: «К сожалению, в нашем обществе есть бедные дети, которым родители не смогли дать ничего… кроме денег». А здравствующий ныне схиархимандрит Иоаким Парр говорит: «Не беспокойтесь, станут ли ваши дети богатыми. Беспокойтесь, станут ли они людьми».

Дорогие друзья, печальный итог виден чаще всего к старости самих родителей. А благочестивый родитель святой Татьяны, наоборот, обладая большими денежными средствами, имел для себя великое утешение в мыслях очень верных. Он, наверное, спрашивал себя: «А что действительно будет полезно моему ребенку, его невидимой душе, что я могу сокровенно от всех делать для него, как я могу ей помочь вырасти настоящей христианкой?» Может, это были добрые сказки и время, которые он уделял ежедневно только ей.  Или вопросы «А что тебя сегодня  удивило, расстроило, порадовало? Чем я могу тебе помочь?» – или просто доброе отношение друг к другу в семье, небезразличие к трудностям близких и дальних. И конечно, необходимым для воспитания благоговения является хождение в храм самих родителей.  Их сосредоточенная, искренняя молитва не останется незамеченной у детей, а в первую очередь у Бога, Который слышит наши прошения и устраивает наши жизни. Совместное Причастие, домашняя молитва, любовь – все это требует времени, а совсем не средств.

Братья и сестры, важно говорить с детьми о Боге, чтобы, когда они станут студентами, не нужно было бы молиться Богу и святой мученице Татьяне об их вразумлении и возвращении в лоно Святой Церкви. Пусть лучше наша молитва будет молитвой благодарения за наших воспитанных и благоразумных детей, младенцев, школьников, студентов и даже совсем взрослых. Поэтому сегодня, в день памяти мученицы Татьяны, Святая Церковь призывает нас прийти и помолиться о наших семьях, о наших детях, а студентов особо призывает воззвать к Господу о даровании мудрости в учении и в выборе правильного жизненного пути!

Святая мученица Татиана, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 55

Первое послание к Евреям (глава 11, стихи 8-16)

Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель — Бог. Верою и сама Сарра [будучи неплодна] получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.

Евангелие дня, 55

Святое Евангелие от Марка (глава 9, стихи 33-41)

Пришел <Иисус и ученики Его> в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал Двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня. При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас. И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

Наставление, 55

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… От чего бывают войны, драки, убийства? От того, что человека мучает какая-то страсть. Вот меня душит гнев против кого-то, и моя душа хочет устранить это мучение. Как это сделать? Мне надо то зло, которое во мне есть, выместить на объекте моей злобы. Так же поступил и Каин: он возненавидел Авеля и убил его и получил некоторое облегчение, потому что теперь уже ненавидеть некого, брат мертв — значит, и гнев ушел. Таким образом он поступил с той страстью, которая душила его. Но на самом деле это поступок совершенно бессмысленный, потому что он имел тяжелые последствия для самого Каина и для его потомков.

А Христос не так говорит. Нужно побе­дить саму страсть, потому что можно без кон­ца удовлетворять свою страсть, но от этого она будет только расти. Редко человек может взять и остановиться, если он по страсти что-то делает. Единственный способ — надо избавиться от самой страсти, а это го­раздо труднее. Поэтому чтобы стать учеником Христовым, нужно отвергнуться себя. И учениками Христовыми становятся немногие, потому что это отвержение себя очень трудно. Спать хочется — а надо правило читать. Устал, сегодня выходной день — а надо в храм идти. Кто-то заболел — надо больного навестить. Хотя на душе и нет особой к нему любви, но долг христианский велит: больной — надо посетить. Именно надо. А уж когда ушел от него, спускаешься по лестнице, на душе хорошо и чувствуешь, как благодать Божия твоего сердца коснулась.

А завтра опять то же самое: все время приходится делать против того, что хочется. Ведь хочется только лежать или чем-то наслаждаться, развлекаться, разговаривать, интересных людей посещать и все такое внешнее потреблять. А Христос требует, наоборот, все время труда, да еще самого трудного труда — духовного. Есть два пути: путь зла, который все равно приведет к тупику, который все равно разрушит всю твою жизнь, который искалечит твоих детей, который все приведет в ужас. И есть путь христианский. Это не значит, что каждый из нас, идя этим путем, обязательно на зем­ле достигнет полной гармонии. Нет, в ту меру, в которую ты потрудишься, жизнь твоя и исполнится всяческой Божественной полноты и упорядочится — но ровно настолько, насколько ты приложил труда.

35

Духовное чтение на 25 января 2019 года

Духовное чтение на 25 января 2019 года