Духовное чтение на 28 января 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 28 января 2019 года. На его страницах Вы можете подкрепиться следующей духовной пищей:

• Жития святых – Преподобный Павел Фивейский;
• Чтение Апостола – Послание к Евреям (глава 11, стихи 17-31);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Марка (глава 9, стихи 42-50; глава 10, стих 1);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 51

Преподобный Павел Фивейский

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы будем вспоминать основателя православного монашества — преподобного Павла Фивейского. Он родился в Египте, в городе Фиваиде, или Фивах. Оставшись сиротой, он много претерпел от своего корыстолюбивого родственника из-за родительского наследства. Во время гонений Декия на христиан с 249 по 251 год святой Павел узнал о коварном замысле предать его в руки гонителей и, покинув город, удалился в пустыню. Поселившись в пещере у подножия горы, преподобный Павел, никому не ведомый, прожил в ней 91 год, неустанно молясь Богу днем и ночью.

Незадолго до кончины преподобного Павла Бог открыл о нем преподобному Антонию Великому, который также подвизался в Фиваидской пустыне. Однажды святому Антонию пришла мысль, что едва ли есть другой такой пустынник, как он, и тогда он услышал глас: «Антоний, есть раб Божий, который совершеннее тебя и прежде тебя поселился здесь в пустыне. Иди в глубину ее и найдешь его». Антоний пошел и нашел пещеру святого Павла. Преподав Антонию урок смирения, преподобный Павел вышел ему навстречу. Авва Павел открыл преподобному Антонию приближение своей кончины и завещал похоронить его. Преставился святой Павел в 341 году во время молитвы, стоя на коленях, было ему 113 лет. Он не основал ни одной обители, но вскоре после его кончины явилось много подражателей его жизни и они покрыли пустыню обителями. Как уже было сказано, преподобный Павел считается отцом православного монашества.

Братья и сестры, по большому счету, житие преподобного Павла можно свести к одному только предложению: «Поселившись в пещере у подножия горы, преподобный Павел, никому не ведомый, прожил в ней 91 год, неустанно молясь Богу днем и ночью». Святой Павел не искал ни славы, ни каких-либо особенных откровений. В принципе, ему ведь был открыт и скорый, мученический путь. Но он избрал путь пустынника, который прошел с честью.

Для нас это очень важный урок. Часто мы беремся за то или иное дело и думаем о том, чего бы мы хотели достичь через это. Устраиваемся на новую работу и думаем о том, что она позволит нам изменить в своей жизни. Рожаем детей и уже представляем, как они выросли. Даже идя на богослужение, уже держим в голове то, что хотим получить от Бога. То есть мы всегда ждем перемен, «перемен требуют наши сердца». А преподобный отец Павел, как и все настоящие подвижники, не ждал никаких перемен, кроме внутренних. Покаяние – вот та перемена, что угодна Богу. Конечно, есть среди нас и те, что тридцать и более лет проработали на одном месте. Но разве это был просто труд? Конечно, все что-нибудь скопили, купили детям квартиру или что-то еще. И это даже совсем неплохо, ведь это тоже проявление любви к своим ближним. И, скорее, грехом было бы работать в миру много лет и ничего не сделать для самых близких людей, не позаботиться о детях, а детям не позаботиться о своих родителях. Но образец жизни преподобного Павла снова напоминает нам слова Спасителя где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Преподобный сам был на земле, а сердце его было с Господом на небе. И если мы посмотрим на почти современным нам святых, например на святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, то суть увидим ту же. Хотя отец Иоанн и жил в миру, хотя и было у него разного рода имущество, но он каждый день старался прожить таким образом, чтобы ко времени отхода ко сну все его финансы были распределены на те или иные благотворительные нужды. И ведь Кронштадтский наш праведник тоже, как и преподобный Павел, просто жил. Жил во Христе, служил Богу и ближним каждым своим делом и словом. Он не делал ничего ради корысти, ради того чтобы добиться перемен в своей внешней жизни. Он хотел только перемен внутренних. Но Господь приготовил ему крест великой известности при жизни, а преподобному Павлу, наоборот, путь полной неизвестности.

Братья и сестры, подвиги наших православных святых могут отличаться по форме и направлениям, иногда даже до полной противоположности. Но в сердцевине их подвигов всегда лежит одно и то же Евангелие нашего Спасителя. А искусство чтения житий заключается в том, чтобы видеть именно это ядро. Если в основании жизни любого святого мы будем видеть Божественное Откровение, то нам будет становиться все яснее, чего же хочет наш Господь от нас. Хотя святые и разнятся, но корень один. Также и нас благодать Святого Духа не призывает подражать тем или иным святым буквально. Мы призваны усвоить их духовный подвиг, призваны понять их, почувствовать глубину. Разные слова Спасителя на каждого из нас действуют по-разному, мотивируют на разные дела, но это не значит, что эти дела противоречат друг другу. И апостол Павел не раз говорил о том, что все мы – тело Христово, а порознь –члены его. И каждый член тела отличается от другого, имеет свое предназначение. Главное, чтобы все члены были здоровы и были послушны голове. А голова – Господь.

Братья и сестры, давайте будем учиться видеть глубинную суть подвигов святых угодников и подражать не столько их внешним подвигам, сколько их вере и намерению исполнить волю Божию, будем подобно им полагать в основу всех наших дел Евангелие Спасителя нашего Иисуса Христа.

Преподобне отче Павле, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 51

Послание к Евреям (глава 11, стихи 17-31)

ратия!> Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: «в Исааке наречется тебе семя». Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих. Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления. Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел бо́льшим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд. Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их. Верою перешли они Чермное море, как по суше, — на что покусившись, Египтяне потонули. Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении. Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев [и проводив их другим путем], не погибла с неверными.

Евангелие дня, 51

Святое Евангелие от Марка (глава 9, стихи 42-50; глава 10, стих 1)

казал Господь:> Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает. Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою. 10. Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.

Проповедь пастырей 51

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Протоиерей Димитрий Смирнов

… Каждый человек, если сумеет осознать свою служеб­ную роль по отношению к Богу и сумеет смириться, сможет войти в Царствие Небесное. А для этого нужно то, с чего Иоанн Предтеча начал свою проповедь: покайтесь. Это слово нам знакомо, и, может быть, даже и покаяние в какой-то мере у нас есть, но оно еще неполное, поэтому мы спасены только в надежде. Против нас и в нас воюют духи злобы поднебесной, и сражение с ними есть первая часть духовной жизни. И пока мы в известной степени не победим страсти, благодать Божия не сможет к нам прийти во всей полноте.

35

Духовное чтение на 28 января 2019 года

Духовное чтение на 28 января 2019 года